Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Юные кадеты»
Программное содержание: Учить детей определять время по часам с точностью до получаса, упражнять в определении времени. Продолжать учить составлять и решать простые задачи, ориентироваться в пространстве в движении и на листе бумаги в клетку.
Активизировать словарь по теме.
Расширить знания детей об армии, об особенностях военной службы, уточнить знания о воинских профессиях.
Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность.
Оборудование:
Демонстрационный материал: модель часов с подвижными стрелками, предметные картинки с военной техникой, картина с изображением военной техники для составления задачи.
Раздаточный материал: модель часов с подвижными стрелками на каждого ребенка, цифры, палочки Кюизенера, листы бумаги в клетку, простые карандаши.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сегодня у нас в детском саду гости! Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются.)
- Скажите, пожалуйста, какое у вас настроение? (Хорошее, праздничное.)
- Праздничное! Верно.
- А какой же праздник мы будем праздновать в конце этой недели? (День защитника Отечества – 23 Февраля.)
- Кто такие защитники Отечества? (Это люди, которые нас защищают, защищают нашу страну и служат в армии.)
- Верно. Их еще можно назвать военные.
- А какие военные профессии вы знаете? (Летчик, моряк, пограничник, подводник, ракетчик…)
- Скажите, как вы думаете, военные нас защищают только днем? (Нет. Они защищают нас и утром, и вечером, и ночью.)
- А как одним словом можно назвать утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)
- Правильно, сутки! А вечер, ночь, утро, день – это части суток.
- Предлагаю поиграть в игру «Назови пропущенное слово».
Солдат утром завтракает, а обедает…. (днем).
Военные чистят зубы утром и …. (вечером).
Пограничники охраняют границу круглые сутки, значит …. (круглосуточно).
Днем солдаты учатся, а отдыхают … (вечером).
- Правильно. Да, ребята, военные тоже учатся, изучают военное дело, математику, занимаются физкультурой.
- А знаете ли вы, что военному делу можно обучаться с детства? Для таких ребят существуют кадетские училища. А учеников называют кадетами.
- Хочу предложить вам отправиться в военное училище и на некоторое время стать кадетами. Согласны?
(С помощью логоритмики дети «оказываются» в кадетском училище.)
Воспитатель: Кто шагает дружно в ряд?
Дети: Это дошколят отряд.
В класс кадетский мы спешим,
Знания проверить свои хотим.
- Вот мы с вами и в кадетском классе. Присаживаемся за парты.
- Ребята, каждый военный должен уметь определять время по часам.
- Мы с вами уже начали в детском саду учиться определять время.
- Давайте вспомним из чего состоят часы? (Циферблат и стрелки.)
- Почему стрелки имеют разную длину? (Длинная стрелка показывает минуты, а короткая – часы.)
(Воспитатель ставит короткую стрелку на 5, а длинную на 12.)
- Определите, который час? (Пять часов.)
- А когда длинная минутная стрелка пройдет весь круг, что мы можем сказать? (Прошел один час.)
(Воспитатель медленно проводит длинной стрелкой по всему кругу циферблата, ставит ее на «12», «прошел час», и передвигает короткую стрелку на «6».) (Шесть часов)
- Предлагаю поупражняться.
- Перед вами модели часов с подвижными стрелками, установите на них время, например:
- Когда вы просыпаетесь.
- Время, когда в детском саду начинается тихий час. (1 час.)
- Установите время, когда родители забирают вас из детского сада домой.
Молодцы!
- Мы умеем определять время с точностью до часа, а сейчас я научу вас определять время с точностью до получаса.
Для этого мне нужно сложить круг пополам. Я его сложу и разрежу по линии сгиба. Вот так. (Воспитатель делит круг пополам.)
- Что получилось? (2 части по полкруга.)
- Большая минутная стрелка проходит целый круг за час. (Воспитатель на модели часов объясняет.)
- А сколько времени пройдет, если минутная стрелка пройдет только половину круга? «Пройдет полчаса».
Воспитатель выставляет стрелку часов и показывает рукой по краю часов, какой путь она прошла, сравнивает с половиной круга. Объясняет детям, что сейчас на часах половина первого.
- Сейчас на часах половина первого. При этом маленькая часовая стрелка проходит только половину пути до следующей цифры. Далее воспитатель переставляет стрелки часов на половину третьего, четвертого, седьмого и просит детей определить время.
