Исследовательская работа
«Мудрость веков в памятниках Сургута»
Проект, направленный на гражданско-патриотическое воспитание, развитие краеведения.
Автор работы:
Чмых Анна Павловна
ученица 4В класса
МБОУ СОШ №38
Руководитель:
Седых Любовь Геннадиевна учитель начальных классов
МБОУ СОШ №38
Сургут 2017
Содержание
1. Введение ………………………………………………………….. …3
2. Книга - источник знаний и мудрости. История ее возникновения..8
3. Книга в архитектурных ансамблях города Сургута:
- Памятник Кириллу и Мефодию
- Памятник Книге
- Памятник А.С. Пушкину……. .…. ………………………..……11
4. Социологический опрос среди младших школьников………......15
5. Заключение…………………………………………………………17
6. Список литературы……………………………………………….. 18
Введение
«Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться
в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви
к миру, к человеку».
(Максим Горький)
«Читать – мыслить,
читать – чувствовать,
читать – жить».
(В.А. Флеров)
Книга - это самая большая в мире сокровищница, хранящая в себе богатства всех народов, это важнейшее средство сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, это культурная память нации. Книга - это машина времени, которая может поведать нам
о прошлом, рассказать о настоящем, показать будущее. Книга - это альбом художника, в котором зарисованы красивые пейзажи и неизвестные лица людей. Книга - это дневник путешественника, в котором описаны большие страны и города. Книга - это способ обогащения и изучения мира...
Именно поэтому, чтение — это искусство и одно из лучших времяпровождений, позволяющих становиться лучше.
Роль книги в жизни человека невозможно переоценить. Она не только развивает память, творческое мышление, аналитические способности, но и переносит читателей в мир воображения и фантазии. Это чудесные и светлые места, полные любви и надежды или опасные, полные риска и приключений. Путешествуя вместе с героями книг, люди сами меняются, совершают открытия, иногда даже влюбляются. И конечно же, учатся мечтать!
В современных условиях огромного потока информации, любовь
к чтению заметно погасла – все заменил компьютер и современный Интернет. Как отмечают разработчики «Национальной программы поддержки и развития чтения», страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Кризис чтения («критический предел пренебрежения чтением») - одна из тревожных общемировых проблем, именно «кризис чтения» понижает читательскую грамотность.
Проблема чтения находится под особым вниманием педагогов, библиотекарей, широкой общественности. Отмечается глубокий кризис читательской культуры, что указывает на низкий уровень читательской компетентности. Так, по данным международных исследований, высокие результаты в навыках чтения выпускников начальной школы сильно расходятся с низкими показателями 15-летних учащихся. Более того, результаты значительно ниже результатов большинства развитых стран. Школьники очень мало времени проводят за книгой, что является тревожной тенденцией для страны, в которой чтение всегда было одним из любимых занятий образованных людей.
Не стоит отказываться от благ цивилизации – от компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов, но и о книгах забывать не стоит. Мы же не бросаем престарелых родителей – не оставляем их без внимания. Так и с книгами! Читать должен каждый уважающий себя человек.
Умные, образованные люди решили увековечить источник мудрости – книгу, поэтому во всем мире есть памятники Книге. Сургут – не исключение! В нем находятся самые интересные архитектурные композиции разных исторических эпох, символизирующих мудрость веков.
Говоря о книге, мы можем годиться культурным-литературным наследием, отраженным в архитектурных композициях родного города Сургута: памятником Книге - символу знаний, памятником А.С.Пушкину- известному русскому поэту, памятником Кириллу и Мефодию- равноапостольным создателям славянской письменности. Именно эти архитектурные композиции заставляют людей задуматься над важными жизненными проблемами, оглянуться в прошлое истории родного края, оценить культурное наследие, созданное гениями времени, приобщиться к чтению и помнить, что книга - источник знаний и мудрости. Именно этому посвящен наш проект.
Объект исследования – город, люди, история.
Предмет исследования – памятники
Цель работы - изучение роли книг в жизни человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- изучить памятники города, историю их появления;
- рассмотреть важность чтения художественной литературы для повышения читательской компетентности обучающихся в современной социокультурной ситуации;
- охарактеризовать памятник Книге в г. Сургуте и мире;
- проследить взаимосвязь древней письменности с литературной классикой на примерах творчества А.С. Пушкина;
-определить значимость архитектурного памятника Кирилла и Мефодия (г.Сургут) для современной молодежи.
