Тема Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». Раздел «Развитие речи»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Продолжительность: 20-25 минут
Цель: создание условий для развития речевой активности детей посредством пересказа по опорным картинкам рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Программные задачи:
Образовательные:
Добиться умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы с опорой на картинки .
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).
Развивающие:
Способствовать развитию фразовой речи и навыков составления распространённых ответов на вопросы
Развитию слухового внимания, памяти, творческого воображения.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать новые литературные произведения.
Вид НОД: комбинированное
Форма организации ОД :взрослый -партнер
Предварительная работа: проведение дидактических игр, разучивание артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме, игры со снегом на прогулке.
Виды детской деятельности в ОД: продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации НОД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Ожидаемый результат:
формирование представлений о зиме, её признаках
развитие связной речи, интереса у детей к исследовательской деятельности
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, игра,вопросы,физ.минутка,беседа,
Оборудование: портрет писательницы, книга Н. Калининой «Про снежный колобок», картинки-иллюстрации к книге, мольберт, графические схемы, ведёрко со снежным комочком, палочка.
Содержание НОД :
Мотивационно-ориентировачный: (Дети стоят в кругу.)
- Дети у нас гости. Давайте поздороваемся
- Здравствуйте! Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп, Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Здравствуй, звонкий каблучок (цокают языком) Здравствуй, шустрый язычок (играют язычком — бл, бл, бл) Язычок — озорничок за заборчиком живет (упражнение «заборчик») Любит он в футбол играть (язык поочередно упирается в щеки) Любит он и подремать (широкий язык лежит на нижней губе, упражнение «лопата») Вот, Шутник! Всё варенье он слизал! (упражнение «Вкусное варенье») Язычок мы спрячем в рот, Пусть немножно отдохнет!
- Дети. Присаживайтесь. (дети садятся на стульчики)
- Ребята, мы сейчас с вами поиграем в игру «Стоп! Палочка, остановись!»
Стою в середине круга с палочкой. Если кто-то повторяет уже названное слово или слишком долго ищет его, даю сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!»
Послушайте загадку
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? -Ребята, какое сейчас время года?
- Как вы узнали, что на дворе зима?
- Потому что на улице идёт снег, холодно, морозно. Люди одеты в тёплую, зимнюю одежду.
Дети отчётливо называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему.
-А какая бывает зима?
Холодная, морозная, ветреная, снежная, волшебная, белая, пушистая…
- Молодцы, все были активные, игра прошла интересно.
- А сейчас послушайте загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт.(Снег)
- А как вы догадались?
- А какой он?
Ответы детей.
- Мягкий, белый, пушистый, серебристый, лёгкий, холодный, воздушный, сверкающий, хрупкий, первый…
- Какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег.
- А что снег делает?
- Лежит, сверкает, порхает, кружится, летит, ложится…
- Вы любите играть со снегом?
- А что вы делаете зимой на прогулке?
- Строим горки, катаемся на санках, коньках и на лыжах, лепим снежки, снеговика, строим снежные города …
- Молодцы, много признаков зимы назвали.
- Посмотрите, что у меня лежит в ведёрке?
- А что происходит со снегом, когда он падает на ладошку? Почему так происходит?
- Снег тает, превращается в воду.
- Потому что снег холодный, а ладошка тёплая.
- Давайте поиграем. Приготовили ладошки, будем лепить снежки.
1, 2, 3, 4 –
Мы с тобой снежки слепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем
И в корзину побросаем.
А что происходит с нашими ручками когда мы долго держим снег в руках ? Они замерзают . Давайте, согреем их.
Дыхательное упражнение: «Погреем ладошки» (выполняем стоя)
- руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог (ХА) (щёки не надуваем)
Основная часть:
- Давайте послушаем с вами рассказ о мальчике Алёше и его зимнем приключении. Называется он «Про снежный колобок», написала его Наталья Дмитриевна Калинина. А ведёрко со снежным комочком пусть пока постоит на столе.
Гуляли ребята на дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза, нашел палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, легли после обеда спать, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман – а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
Смотрит Алеша на всех, спрашивает:
- Где мой колобок?
Обсуждение прочитанного:
- Понравился вам рассказ? Почему?
А колобок где? Как вы думаете?
- Как называется рассказ? — Что делали ребята во дворе? (гуляли, лепили снежную бабу) — Что делал Алеша? (слепил снежный колобок, нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот.) — Дальше что случилось? (Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад.)
- Почему снежный колобок оказался в кармане Алешиной шубы? ( «... Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман»)
-Что делали Алёша и ребята, когда пришли в детский сад с прогулки? (повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок.)
- Что случилось с колобком? (Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.) — А колобок где? — спрашивает автор. Ильяс, попробуй ты спроси. И ты, Дарина (обращаюсь к детям 5,6 лет) — А как вы думаете, что случилось со снежным колобком Алёши? (Снежный ком из снега, в тепле снег растаял.) - А может, его кто-то вытащил?— Правильно, в тепле снег тает. - Как вы думаете, какие чувства испытывал Алёша к колобку?
- Что вам особенно понравилось?
— Дети, давайте поиграем в снежки:
Физкультминутка:
Мы на улицу выходим ,И по снегу ходим ,ходим (ходьба на месте)
Снег мы в руки набираем ,И комочки покатаем(Наклоны имитация скатывания снежных комков)
Мы комочки покатали ,И они большими стали(выпрямились ,руки в стороны)
Снеговик уже подрос ,У него морковкой нос(руки вверх показывают на нос)
Снеговик нас подожди,Нам домой пора идти(ходьба на месте)
- Дети, послушайте внимательно рассказ ещё раз, а потом вы перескажите его по схемам.
- А для чего нам нужны такие схемы?
- Ребята, кто хочет пересказать историю, которая произошла с Алёшей на зимней прогулке?
Во время пересказа предлагаю детям опираться на графическую схему.
- Чей рассказ понравился вам, ребята, больше всех? Почему?
- Послушайте внимательно рассказ ещё раз, постарайтесь его запомнить, а потом вы будете пересказывать его. А помогут нам картинки-схемы. (Повторно читаю рассказ в более медленном темпе, по ходу чтения выставляю картинки-схемы к рассказу)
Заключительная часть. Рефлексивно-оценочный
- Что мы сегодня делали на занятии?
- Давайте вспомним, как называется рассказ? Кто его написал?
- Получилось ли у нас пересказать рассказ «Про снежный колобок»?
- Что помогло нам запомнить и пересказать этот рассказ?
-Как вы думаете, где можно было бы сохранить снежного колобка?
- А из чего можно слепить колобок?
- Молодцы. Вы сегодня все хорошо занимались. Очень меня порадовали
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.