Конспект НОД по исследовательской деятельности "Красавица картошка"
Оценка 4.9

Конспект НОД по исследовательской деятельности "Красавица картошка"

Оценка 4.9
docx
26.04.2020
Конспект НОД  по исследовательской деятельности "Красавица картошка"
Красавица картошка.docx

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Красавица картошка»

(старшая группа)

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

ЗадачиПознакомить детей с историей появления картофеля на Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Развивать способности к поисковой деятельности. Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

 

Предварительная работа:

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

3.Использование  дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

5. Наблюдение за ростом картофеля.

6. Просмотр презентации «Откуда к нам пришла картошка».

 

 

Материал для занятий.

1. Прозрачные, стеклянные сосуды, одноразовые тарелки, терка.

2. Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.

3. Вещество (раствор йода) для добавления в крахмал, пипетки по количеству детей.

4. Полоски белого цвета, по количеству детей.

5. Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (лук, капуста, кабачок, морковь, картофель, огурец, репа, чипсы.) по количеству детей.

Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского)

6.  Шарик сюрпризом и запиской. Краски.

7. Очищенный картофель,  (нож для воспитателя).

8. Пробирка.

9.Карточки с овощами и цветные карандаши (синий, коричневый).

 

 

Ход занятия:

Звучит песня «Улыбка».

Дети заходят в группу под музыку и становятся в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Вкруг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

 

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые?

- Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами, а мы подарили им свое тепло.

- Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).

 

 ( в это время в окно влетает воздушный шар с письмом на нитке, письмо написано лимонным соком или воском).

Воспитатель: Ух- ты! Что это такое? Давайте посмотрим. Это конверт, а в нем чистый лист бумаги, я ничего не вижу. Ну и что это может быть?

Дети: Это волшебное письмо.

Воспитатель: Действительно это волшебное, тайное письмо. Такие письма  могут быть, написаны секретными чернилами – воском, лимоном, крахмалом. А как же узнать, что в нем написано?

Дети: Нужно закрасить красками.

Воспитатель: Давайте закрасим красками лист и узнаем что   написано и от кого это письмо.

( лист закрашивается красками).

 

«Дети   помогите, пожалуйста, мне. Я не смог выполнить домашнее задание и поэтому боюсь  идти на урок, мне одному с ними не справиться. Я слышал, что вы очень умные и сообразительные дети, у вас все получится. 

                                                                   Пишет вам Незнайка из Цветочного города».

 

Воспитатель: Оказывается, Незнайке, нужно было  узнать все про какой – то удивительный овощ, что бы узнать  о каком овоще пойдет речь, нужно отгадать загадку. Поможем Незнайке?

Дети: Да.

Загадка:

Что копали из земли,

Жарили, варили.                                                                                                                 

Что в золе мы испекли,                                                                                                                    

Ели и хвалили?……………….. (картошку)

Воспитатель:   Правильно, о картошке.

 

Воспитатель: Ребята,  мы вчера с вами смотрели   фильм о картошке.

Воспитатель: Напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

 

Правила поведения в лаборатории.

- пробовать на вкус только знакомые вещества;

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель:  Приглашаю вас в лабораторию.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель:

Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опыты:

1) Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на   части.

(Раздать детям по две части).

На одну из них пипеткой нанесите каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод? (Дети рассматривают).

Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда вы капнули  йод на него?

Каким цветом он стал?

Дети:  Картофель стал, синим цветом.

(Выставить карточки, последовательность опыта).

 

Воспитатель: В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.

Воспитатель: Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля и изучим его.

 

(Воспитатель вывешивает картинку картофеля.)

 

2)  Для этого   я возьму  мелкую тёрку и натру  картофель в тарелку.  

Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?

Дети: Вода

Вывод: в картофеле есть вода.

(Воспитатель вывешивает карточку со знаком «вода» на мольберт)

 

Разложить кашицу по стаканам детям. Одну часть процедить оставить отстаиваться для крахмала.

3) Натертую картофельную кашицу размешиваем  в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится  белое вещество и он полностью не растворяется в ней.

 

Воспитатель: Знаете, что это? Это и есть  крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

(Воспитатель вывешивает карточку со знаком крахмала на мольберт)

 

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты. (Если дети затрудняются ответить воспитатель помогает)

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). (Картинка)

Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

 

Физкультминутка  под музыку«Ах, картошка» (музыка В. Шаинского)

На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, тот  говорит пословицу или поговорку про картофель.

 Пословицы и поговорки

·         Картошка да каша – еда наша.

·         Картошку копать, не руками махать.

·         Без труда картошка не родится никогда.

·         Картошка - второй хлеб

·         Ешь картошку и хлеб — проживешь до -  ста лет.

·         Картошка в грядке – зима в достатке.

·         Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась.

·         Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит.

Воспитатель: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель - хлебу подспорье». А   вы   хотите все  узнать про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

 

4) Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата.

 

Вывод: Мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

 

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Дети:  Крахмал хрустит.

 

Вывод:  Мука мягкая, не скрипит, крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах?

(Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети:   крахмал без запаха.

Вывод: мука и крахмал  не имеет запаха.

 

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами (один овощ на ребенка), баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на  овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки.

(На мольберте  карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.)

 

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

 

Ребята мы сегодня с вами хорошо потрудились и  Незнайка приготовили нам сюрприз

Кисель из крахмала и фруктов, и пирожки с картошкой.


 

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

Дети: Это волшебное письмо.

Дети: Это волшебное письмо.

Воспитатель : В картофеле находится крахмал

Воспитатель : В картофеле находится крахмал

Сравнение крахмала с мукой .

Сравнение крахмала с мукой .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020