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:
• получить информацию из книг;
• посмотреть в Интернете;
• подумать самостоятельно;
• спросить у других людей.
Гипотеза исследования: если приобщить школьников к чтению и понимаю архитектуры города, то значительно повысится читательская компетентность обучающихся, что будет способствовать становлению конкурентоспособной личности на мировом уровне.
Научная новизна исследования заключается:
- в рассмотрении чтения школьников в качестве предмета специального исследования с позиций культурологического подхода.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов ОУ г. Сургута, учителя, родители, методическая служба города и служба научного сопровождения, библиотеки.
Учащиеся 1-11 классов:
- Реализуют проект личным и командным участием в его составляющих;
- создают (самостоятельно и под руководством других участников проекта) интеллектуально-творческие «продукты»;
- проводят оценку, выдвигают предложения по совершенствованию отдельных проектов.
Учителя:
- Разрабатывают и реализуют отдельные проекты в составе творческих групп и индивидуально;
Родители:
•Оказывают поддержку учащимся младших классов при реализации проектов «Любимые страницы», «Книголюбы»
•помогают учащимся в отборе, систематизации, анализе и презентации материалов для других проектов: «Книголюбы», «Турнир старшеклассников», «Устный журнал», интеллектуальные игры «Выездов» и др.;
•выступают в роли общественных экспертов достижений учащихся (интеллектуально-творческих работ);
•вносят свои предложения по корректировке проекта (через родительские собрания).
Методическая служба и служба научного сопровождения
-Разрабатывают методику учета достижений учащихся, учитывая положения, изложенные в федеральных документах (в первую очередь ФГОС нового поколения);
-координируют работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и воспитательной службы, участвующих в реализации проекта, привлекают к проведению учебы ведущих специалистов в области детской литературы, детского чтения, информационной культуры школьников;
-обобщают и распространяют опыт.
Культурно-просветительские центры, библиотеки
•Выступают в роли научных консультантов;
•реализуют совместные программы воспитания читателей-школьников и упрочения традиций семейного чтения;
•принимают участие в части проекта, адресованной одаренным детям («Консультационный центр»);
•консультируют разработку стратегий воспитания читателей-школьников.
География проекта: ХМАО-Югра
Календарный план реализации проекта:
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Январь-май, 2018 |
||
Экскурсии по г. Сургуту (посещение комплекса «Старый Сургут», памятника Книге) |
Январь 2018 |
Актив класса, род.комитет |
Проект «Дерево вопросов» (по страницам литературных произведений) |
Январь, 2018 |
Актив класса |
Семейное чтение
|
Каждую субботу |
Ученики вместе с родителями |
Защита рефератов «Книга, которую я недавно прочитал» |
1 раз в месяц |
Учитель литературы, актив класса |
Фестиваль Мастер-Кластер |
Февраль,2018 |
Кл.рук, школьники |
Организация муниципальной выставки «Любимые страницы произведения» |
Март, 2018 |
Актив класса совместно с кл.руководителем |
Школа рекламы книги (презентация) |
Апрель, 2018 |
Кл.рук., школьники |
Праздник «Букваря» |
Май, 2018 |
Кл.руководители |
Тематические литературные вечера («Новогодние приключения любимых героев сказок», «Дети-герои войны», «Бессмертный подвиг», «Машка-растеряшка») |
В течение года |
Актив класса, кл.руководитель, родители |
Литературная викторина «Сказки А.С. Пушкина» |
Ко Дню рождения поэта |
Актив класса, кл.руководитель |
Экскурсия в музей СурГУ, посещение памятника Кириллу и Мефодию |
Апрель, 2018 |
Родительский комитет, актив класса |
Литературный конкурс стихотворений (на площадках библиотек города) |
В течение года |
Актив класса, кл.руководитель, род.комитет |
Ожидаемые результаты:
- формирование у учащихся значимости читательской деятельности;
-преодоление эпизодичности и фрагментарности в решении проблем приобщения к чтению;
- повышение уровня читательской грамотности;
- умение заниматься самообразованием на основе культуры чтения;
-потребность в чтении как источнике духовного развития, основе ценностного самоопределения личности в мире культуры.
