Образовательная область - познание (Формирование элементарных математических знаний)
Цель:
Формировать представление детей о способах (приложения к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, сажень, пядь,) человеком предметов действительности в культурно –историческом процессе; научить измерять длину с помощью специального прибора «метроном».
Задачи:
Обучающие:
· Познакомить с прибором измерения «метрономом»
· Закреплять умение измерять длину предмета различными мерками;
· Совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас словами: мера, измерение,
Сажень, локоть, пядь, метроном.
· Закреплять умение ориентироваться в пространстве
Развивающие:
· Способствовать развитию логического мышления, целенаправленного внимания, рассудительной речи.
· Формировать умение применять математические знания в новых обстоятельствах.
Воспитывающие:
· Воспитывать познавательный интерес к математике.
· Помочь детям взглянуть на знакомое содержание сказок по-новому.
· Формировать навыки сотрудничества для решения общей задачи.
Предварительная работа: просмотр мультимедийной презентации «Меры измерения в древней Руси и стандартные меры измерения», беседы из личного опыта об измерениях стандартными мерами (линейкой, метром, рулеткой), наблюдения, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Подбери нужный предмет», «Подбери дорожки к домикам» и т.д.подвижные, экспериментирование, просмотр мультфильмов, создание коллекции «Нестандартных мерок».
Методы и приемы: игровая мотивация, вопросы к детям, объяснение, инструкция по выполнению, практические действия детей, музыкальное сопровождение, дидактические игры.
Материалы и оборудование: магнитофон, интерактивная доска, метроном, стол, кубики, две дорожки, домик, игрушка удав, лента.
Структура:
1. Вводная часть:
Дети заходят в музыкальный зал под музыку «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»
На свете много есть того,
Про что не знают
ничего
Ни взрослые, ни дети.
И это вовсе не секрет,
Когда секрета вовсе нет.
Скучают все на свете.
Но почему? Да потому, что…
Припев:
Ужасно интересно всё то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно всё то, что интересно!
Выходит Королева Измерения
Здравствуйте ребята, вы попали в страну измерения, и я ее королева.
Давайте поздороваемся:
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу,
Нам здороваться не лень!
Всем гостям «Здравствуйте!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!!!
(Дети садятся на стульчики.)
Королева: вы знаете, в мире существует очень много праздников. Вы можете назвать некоторые из них?
Дети: Новый Год, праздник мам и т.д.
Королева: А мы сегодня отмечаем ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ. Этот праздник приурочен к дате основания Российской Академии наук и художеств, учреждённой по высочайшему указу императора Петра1. Нужны были знания, исследования, которые вывели бы Россию вперёд, облегчили бы жизнь человека. И результаты не заставили себя ждать. Человек полетел в космос, научился с помощью новейших технологий побеждать серьёзные болезни, изобрёл умные машины. Ракеты, автомобили, спутники, комбайны, телевизоры, пылесосы, мультиварки, телефоны: радио, сотовые, спутниковые – чего только не придумано человеком. А будет изобретено ещё больше. Наука на месте не стоит. Она движется вперёд. Когда вы вырастите, кто то из вас обязательно станет ученым.
А сегодня я готова проверить ваши знания. Вы готовы выполнить мои задания?
Дети: да
Королева: Я в своем королевстве очень люблю все измерять, и у всех кто приходит, ко мне в гости я тоже проверяю знания об измерении длины. Того кто пройдет все мои задания ждет награда.
-Ребята, вы что-нибудь, когда-нибудь измеряли? (ответы детей)
- А что можно измерить? (ответы детей: ткань, лист бумаги, кровать, стол и т.д.).
- А чем можно измерять?
Дети: мерками
Перечислите, какие в Древней Руси существовали мерки измерения?
Дети: Древнейшими мерами длины являлись локоть сажень и пядь. (Дети называют и показывают. При правильном ответе появляется соответствующая картинка)
Слайд №1
Королева дает задание измерить стол «большой пядью», а ленту «локтем».(результаты дети отмечают квадратами)
Королева: Проверим, что у вас получилось.
