Конспект НОД по исследовательской деятельности "Красавица картошка"

  • docx
  • 26.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Красавица картошка.docx

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности

Тема: «Красавица картошка»

(старшая группа)

Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

ЗадачиПознакомить детей с историей появления картофеля на Руси. Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Развивать способности к поисковой деятельности. Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

 

Предварительная работа:

1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

3.Использование  дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.

4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

5. Наблюдение за ростом картофеля.

6. Просмотр презентации «Откуда к нам пришла картошка».

 

 

Материал для занятий.

1. Прозрачные, стеклянные сосуды, одноразовые тарелки, терка.

2. Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.

3. Вещество (раствор йода) для добавления в крахмал, пипетки по количеству детей.

4. Полоски белого цвета, по количеству детей.

5. Пластиковые тарелки с разными овощами для опыта (лук, капуста, кабачок, морковь, картофель, огурец, репа, чипсы.) по количеству детей.

Аудиозапись песни «Улыбка», «Ах, картошка» (музыка В. Шаинского)

6.  Шарик сюрпризом и запиской. Краски.

7. Очищенный картофель,  (нож для воспитателя).

8. Пробирка.

9.Карточки с овощами и цветные карандаши (синий, коричневый).

 

 

Ход занятия:

Звучит песня «Улыбка».

Дети заходят в группу под музыку и становятся в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Вкруг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

 

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые?

- Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами, а мы подарили им свое тепло.

- Присаживайтесь на стулья. (Напоминает об осанке).

 

 ( в это время в окно влетает воздушный шар с письмом на нитке, письмо написано лимонным соком или воском).

Воспитатель: Ух- ты! Что это такое? Давайте посмотрим. Это конверт, а в нем чистый лист бумаги, я ничего не вижу. Ну и что это может быть?

Дети: Это волшебное письмо.

Воспитатель: Действительно это волшебное, тайное письмо. Такие письма  могут быть, написаны секретными чернилами – воском, лимоном, крахмалом. А как же узнать, что в нем написано?

Дети: Нужно закрасить красками.

Воспитатель: Давайте закрасим красками лист и узнаем что   написано и от кого это письмо.

( лист закрашивается красками).

 

«Дети   помогите, пожалуйста, мне. Я не смог выполнить домашнее задание и поэтому боюсь  идти на урок, мне одному с ними не справиться. Я слышал, что вы очень умные и сообразительные дети, у вас все получится. 

                                                                   Пишет вам Незнайка из Цветочного города».

 

Воспитатель: Оказывается, Незнайке, нужно было  узнать все про какой – то удивительный овощ, что бы узнать  о каком овоще пойдет речь, нужно отгадать загадку. Поможем Незнайке?

Дети: Да.

Загадка:

Что копали из земли,

Жарили, варили.                                                                                                                 

Что в золе мы испекли,                                                                                                                    

Ели и хвалили?……………….. (картошку)

Воспитатель:   Правильно, о картошке.

 

Воспитатель: Ребята,  мы вчера с вами смотрели   фильм о картошке.

Воспитатель: Напомните, откуда к нам пришел картофель? Кто его в нашу страну привез? Для чего он нам нужен? Какие блюда из картофеля можно приготовить? Чем полезен картофель?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Картофель - очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Чтобы это узнать нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель: Но сначала повторим правила поведения в лаборатории.

 

Правила поведения в лаборатории.

- пробовать на вкус только знакомые вещества;

- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;

- быть предельно аккуратным.

Воспитатель:  Приглашаю вас в лабораторию.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель:

Сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опыты:

1) Предлагаю вам проделать следующий опыт. Я разрежу картофель на   части.

(Раздать детям по две части).

На одну из них пипеткой нанесите каплю йода. Обратите внимание, какого цвета картофель на срезе и какого цвета йод? (Дети рассматривают).

Будьте внимательны: что происходит с картофелем, когда вы капнули  йод на него?

Каким цветом он стал?

Дети:  Картофель стал, синим цветом.

(Выставить карточки, последовательность опыта).

 

Воспитатель: В картофеле находится крахмал. Под воздействием йода крахмал поменял цвет.

Воспитатель: Давайте попробуем выделить крахмал из клубней картофеля и изучим его.

 

(Воспитатель вывешивает картинку картофеля.)

 

2)  Для этого   я возьму  мелкую тёрку и натру  картофель в тарелку.  

Получилась своеобразная кашица. Немного подождем, и увидим, что появилась в кашице жидкость. Что это?

Дети: Вода

Вывод: в картофеле есть вода.

(Воспитатель вывешивает карточку со знаком «вода» на мольберт)

 

Разложить кашицу по стаканам детям. Одну часть процедить оставить отстаиваться для крахмала.

3) Натертую картофельную кашицу размешиваем  в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится  белое вещество и он полностью не растворяется в ней.

 

Воспитатель: Знаете, что это? Это и есть  крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

(Воспитатель вывешивает карточку со знаком крахмала на мольберт)

 

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты. (Если дети затрудняются ответить воспитатель помогает)

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). (Картинка)

Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

Воспитатель: Сейчас у нас в лаборатории перерыв.

 

Физкультминутка  под музыку«Ах, картошка» (музыка В. Шаинского)

На обед у нас сегодня горячая картошка? Вставайте в круг. Я предлагаю вам сыграть в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка, вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке музыка остановилась, тот  говорит пословицу или поговорку про картофель.

 Пословицы и поговорки

·         Картошка да каша – еда наша.

·         Картошку копать, не руками махать.

·         Без труда картошка не родится никогда.

·         Картошка - второй хлеб

·         Ешь картошку и хлеб — проживешь до -  ста лет.

·         Картошка в грядке – зима в достатке.

·         Раз картошка не родилась, значит, много ты ленилась.

·         Ешь картофель – будешь сыт, — старый дед мой говорит.

Воспитатель: Молодцы! Еще раз мы убедились в том, что «картофель - хлебу подспорье». А   вы   хотите все  узнать про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

 

4) Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата.

 

Вывод: Мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

 

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Дети:  Крахмал хрустит.

 

Вывод:  Мука мягкая, не скрипит, крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах?

(Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети:   крахмал без запаха.

Вывод: мука и крахмал  не имеет запаха.

 

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами (один овощ на ребенка), баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на  овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Теперь, как настоящие исследователи, занесите ваши результаты опыта в карточки.

(На мольберте  карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще.)

 

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия:

- Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

 

Ребята мы сегодня с вами хорошо потрудились и  Незнайка приготовили нам сюрприз

Кисель из крахмала и фруктов, и пирожки с картошкой.