Конспект
непосредственной – образовательной деятельности
по развитию речи (речь как средство общения)
в средней группе
Носова Кристина Вячеславовна,
1 квалификационной категории «Педагог - психолог ОДО»
Педагог - психолог МОУ «Бендерский Центр развития
ребенка «Сказочная страна», ПМР, Молдова г. Бендеры
Возрастная группа: средняя
Название НОД: развитие речи (речь как средство общения)
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»
Цель: Закрепить знания пройденного материала.
Задачи:
Обучающие:
· Формирование устной речи и навыков речевого общения.
· Обогащение словарного запаса.
· Научить детей использовать в речи полные, простые предложения.
· Освоение и использование в речи название предметов и материалов, их которых они изготовлены.
Развивающие:
· Развитие умение использовать вариативные формы приветствия.
· Развитие умения чистого произношения звуков.
· Развитие понимания значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда,
мебель и др.
· Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха.
· Развитие познавательного интереса во время занятия.
Воспитательные:
· Воспитывать умение работать в коллективе;
· Воспитывать навыки сотрудничества в игре;
· Воспитывать любовь к родному языку.
· Воспитывать уважение к природе, животному миру.
Методы: Словесные, наглядные, практические
Приемы: Игровой, сюрпризный момент, поощрение.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, картинки с обобщающими понятиями,
Материалы : презентация к образовательной деятельности.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Содержание НОД:
Начало НОД:
1 этап мотивационно – ориентировочный:
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Педагог: Давайте, поможем нашему язычку тоже проснуться. (Упражнения артикуляционной гимнастики: «Трубочка», «Часики».)
Мотивация к деятельности.
Педагог обнаруживают конверт.
Педагог:
- Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда
этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас
прочитаю.
«Детский
сад, Детям средней группы»
Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме.
(воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие
ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой
волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного
листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно
выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные
листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и
вернете нам волшебство. Лесные Феи».
-
Ну что, поможем феям?
2 этап – проектировочный:
Педагог: Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы оживить дерево и получить волшебные листочки?
Основная часть НОД:
3 этап – практический:
Педагог: Ну что ребята, вы готовы выполнить задания и получить волшебные листочки?
Задание 1. «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь,
шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и
отгадывают, что это за звуки.
Педагог: Молодцы! Вот листочек, продолжаем наш
путь.
Задание 2. «Песенка звуков»
Педагог: Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Задание 3. «Скажи наоборот»
Педагог: Ребята, здесь вам
нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что
справимся с этим заданием?
Педагог: Большой, высокий,
день, зима, черный, снег.
Педагог: Молодцы! Вы получили еще листочки. Пойдемте дальше.
Задание 4. «Назови одним словом»
Педагог: Ребята, я буду называть вам слова и показывать картинки, а вам нужно назвать, что это такое и как оно называется одним словом.
Осень, зима, весна, лето – что это? времена года
Куртка, штаны, шапка, шорты, футболка, кофта – одежда
Клен, береза, ель, липа - деревья
Лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж - дикие животные
Воробей, снегирь, ворона, дятел - птицы
Бабочка, комар, божья коровка, пчела - насекомые
Подснежник, нарцисс, геоцинт, тюльпан - цветы
Тарелка, чашка, кастрюля, сковорода – посуда
Диван, стол, шкаф, стул, полка, комод - мебель
Педагог: Какие же вы молодцы! Не устали?
Физминутка: «Улыбнитесь»
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Задание 5. «Один много»
Педагог: Здесь для вас приготовили сложное
задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это
слово когда его много. Например: Стол – столов.
Муравей. Машина. Тюльпан. Стол. Кот. Дом. Пчела. Стул. Игрушка. Дерево.
Карандаш.
Педагог: Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
Задание 6. «Назови ласково»
Педагог: Ребята, вам нужно назвать слова ласково. Например: стул – стульчик.
Лист - листочек, гриб - грибочек, дерево - деревце, ветер - ветерок, ветка -
веточка, жук - жучок, елка - елочка, цветок - цветочек, солнце - солнышко,
облако - облачко.
Задание 7. «Расскажи»
Педагог: Ребята, а сейчас нам предстоит узнать какое время года.
Кто скажет, какое сейчас время года?
А какие еще есть времена года?
А какие признаки весны вы знаете?
Кто хочет рассказать о весне? (рассказ по мнемотаблице)
(Дети называют признаки весны: растаял снег, солнце сильнее греет, набухают почки, прилетают птицы, расцветают весенние цветы, проснулись насекомые и некоторые звери).
А помните, мы учили стихи о весне, кто хочет рассказать?
Задание 8. «Загадки»
Педагог: Ребята, посмотрите наше дерево волшебное еще не расколдовано, давайте отгадаем с вами загадки.
1.
В лесу живет известная плутовка,
Обхитрит и обманет всех ловко,
Обладательница рыжего хвоста.
Кто же это? Хитрая... (Лиса)
2.
Отгадайте, детки, кто
Так красиво лает?
Машет весело хвостом,
С поводком гуляет?
Можете его погладить, -
Он вас не обидит.
Хвостиком помашет,
Ручку вам полижет. (Собака)
3.
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья- пух!
А зовут его ...! (Петух)
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
5. В луговой траве стрекочет,
В руки к нам идти не хочет,
Скачет он на длинных ножках
Через луг, через дорожки.(Кузнечик)
6. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
Заключительный этап НОД:
4 этап – рефлексивно – оценочный:
Анализ результатов деятельности:
Педагог: Вот мы и пришли в Волшебный лес.
Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни
одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит,
чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли
наших листочков.
Дети смотрят на экран, на дереве появляются листочки.
Педагог: Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности
(педагог показывает сундучок с угощением)
Подведение итогов:
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.