-У всех результат одинаковый?
Дети: нет
Королева: А почему?
Вывод: разные мерки – разные результаты измерения.
(Дети садятся)
Королева: В своем королевстве, я живу не одна, здесь живет удав, мартышка, слоненок и попугай.
Слайд №2
Королева: Вот стоит дом в нем и живет удав. Но чтобы до него дойти, нам нужно преодолеть препятствие пройти по дорожкам, но не просто так а под звук (стук) метронома.
А вы знаете, что такое метроном?
Сейчас Ученая Дама вам расскажет о работе метронома.
А вот и она. (Рассказ, показ прибора)
Игра «Прошагай вместе с метрономом до домика»
Ученая дама: я предлагаю вам, ребята, прошагать вместе с метрономом до домика.
Делимся на две команды (придумываем название команд. Например «Умницы» и «Умники». Нужно пройти по дорожке до домика под звук (стук) метронома и не сбиться с пути быть внимательными и идти строго под звук метронома.
Ученая дама: вы были очень внимательными, сосредоточенными, выполнили все правильно мое задание.
Вот мы и пришли к домику удава.
Однажды Удав задался вопросом, какой у него «рост».
Отрывок из мультфильма «38 попугаев»
Королева: Кем или чем животные измеряли удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).
Дети: попугай измерял «в попугаях» и насчитал 38 своих шагов и «одно крылышко, которое можно не считать».
Королева: Следом рост узнали и другие герои.
- Сколько получилось Мартышек и Слоненка?
Дети: получилось пять Мартышек и два Слонёнка.
Королева: снова получились разные результаты измерения.
Чем меньше размер мерки, тем больше количество.
Попугай измерял шагами, Мартышка делала «колесо», а Удав просто оборачивался вокруг Слонёнка.
Физ.минутка
-Вот весёлая мартышка
Скачет весело вприпрыжку! (Дети прыгают)
А за ней ползёт удав,-
Он похож на шланг-рукав. (Руками показывают удава)
Слон ушами хлопает, (руками согнутыми в локтях хлопают по бокам)
И ногами топает. (топают ногами)
Попугай доволен всем (руки в стороны взмахи)
Машет крыльями он всем.
Королева: А вы хотели бы, как попугай, измерить удава шагами?
Дети: да.
Королева: «Шаг» - это еще одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день.»
Так давайте, же измерим!
1, 2, 3, 4, 5
Будем весело играть.
Королева: вызывает самого высокого мальчика и самую низкую девочку, просит измерить шагами одно и то же расстояние (удава)
(Сначала идет девочка. Все хором считают ее шаги.Затем мальчик. Его шаги тоже считают. )
Королева: Что вы заметили (расстояние не менялось (длина удава, а число шагов разное).
Почему так получилось? (шаги были разными).
Какой можно сделать вывод?
Разные условные мерки- разные результаты.
Песня.
Решил свой рост узнать удав,
И в этом он, конечно, прав,
И это важно очень.
Быть может, он длиннее всех,
Во много раз длиннее всех.
А может быть короче.
Но почему? Да потому, что…
Припев:
Ужасно интересно всё то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно всё то, что интересно!
Вот голова, а вот он хвост,
А остальное – это рост.
В удаве много роста.
Но как измерить этот рост,
Не знают голова и хвост.
Узнать свой рост не просто.
Но почему? Да потому, что…
Припев:
Ужасно интересно всё то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно всё то, что интересно!
Водой кончается земля,
И есть начало у
ручья.
Весной начнётся лето.
А где начаться должен я,
И где кончаться должен я?
Не знаю я про это.
Но почему? Да потому, что…
Припев:
Королева: вот и подошел к концу наш праздник науки, вы выполнили все мои задания. Молодцы.
Королева: за ваши знания, старания вы все награждаетесь медалями «маленькие звезды».
Но прежде чем произойдет награждение «маленькие звезды» покажут свой танец.
Танец «Просто, просто, мы маленькие звезды».
Награждение.
Литература:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.