Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №53
Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу
«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» во 2 младшей группы №3.
Подготовила
: Воспитатель
Блохина
Вера Алексеевна
г. Комсомольск-на-Амуре
2023 год.
Цель: Активизировать словарный запас детей по темам: «Животные», «Насекомые», «Одежда», «Обувь», через творчество Корнея Ивановича Чуковского. выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи:
- формировать знания детей о творчестве писателя через его произведения;
-формировать умения у детей согласовывать существительного с количественным числительным
-учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведений;
-закреплять знания и представления детей о диких и домашних животных, о насекомых и их характерных признаках;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок;
- развивать диалогическую форму речи во время рассматривания иллюстраций;
-закреплять названия предметов посуды, знания о её назначении и уходе;
- развивать интерес к художественному творчеству, любовь к сказкам, воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать вежливость и доброжелательность, умение слушать ответы друг друга.
-воспитывать бережное отношение к предметам посуды, обуви.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный. сюрпризный момент, вопросы-ответы, физкультминутка, поощрение, использование худ. литературы.
Материалы и оборудование к занятию: Портрет К.И.Чуковского. Картинки с изображением диких и домашних животных , насекомых, схемы насекомых обуви, одежды, модель домика и дерева, «Чудесный мешочек». Иллюстрации и книги сказкам К. И. Чуковского «Доктор Айболит», «Муха – Цокотуха», «Чудо – дерево». Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, знакомство с дикими и домашними животными, насекомыми, обувью, одеждой.
Ход занятия
/Звучит тихая музыка /
Воспитатель: Дети, мы сегодня с утра уже все проснулись, все друг другу улыбнулись и подарили хорошее настроение. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим своё хорошее настроение нашим любимым игрушкам. Улыбнитесь и поздоровайтесь с игрушками. Молодцы! А теперь тихо садитесь на стульчики и все внимательно слушайте только меня.
Психогимнастика (установка на занятие).
Наши глаза внимательно смотрят.
Наши уши внимательно слушают.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Сказки живут в волшебной стране, за лесами за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думают, что вы их забыли. А вы как считаете, сможете их узнать? (ответы детей Ребята, обратите внимание, выставку какого детского писателя мы с вами организовали?
Дети: Корнея Ивановича Чуковского. Воспитатель: Вы любите его сказки? ( ответы детей) Воспитатель: Какие сказки К.И.Чуковского вы знаете? ( ответы детей). Дети: « Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», « Федорино горе», «Тараканище».
Воспитатель.: Дети, а на чём мы с вами уже путешествовали?
Дети: (на ковре - самолёте, на автобусе, на пароходе). Воспитатель: А поедем мы в волшебную страну на поезде. Занимайте скорее места. Готовы?
Я буду вагоновожатый, занимайте места в вагончиках. Поехали.
( Под музыку дети двигаются, изображая поезд.)
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу – гудит паровоз, Он в сказки Чуковского деток повёз.
Стоп! А вот и первая
Воспитатель: Внимательно посмотрите на книжку и скажите, в какую сказку мы приехали?
Дети: Доктор Айболит.
Воспитатель: Верно ребята! Кто такой Айболит? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята он добрый доктор, который всегда спешит на
. помощь.
Чтение отрывка из произведения «Доктор Айболит»
Воспитатель: Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Воспитатель.: Ребята, а кого лечил Доктор Айболит?
Дети: «Животных» Воспитатель: Какие бывают животные? Дети: Животные бывают дикие и домашние
Воспитатель: Молодцы, дикие и домашние, все правильно вы сказали.
А где живут дикие животные?
Дети: животные живут в лесу Воспитатель: Где живут домашние животные? Дети: (домашние животные живут рядом с человеком).
Воспитатель: Да, домашние животные не могут существовать без
человеческой помощи, они получают корм от хозяина, живут в
построенном им жилище.
Дидактическая игра : « Поставь животных правильно.»
Перед детьми лежат изображения домика и дерева, имитируемые лес и дом, игрушки животных также лежат на столе.
Воспитатель:- Ребята, у Айболита произошла неприятность, все животные перепутались между собой, и, Доктор Айболит, просит вас, всех диких животных поставить рядом с деревом, а домашних - рядом с домиком.
Воспитатель: Дети, поможем? Дети: Да.
Дети выполняют задание, объясняя своё действие: Дети: Волк-это дикое животное.
