Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат».
Подготовила Москалева Л.В., воспитатель МБДОУ дс № 21, г.Новочеркасск 2021г.
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.
Образовательные задачи: познакомить с произведением Е. Чарушина «Про зайчат». Учить детей понимать смысл произведения - домашнее животное кошка выкормила диких животных - зайчат. Закрепить знания детей о детенышах разных животных. Продолжать знакомить с техникой выполнения изображения из нетрадиционных материалов c использованием ваты.
Развивающие задачи: развивать диалогическую речь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать наблюдательность, умение изображать диких животных, передавая особенности их внешнего вида. Совершенствовать навыки работы с клеем, бросовым материалом (вата). Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать. Воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение к домашним животным, особенно к детенышам.
Словарная работа:
Обогащение словаря: «сосунки», «кормилица», неволя.
Активизация словаря: зайчата, котята, разноцветная.
Методы и приемы:
Словесные (загадки, беседа, художественное слово, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснения);
Наглядные (рассматривание портрета Е. И. Чарушина и иллюстраций с изображением зайчат к рассказу «Про зайчат», панно с изображением леса, заготовки зайчат);
Игровые (физкультминутка, пальчиковая игра);
Практические (аппликация «Зайчата»).
Материалы и оборудование:
Картина с изображением зайчат, картинки - кошка, заяц, портрет Е. И. Чарушина, книга с рассказами Е. И. Чарушина; клей ПВА, кисточки для клея, подставка для кисточек, салфетки, заготовки зайчиков из бумаги, вата.
Индивидуальная работа: развивать внимательность у Вики, Арины; добиваться активного участия в беседе, активизировать Соню, Олега, Прохора.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина; рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
Ход НОД
Воспитатель: - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Воспитатель: - Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
(Дети отгадывают загадки - воспитатель выставляет картинки животных)
Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. (кошка)
Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)
Воспитатель: - Молодцы ребята, все загадки отгадали!
Воспитатель: - Ребята, внимательно посмотрите на эти картинки, кто на них изображён?
Дети:- На этих картинках изображены: кошка, заяц.
Воспитатель: - Как, одним словом, можно их назвать?
Дети: - На картинках изображены животные.
Воспитатель: - Ребята, что делать, если вдруг вы нашли маленького, только что родившегося котёнка, зайчонка? Можно ли его брать? Выживет ли он? Как вы думаете?
Дети: - Если за ним правильно ухаживать и кормить, то выживет.
Воспитатель: - Дети, прежде чем брать детёныша животного, нужно выяснить, что ему нужно для жизни, возможно, что мама этого животного, где-то рядом.
Воспитатель показывает картинку с изображением зайчат.
Воспитатель: - Посмотрите, кто изображён на этой картинке?
Дети: - На картине изображены зайчата.
Воспитатель: - Да, это зайчата. Опишите, какие они?
Дети: - Эти зайчата маленькие, пушистые, мягкие.
Воспитатель: - Ещё можно сказать, что они похожи на мохнатые, пушистые шарики.
Воспитатель: - Кто знает, чем питаются маленькие зайчата, когда они только родились?
Дети: - Зайчата питаются корой, веточками, травой.
Воспитатель: - Зайчата еще очень маленькие, не умеют есть веточки, траву и грызть кору, они сосут молочко мамы – зайчихи. Их называют сосунками. Маму – кормилицей.
Воспитатель: - Как называют зайчат, которые сосут молочко у мамы? Скажите хором? (Дети произносят новое слово хором).
Воспитатель: - Соня, как называют зайчат, которые питаются молочком мамы? Олег?
Воспитатель: - Как называют маму, которая кормит зайчат молочком? Скажите все вместе (дети произносят слово хором) Вика? Арина?
Воспитатель: - Ребята, назовите, какие еще детеныши сосут молочко у своей мамы? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молочко у мамы сосут котята, щенята, жеребята, телята.
Воспитатель: - Кого кормит молочком кошка?
Дети: - Кошка кормит котёнка, котят.
Воспитатель: - Кого кормит зайчиха?
Дети: - Зайчиха кормит зайчонка, зайчат.
Воспитатель: - А как вы думаете, кошка сможет кормить маленьких зайчат?
(Ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, мы сейчас с вами поиграем, и потом вы узнаете, сможет ли кошка кормить маленьких зайчат.
Физкультминутка.
Скачут, скачут во лесочке зайцы-милые клубочки
(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг-скок, прыг скок встал зайчонок на пенёк (прыжки вперёд-назад)
Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей. Он очень любил животных, писал о них свои рассказы и рисовал к ним рисунки.
