Конспект
непосредственной – образовательной деятельности
по развитию речи (речь, как средство общения) в подготовительной группе
Носова Кристина Вячеславовна,
1 квалификационной категории «Педагог - психолог ОДО»
Педагог - психолог МОУ «Бендерский Центр развития
ребенка «Сказочная страна», ПМР, Молдова г. Бендеры
Возрастная группа: подготовительная
Название НОД: развитие речи (речь как средство общения)
Тема: «Викторина «На поиски клада»
Задачи:
Обучающие:
· Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.
Развивающие:
· Развивать речь, коммуникативность, память.
· Развитие умение использовать вариативные формы приветствия.
· Развитие познавательного интереса во время занятия.
Воспитательные:
· Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию.
· Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.
Методы: Словесные, наглядные, практические
Приемы: Игровой, сюрпризный момент, поощрение.
Оборудование:
Демонстрационный материал: карта, мяч, карточки с заданиями, кроссворд
Материалы: презентация к образовательной деятельности.
Содержание НОД:
Начало НОД:
1 этап мотивационно – ориентировочный:
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.
Педагог - психолог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Мотивация к деятельности.
Педагог - психолог: Ребята, а вы любите путешествовать? А вы когда-нибудь искали клады? Что, такое клад?
Я хочу предложить вам вместе со мной отправиться на поиски клада.
Но, чтобы взять вас всех в это увлекательное путешествие, мне надо быть уверенной в вас, а вам уверенными друг в друге. Что это значит, уверенными друг в друге?
- доверять;
- понимать друг друга с полуслова;
- слушать и уметь слышать;
- быть внимательными;
- выручать друзей из беды;
- быть ответственными;
- добрыми;
- вежливыми;
- поддерживать в трудную минуту;
- делиться с друзьями всем и т.д.
А еще важно, с каким настроением вы отправляетесь в путь, ведь от этого зависит наш успех в поиске клада.
Упражнение «Определи настроение» (карточки эмоции)
2 этап – проектировочный:
Педагог - психолог: Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы найти клад? (выслушать мнение детей)
Упражнение «Определи схему маршрута» (чтение схемы).
А теперь, давайте подумаем, где можно искать клад и наметим наш маршрут.
- в реке, море (затонувшие корабли от кораблекрушений или нападения пиратов);
- в земле, пещерах (прятали и хранили от чужих людей).
Педагог - психолог: Ну что ж ребята, карта у нас есть предлагаю отправится на поиски!
Основная часть НОД:
3 этап – практический:
Педагог - психолог:
А теперь, друзья, внимание!
Ждут вас разные задания:
Словесные игры, шифровки из слов…
Посмотрим сейчас, кто ответить готов!
Задание 1. «Разминка»
1. С какого дня начинается неделя?
2. Какое слово короче «ручка» или «карандаш»?
3. Какое животное тянет плуг, воз и сани?
4. Воду можно разлить, а горох?
5. Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
6. У волчицы волчонок, у собаки ?
7. Какой день недели наступает за средой?
8. Как называется сок из сливы?
9. Как называется варенье из вишни?
10. Назовите имя злого, могущественного персонажа в русских сказках.
11. Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
12. Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
13. Как звали трех поросят?
14. Почему сорока белобока не дала каши одному птенцов?
15. Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал?
16. Вредная старуха с крысой?
17. Как называется сумка школьника?
18. Как называется занятие в школе?
19. Без языка, без голоса, а все расскажет. Что это?
20. Как называется маленькая модель нашей земли?
21. Как называется профессия человека, который выдает книги для чтения?
22. В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?
Вышел
с удочкой Сережа (и я тоже)
Стал удить на речке Вожже (и я тоже)
Он сидел и улыбался (и я тоже)
Лещ на удочку попался (и я тоже)
Задание 3. «Сравни и назови »
Педагог - психолог: я буду начинать предложение, а вы продолжайте подходящими словами.
· Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
· Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
· Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
· Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
· Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда)
Задание 4. Упражнение «Определи предмет на ощупь и опиши его» (в воде лежат различные предметы, ребенок должен вытащить предмет закрытыми глазами и на ощупь определить и назвать его) после рассказывает:
Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им играют.
Педагог - психолог: Молодцы! Все хорошо потрудились и хоть клада мы не нашли, зато очистили реку от мусора, а это очень хорошее дело.
Наш путь продолжается, вперед ребята. (Идут по схеме.)
Куда же привела нас наша карта, в лес, давайте поищем клад в земле (игра с песком).
Психомышечная тренировка
Комплекс «На берегу реки»
Набрав в руки воображаемый песок, сильно сжать пальцы в кулак, удержать песок. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивая песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигаться. (2-3 р.)
Задание 5. Игра «Что из чего сделано?» (находят различные предметы и определяют из чего они сделаны: деревянный, стеклянный, глиняный, пластмассовый, стальной, железный…).
Правильно все эти предметы сделаны из разных материалов, но клада мы так и не нашли…
Наш путь продолжается.
Задание 6. «Угадай, что зашифровано»
Педагог
- психолог: У вас
на столах, зашифрованные картинки. Чтобы их увидеть, нужно соединить цифры по
порядку.
Задание 7. Кроссворд «Любим сказки»
По
вертикали:
1.Кто потерял хрустальный башмачок?
2.Веселый деревянный человечек.
По
горизонтали:
3.Сестрица Иванушки.
4. Друг Карлсона.
5.Фамилия кота из Простоквашино.
Задание 8. «Задачки с «хитринкой»
На сосне поспели груши,
Мы решили их откушать,
Было 8, стало 3,
Сколько съели, говори? (На сосне груши не растут)
В комнате стояло 10 стульев, на которых
сидело десять мальчиков.
Вошли 10 девочек, и всем им хватило по стулу.
Как это могло случиться?
На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
Заключительный этап НОД:
4 этап – рефлексивно – оценочный:
Анализ результатов деятельности:
Педагог - психолог: Смотрите, пещера, давайте в ней спрячемся. (Садятся в круг.)
Ребята, а ведь это не простая пещера, в пещере находится «Водопад желаний». Может он исполнит и наши желания (дети проговаривают свои желания). Что-то они не исполняются, наверно мы делаем что-то не так. Кто помнит, зачем мы отправились в путешествие?
Надо загадать одно общее желание: найти клад (появляется сундучок).
Давайте посмотрим что здесь (достают содержимое и читают).
- Здоровье, доброта, интеллект, ум, талант, вежливость…
Наш клад необычный, а почему…кто знает?
Пусть все вы будете обладать этими качествами, они пригодятся вам в жизни, они дороже всех сокровищ на свете.
Подведение итогов:
А сейчас пора возвращаться обратно (звучит музыка)
Давайте вспомним, где мы были и что делали?
Что больше всего запомнилось и понравилось?
Какой ценный клад мы нашли?
Чем он ценен?
На этом наше путешествие закончилось, и занятие подошло к концу. Надеюсь, что вам очень понравилось играть и путешествовать с верными друзьями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.