Воспитатель .Молодцы, ребята, Доктор Айболит благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше. Занимайте места в поезде, поехали!
( Под музыку дети двигаются, изображая поезд.)
Колёсики, колёсики
Стучат, стучат, стучат.
И в следующую сказку
Везут они ребят.
Стоп! А вот и вторая станция.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на книжку, в какую сказку мы приехали? Дети: «Муха – Цокотуха»
Воспитатель: Вы правильно назвали сказку, это «Муха –Цокотуха», а кого пригласила муха к себе в гости, назовите (ответ детей: блошек, таракашек, букашек, бабочку, пчелу, кузнечика и др.).
Чтение отрывка из произведения «Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар:
«Приходите тараканы, Я вас чаем угощу!»
Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением насекомых.
Воспитатель. Кто приходил к мухе на день рождение?
(показывает на картинку, дети называют насекомое).
Воспитатель: Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? Дети: (Насекомые)
Воспитатель: Скажите, чем похожи насекомые? Дети: У насекомых есть крылья, усики, лапки.
Дидактическая игра: « Один-много»
Ход игры. Воспитатель называет одного насекомого, ребёнок говорит, ориентируясь на схему, как сказать, когда их много..
Одна бабочка – много бабочек
Один шмель – много шмелей
Одна - божья коровка, много- божьих коровок.
Одна муха - много мух.
Один комар - много комаров.
Один муравей – много муравьёв.
Один кузнечик – много кузнечиков
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнём на лужайке.
Физкультминутка: «Насекомые над лугом»
Жу-жу-жу – жужжит пчела, Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу из далека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит, Указательные пальцы выставляют вперёд,
Укусить скорей спешит. остальные поджимают, делают
ритмичные
выбросы рук попеременно вперёд.
Уф-уф-уф, как паровоз, Ритмично притопывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повёз.
Жук гудит: гу- жу, гу- жу Делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу. Воспитатель: Хорошо отдохнули? Нам пора отправляться дальше. Продолжаем наше путешествие
( Под музыку дети двигаются, изображая поезд.)
Воспитатель.: Вагончики, вагончики Качаются, бегут,
К последней остановке Ребят они везут
Стоп! А вот и третья станция.
Посмотрите, ребята, перед нами «Чудо-дерево» (подходим к макету «Чудо – дереву»)
Воспитатель: Назовите станцию, к которой приехал наш поезд?
Дети: «Чудо-дерево»
Чтение отрывка из произведения «Чудо-дерево»
Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чуд Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
Что ж растёт на нём
Словно яблоки? (обувь и одежда).
Воспитатель: Назовите обувь, которая растёт на чудо – дереве ? Ответы детей: На дереве растут сапоги, туфли, сандалии, ботинки, босоножки, кроссовки.
Воспитатель: Скажите, как нужно ухаживать за обувью? Ответы детей: Обувь нужно мыть, чистить, сушить, беречь). / индивидуальные ответы детей /
Воспитатель: Назовите одежду, которая растёт на чудо - дереве? Ответы детей: На чудо - дереве растёт одежда-гамаши, чулки, башмачки
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете как ухаживать за обувью, и
хорошо знаете эту сказку.
(Дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
Воспитатель: Наша одежда и обувь перемешалась, нужно её разделить. Одежду мы повесим в шкаф, а обувь поставим на полочку Воспитатель: Молодцы, ребята, и с последним заданием тоже справились. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд, поехали!
( Под музыку дети двигаются, изображая поезд.)
Вагончики, вагончики
Бегут, бегут, бегут.
Из сказок дедушки Корнея
Ребят домой они везут.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: В каких сказках мы побывали?
Дети: «Доктор-Айболит», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево».
Воспитатель: Посмотрите на портрет, вы помните кто написал все эти сказки?
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: Какие сказки К. И. Чуковского вы еще знаете? Дети: «Тараканище»; «Краденое солнце»; «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д.
Воспитатель: Дети, вы молодцы, знаете так много сказок К.И. Чуковского, ведь его книги находится у нас в группе.
Воспитатель: Как нужно обращаться с книгой?
Дети: Книги брать чистыми руками, не рвать, не бросать, не рисовать на ней, аккуратно листать, беречь).
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие закончилось! А завтра мы вновь будем читать новые сказки! За то, что вы так хорошо знаете сказки К.И Чуковского, я хочу наградить вас всех медальками.
До встречи в стране сказок!
Список литературы:
Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская;
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013;
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.