Затем каждый из детей на своих моделях часов выставляет стрелки на половину второго, шестого.
- Молодцы, ребята. Мы не так давно начали с вами учиться определять время по часам, поэтому это умение будем закреплять и далее.
- А теперь я объявляю перерыв, на котором мы проведем гимнастику для глаз:
Взгляд направо, взгляд налево.
Потолок рассмотрим белый.
Вниз посмотрим на ковер
И продолжим разговор.
- Кадеты военного училища, как и мы, очень любят и умеют решать задачи.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит задача.
Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа)
Условие – в нем о чем-нибудь рассказывают. В нем есть два числа.
Вопрос – вопросительное предложении по условию задачи.
Решение – нахождение ответа на вопрос (решение примера).
Ответ – число, которое получилось при решении.
- Верно!
- Перед вами картина. Предлагаю по ней составить задачу. Дети предлагают варианты задачи.
-Все ваши варианты интересны.
Итак, внимание задача: «В военном параде участвовало 6 танков и 3 самолета. Сколько всего военной техники было на параде?»
- Что в нашей задаче является условием? В военном параде участвовало 6 танков и 3 самолета.
Что является вопросом? Сколько всего военной техники было на параде?
Как мы можем решить эту задачу? (6 танков + 3 самолета.)
- Верно!
- Это решение.
- Решив этот примет, что мы получим? (Ответ.)
- Какой ответ мы получим: 9 единиц военной техники участвовало на параде.
- Предлагаю записать задачу 2 способами: с помощью цифр или палочками Кюизенера. (Дети выполняют работу.)
По итогам работы педагог спрашивает, какой способ выбрал тот или иной ребенок.
- Молодцы! А теперь предлагаю прерваться на физминутку.
Раз –согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
- Ребята, а еще военные должны уметь ориентироваться в пространстве. Предлагаю и вам проверить свои умения ориентироваться в пространстве.
А проверим мы вот на этом полотне. (Воспитатель устанавливает на доске ковролиновое полотно голубого цвета.)
- Амина, найди у меня на столе большой самолет и размести его в правом верхнем углу. (Воспитатель приглашает детей по очереди к полотну, давая определенное задание на ориентировку в пространстве.)
(Маленький самолет – в левый верхний угол
Между большим самолетом и маленьким разместить вертолет.
В нижнем правом углу разместить военный корабль
В левом нижнем углу – подводную лодку.)
- А вот какой вид военной техники будет расположен в центре, мы узнаем, выполнив графический диктант.
(Дети работают над графическим диктантом, четко выполняя инструкции воспитателя.)
Графический диктант.
Находим первую точку: отсчитаем от нижнего левого угла 3 клеточки в право и пять клеточек вверх, поставим точку. От этой точки провести линию вправо на 4 клеточки, вверх 4 клеточки, вправо 1 клеточку, вниз 2 клеточки, вправо 1клеточку, вниз 1 клеточку, вправо 1клеточку, вниз 1 клеточку, вправо 3 клеточки, вниз 2 клеточки, влево 9 клеточек и соединить последнюю точку с первой точкой по диагонали.
- Что получилось? (Катер.)
- Правильно, получился катер.
- Сабрина, помести его в центре нашего полотна.
- Вы молодцы, справились все!
- После успешного окончания военного училища, каждый кадет получает знак отличия. Сегодня вы тоже получаете такие значки. (Воспитатель раздает детям значки. Дети обмениваются впечатлениями.)
- Ребята нам пора уже возвращаться в детский сад. (Дети и воспитатель под логоритмику возвращаются.)
Воспитатель: Кто шагает дружно в ряд?
Дети: Это кадетский наш отряд
В детский сад возвращаться пора
Там ждут нас наши друзья.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня с вами побывали? (В кадетском классе.)
- Что делали? (учились определять время, решать задачи, ориентироваться в пространстве.
- Вам интересно было в кадетском классе?
- А своим друзьям мы расскажем: задания были сложные или легкие для нас? С чем справились быстро?
- Да, действительно, вы сегодня показали хорошие знания, как настоящие кадеты, которые получают только хорошие оценки.
- Ну что ж давайте попрощаемся с нашими гостями, а мы с вами отправимся на прогулку.
- До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.