Воспитатель показывает портрет писателя.
Портрет Е. И. Чарушина.
- Когда Евгений Иванович был еще маленьким мальчиком, он часто бывал в лесу, наблюдал повадки зверей и птиц. Вы знаете сколько животных у него жило дома и во дворе! Очень много! Это были кошки, собаки, кролики, утки, гуси, рыбки.
Воспитатель: - Сейчас я прочту вам настоящую историю, которая случилась на самом деле, о том, как маленький мальчик Никита попросил папу взять домой двух маленьких зайчат. Эту историю написал Евгений Иванович Чарушин в своём рассказе, который называется - «Про зайчат».
Послушайте, как это произошло.
1. Чтение рассказа воспитателем.
Вопросы по содержанию прочитанного.
Воспитатель: - Как начинается рассказ?
Дети: - Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит.
Воспитатель: - О ком говорится в рассказе?
Дети: - В рассказе говорится о мальчике Никите, который хотел спасти зайчат. Ещё этот рассказ о кошке, которая зайчат выкормила.
Воспитатель: - Почему зайчата чуть не умерли с голоду?
Дети: - Они были маленькие, не могли кушать сами.
Воспитатель: - Как же спасли зайчат, кто им помог?
Дети: - Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей.
Воспитатель: - Почему только третья кошка согласилась покормить зайчат?
Дети: - Кошка потеряла своих котят и переживала, поэтому она приняла зайчат за своих малышей.
Воспитатель: - Какие были зайчата в этом рассказе? Как их описывает
Евгений Чарушин?
Дети: - Зайчата были, как мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие.
Воспитатель: - Какие у зайчат были лапки?
Дети: - Лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.
Воспитатель: - А почему же зайчата убежали в лес?
Дети: - Зайцы – это дикие животные, они должны жить в лесу.
Воспитатель: - Да, ребята, зайчата не могут жить в неволе.
Воспитатель: - Как вы понимаете слово неволя? Это как?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Неволя – это когда нет свободы.
Воспитатель: - Ребята, послушайте рассказ ещё раз.
2. Чтение рассказа воспитателем.
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?
Дети: - Время года зима.
Воспитатель: - Как вы думаете, в какое время года происходила история про зайчат, в рассказе Е. Чарушина?
Дети: - История происходила летом, на иллюстрациях Е. Чарушина есть поляна из цветов и шубка зайчиков серого окраса.
Воспитатель: - У нас на Камчатке снег лежит очень долго, и зайчата, которые обитают в наших лесах, все это время носят белую шубку.
Воспитатель: - Какой цвет шубки у зайчиков летом?
Дети: - Летом у зайчиков шубка серая.
Воспитатель: - Почему зайчики меняют шубку зимой?
Дети: - Чтобы их не было видно на снегу тем, кто на них охотится?
Воспитатель: - Посмотрите, какое красивое у меня панно. Мы сейчас с вами будем менять серую шубку зайчиков, на пушистую белую. Посмотрите, как я это буду делать.
Показ последовательности выполнения работы.
- В руках у меня большой комок ваты, я отрываю от него небольшой кусочек, намазываю клеем силуэт зайца и приклеиваю, еще отрываю кусочек и приклеиваю рядышком с предыдущим комочком и так дальше, пока полностью не наденем на зайчика шубку.
Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик, скачет зайчик, скачет зайчик
На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак.
Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!
Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам левой руки вверх и вниз.
Воспитатель: Ну, вот ребята, теперь наши пальчики готовы можете приступать к выполнению задания, и теперь я думаю, что каждый из вас самостоятельно сможет надеть на зайчика шубку.
Самостоятельное выполнение работы под музыку.
Если ребенок затрудняется, то воспитатель помогает.
Воспитатель: - Какие чудесные зайчики у вас получились, белые и пушистые. В таких шубках им будет тепло в зимнем лесу. Приклейте их на панно. Теперь никакая опасность им не страшна.
Поменяли шубки зайки разбежались по полянке.
Шубки белые у всех! То ли зайки – то ли снег!
Рефлексия.
Воспитатель: - Кто запомнил, с каким рассказом мы сегодня познакомились?
Воспитатель: - Как зовут писателя, который написал этот рассказ?
Воспитатель: - Кто спас зайчат?
Воспитатель: - Что случилось с зайчатами?
Воспитатель: - Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.
+❤ В Мои закладки
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.