Конспект по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Красавица картошка»
(старшая группа)
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
Задачи: Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Развивать способности к поисковой деятельности. Воспитывать любознательность, развивать речь, память.
Предварительная работа:
1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
3.Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)
5. Наблюдение за ростом картофеля.
6. Просмотр презентации «Откуда к нам пришла картошка».
Материал для занятий.
1. Прозрачные, стеклянные сосуды, одноразовые тарелки, терка.
2. Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
3. Вещество (раствор йода) для добавления в крахмал, пипетки по количеству детей.
4. Полоски белого цвета, по количеству детей.
5. Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (лук, капуста, кабачок, морковь, картофель, огурец, репа, чипсы.) по количеству детей.
Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского)
6. Шарик сюрпризом и запиской. Краски.
7. Очищенный картофель, (нож для воспитателя).
8. Пробирка.
9.Карточки с овощами и цветные карандаши (синий, коричневый).
Ход занятия:
Звучит песня «Улыбка».
Дети заходят в группу под музыку и становятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте,
ребята! Я очень рада вас видеть.
Вкруг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые?
- Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами, а мы подарили им свое тепло.
- Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).
( в это время в окно влетает воздушный шар с письмом на нитке, письмо написано лимонным соком или воском).
Воспитатель: Ух- ты! Что это такое? Давайте посмотрим. Это конверт, а в нем чистый лист бумаги, я ничего не вижу. Ну и что это может быть?
Дети: Это волшебное письмо.
Воспитатель: Действительно это волшебное, тайное письмо. Такие письма могут быть, написаны секретными чернилами – воском, лимоном, крахмалом. А как же узнать, что в нем написано?
Дети: Нужно закрасить красками.
Воспитатель: Давайте закрасим красками лист и узнаем что написано и от кого это письмо.
( лист закрашивается красками).
«Дети помогите, пожалуйста, мне. Я не смог выполнить домашнее задание и поэтому боюсь идти на урок, мне одному с ними не справиться. Я слышал, что вы очень умные и сообразительные дети, у вас все получится.
Пишет вам Незнайка из Цветочного города».
Воспитатель: Оказывается, Незнайке, нужно было узнать все про какой – то удивительный овощ, что бы узнать о каком овоще пойдет речь, нужно отгадать загадку. Поможем Незнайке?
Дети: Да.
Загадка:
Что копали из земли,
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?……………….. (картошку)
Воспитатель: Правильно, о картошке.
Воспитатель: Ребята, мы вчера с вами смотрели фильм о картошке.
Воспитатель: Напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории.
- пробовать на вкус только знакомые вещества;
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- быть предельно аккуратным.
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель:
Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.
Опыты:
1) Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на части.
(Раздать детям по две части).
На одну из них пипеткой нанесите каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод? (Дети рассматривают).
Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда вы капнули йод на него?
Каким цветом он стал?
Дети: Картофель стал, синим цветом.
(Выставить карточки, последовательность опыта).
Воспитатель: В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.
Воспитатель: Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля и изучим его.
(Воспитатель вывешивает картинку картофеля.)
2) Для этого я возьму мелкую тёрку и натру картофель в тарелку.
Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?
Дети: Вода
Вывод: в картофеле есть вода.
(Воспитатель вывешивает карточку со знаком «вода» на мольберт)
Разложить кашицу по стаканам детям. Одну часть процедить оставить отстаиваться для крахмала.
3) Натертую картофельную кашицу размешиваем в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)
Вывод: в воде содержится белое вещество и он полностью не растворяется в ней.
Воспитатель: Знаете, что это? Это и есть крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
(Воспитатель вывешивает карточку со знаком крахмала на мольберт)
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты. (Если дети затрудняются ответить воспитатель помогает)
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). (Картинка)
Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.
Физкультминутка под музыку«Ах, картошка» (музыка В. Шаинского)
На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, тот говорит пословицу или поговорку про картофель.
Пословицы и поговорки
· Картошка да каша – еда наша.
· Картошку копать, не руками махать.
· Без труда картошка не родится никогда.
· Картошка - второй хлеб
· Ешь картошку и хлеб — проживешь до - ста лет.
· Картошка в грядке – зима в достатке.
· Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась.
· Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит.
Воспитатель: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель - хлебу подспорье». А вы хотите все узнать про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.
4) Сравнение крахмала с мукой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: Потому, что крахмал похож на муку.
Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.
- Что можно сказать о цвете муки?
Дети: мука желтовата.
Вывод: Мука желтоватого цвета.
Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?
Дети: Крахмал белого цвета.
Вывод: Крахмал белого цвета.
Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
Дети: Она мягкая.
Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Дети: Крахмал хрустит.
Вывод: Мука мягкая, не скрипит, крахмал хрустит.
Воспитатель: Какой у веществ запах?
(Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Дети: мука без запаха.
- Что можно сказать о запахе крахмала?
Дети: крахмал без запаха.
Вывод: мука и крахмал не имеет запаха.
Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.
(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами (один овощ на ребенка), баночками с йодом и пипеткой)
Дети проводят опыт: капают йодом на овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки.
(На мольберте карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.)
Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Ребята мы сегодня с вами хорошо потрудились и Незнайка приготовили нам сюрприз
Кисель из крахмала и фруктов, и пирожки с картошкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.