Конспект НОД для детей с задержкой психического развития
по познавательному развитию
«Воздух, вода и свет»
(подготовительная группа)
Цель: обогащение представлений детей о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Задачи:
- научить детей понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы;
- подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений;
- пополнять словарный запас детей, объяснить значение слова «студеный»;
- формировать навыки работы в коллективе.
Материалы: глобус; атрибуты к сказке «Спор»: Вода, Воздух, Солнце, цветок; картинки для коромысел: дождь, снег, снежинка, сосулька, лед; две луковицы, два стакана с водой.
Ход занятия
Наблюдение у окна
Предложить детям на основе визуального наблюдения определить состояние погоды.
Звучит тихая музыка, педагог читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!
Дефектолог показывает детям глобус.
- Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. Это глобус. Посмотрите на него. То, что обозначено голубым цветом – это океаны и моря. В них очень много воды, но она соленая и не годится для питья.
Весь земной шар окружен оболочкой из воздуха.
- Как вы думаете, зачем на земле нужен воздух? (Чтобы жить, дышать.)
- Как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться.)
- Что вы думаете о Солнце, какое оно? (Яркое, горячее.)
- Зачем нам нужно солнце? (Чтобы светить, греть.)
Работа у экологического календаря
Сказка «Спор»
Дефектолог сопровождает рассказ показом иллюстраций на панно.
Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания».
Обрадовалась Вода: «Я самая важная!»
«Но и без воздуха не проживешь! – добавили растения. – Он нужен нам для того, чтобы дышать».
Обрадовался Воздух: «Я самый важный».
Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных.
Но и здесь услышали то же самое.
Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и сет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет все живое».
И решили они больше не спорить друг с другом.
Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.
Работа с коромыслами
Детям предлагается отгадать загадки и найти отгадки на коромыслах.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег.)
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло.
Звездочки холодные.
А земле тепло! (Снежинки.)
Рыбам жить зимой тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лед.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
- Про что идет речь во всех загадках? (Про воду.)
- А знаете ли вы, откуда берется вода? У И.А.Бунина есть стихотворение «Родник»:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом, расплавленным бежит.
- Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
П/и «Ходят капельки по кругу»
Дефектолог – это мама Тучка, а ребята – ее детки-капельки. Звучит музыка, напоминающая шум дождя. Капельки прыгают, танцуют. Мама- Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.) Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие Капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.) Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
- Ребята, а что еще необходимо для жизни роста растениям и человеку? (Солнце.)
- Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека или животное поместить на долгое время в темную комнату, то у него испортится зрение, и он может даже ослепнуть. А растения без света будут чахнуть, плохо расти и, в конце концов, погибнут.
- Давайте проведем эксперимент. Возьмем две луковицы, поставим их в воду и поместим одну на подоконник, а другую – в темный шкаф. Через некоторое время посмотрим, что произойдет с растениями.
Наблюдение проводится через неделю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.