Количественные и качественные показатели:
Повысится уровень читательской грамотности на 50% у большинства выпускников начальной школы.
Ресурсы проекта: электронный каталог памятников города Сургута, библиотечные фонды г.Сургута, материалы музея СурГУ, Интернет-ресурсы
Распространение информации о деятельности проекта и его результаты: СМИ, дошкольные образовательные учреждения, ОУ, библиотеки города, школьные тематические уголки, стенгазеты, проекты.
Риски, которые могут появится в результате реализации проекта и способы их преодоления:
- Непонимание важности чтения школьной аудиторией – беседы, аргументированные ответы, примеры, иллюстрирующие силу воли и достойных поступков, описанных в произведениях.
- предпочтение чтения легкой, развлекательной литературы – просмотр сюжетов, иллюстрирующих мужество людей, героев ВОВ, моделей поведения для подражания; семейное чтение;
- отсутствие финансирования – проведение волонтерской акции «Моя школьная библиотека» и организация мероприятий силами учащихся, учителей и родителей.
Перспективы развития проекта:
-создание модели приобщения школьников к чтению «Волшебная книга»;
-реализация проекта на уровне дополнительной социальной программы в ОУ;
- организация муниципальной выставки «Любимые страницы произведения»;
- конкурс творческих работ «Книга современности».
2. Книга - источник знаний и мудрости. История ее возникновения
Отправимся в короткое путешествие в историю возникновения книги.
Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Рассказанные истории передавались из уст в уста и хранились в памяти людей. Устная речь была единственным способом передачи знаний. Легенда гласит, что в Риме один человек завел у себя библиотеку из живых книг. Богатый торговец приказал своим самым умным рабам выучить свои любимые произведения. Таким образом, все заговорили о том, что существуют люди-книги, а на особо значимых мероприятиях торговец с большой гордостью представлял целое собрание произведений.
Историю появления книги связывают с появлением письменности, когда произведения стали записывать на стенах, на коре деревьев, глиняных дощечках. В Индии, например, писали иглой на пальмовых листьях и сшивали их нитками. Много библиотек было из глиняных книг. Важную информацию записывали на глиняных дощечках.
Известное узелковое письмо перуанских индейцев называлось кипа. Это была толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узелковое письмо было трудно читать, поэтому вскоре появилось письмо в картинках.
Восковые книги были очень популярны у древних греков. Они представляли собой дощечки с выемкой, которая заливалась воском. На таких «страницах» писать было очень трудно, поэтому древние греки использовали заостренные палочки.
Значительно позже на каменных плитах стали появляться надписи, которые известны, как иероглифы. Это наиболее древние знаки египетского письма.
Книги из папируса делали из речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы в форме свитка с палочками на концах. После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. Это было очень удобно. Книгу-свиток создавали специальные писцы. Папирусные свитки в длину достигали до 40 метров. Но папирус был непрочным материалом. Он не переносил влагу, она разрушала его.
Большинство известных свитков дошло до нас в виде отрывков. Сейчас они хранятся в музеях и крупных библиотеках мира.
Книги из пергамента походили на сундучок. Часто деревянные обложки обтягивались кожей, у каждой книги был свой замочек.
В Китае применяли бамбук и шелк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. Береста – это кора березы.
На ней писал простой народ. Указы и Государственные грамоты писали на пергаменте. Книги в Древней Руси складывали в короба, так они лучше сохранялись.
В то далекое время не было печатных станков, поэтому мастерам приходилось переписывать книги от руки.
Первый печатный станок появился в XIV веке, придумал его немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. В истории известны факты, что в библиотеках средневековой Европы книги приковывали цепями, чтоб их не украли.
Исследуя историю появления книги, становится интересным то, что связывает прошлое с духовным богатством настоящего? Почему пройдя такой сложный путь становления, книга теряет свою магическую силу?
Нельзя не согласиться со Шведской академией детской книги, которая выявила 17 аргументов в пользу чтения. Вот некоторые из них:
• Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книга может подсказать выход из трудной ситуации.
• Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.
• Книги открывают нам, что все люди разные.
• Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.
• Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.
• Человек, который дружит с книгами, является очень интересным собеседником.
Таким образом, именно поэтому мы можем проследить взаимосвязь между историей книги прошлого и настоящего.
Обратимся к памятникам Сургута, которые хранят в себе историю книги.
3.Скульптурно-литературные памятники города Сургута: памятник Кириллу и Мефодию, Памятник Книге, памятник А.С.Пушкину.
Сургут обладает уникальным архитектурным комплексом, живописной красотой, которая порой завораживает взгляд обывателя. Этот город покорил сердца тех людей, которые хоть единожды увидели его. В Сургуте насчитывается более 30 памятников. Но всегда у памятников литературного наследия – живые цветы. А 1 сентября объявлен Всемирным Днем Знаний.
Святые Кирилл и Мефодий
Изобретение письменности и в дальнейшем книгопечатания - два величайших достижения цивилизации, без которых, собственно, и сама цивилизация была бы невозможна. Сургутяне любят и чтут память гениев мысли. Поэтому 24 мая весь культурный мир празднует День славянской письменности и культуры, который неразрывно связан с чествованием Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - просветителей славян, создателей славянской письменности.
Святые Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. Тем самым были заложены основы славянской письменности и культуры.
Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию – основоположникам славянской письменности и культуры установлен на площади перед главным корпусом Сургутского государственного университета 24 мая 2013 года. Открытие монумента было приурочено к торжественным мероприятиям в честь 20-летия СурГУ, 1150-летию создания славянской письменности и 150-летию празднования Дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в России. В рамках научно-практической конференции «Православные истоки культуры и словесности» и состоялось открытие и освещение памятника Кириллу и Мефодию в Сургуте. Данный памятник – мечта основателя университета, ныне покойного Георгия Ивановича Назина, впервые озвученная за 15 лет до установки. Сооружен он на средства, собранные сотрудниками, преподавателями и студентами и пожертвованные предприятиями города. Проект стелы создал известный ханты-мансийский скульптор Володя Арсенович Саргсян, каркас был отлит в Екатеринбурге.
Памятник представляет собой ворота, на колонны которых установлены бронзовые скульптуры святых. Как и задумывалось, он стал символом для студентов – Вратами знаний, через которые первокурсники 1 сентября, ведомые ректором, проходят в Храм науки. Для нас, школьников – это мечта. Мы все стремимся к знаниям и ждем того времени, когда достойно сможем пройти через их ворота.
Мало кто знает, что Памятник Книге установлен не только в нашем родном городе, но и во многих городах стран мира.
Памятник «Книге»
Работы скульптора Александра Капралова. Выпускник омского “худграфа” работает не только с металлом, его работы из камня и дерева можно увидеть во многих музеях. Находиться на территории перед СурГУ. Был установлен в июле 2002 г.
ПАМЯТНИК КНИГЕ В МИРЕ
Памятник Книге (Оксфорд, Великобритания)
|
Памятник Книге (Португалия)
|
||
Памятники Книге в США
|
Памятник Книге (Таганрог, Россия)
|
||
Памятник Книге (Чили)
|
Читающая девочка (Германия)
|
||
Памятник книге (Нидерланды)
|
Памятник Книге (Ульяновск, Россия)
|
Памятник А.С. Пушкину в г. Сургуте
Памятник поэту – Александру Сергеевичу Пушкину - изготавливался в городе Санкт - Петербурге. Скульптор А.Дема, архитекторы Н.Соколов, С.Михайлов, установлен в 2001г. Выполнен из красного полированного гранита и бронзы, общая высота композиции - 6 метров.
Был установлен в 2001 г.
Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Любуясь памятником А.С. Пушкину, всегда вспоминаются любимые герои его произведений, которые учат нас ценить прекрасное, быть искренними и чуткими.
Как не понимать добро и зло в произведении “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” и искренность в стихотворении «Няне», которые мы изучали по программе 4 класса.
В образах героев Царевны и царицы наиболее заметна характеристика Добра и Зла. Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она. Мы видим, что Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
В стихотворении «Няне», для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.
Всех нас объединяет любовь - к своей семье, близким людям, своей малой и большой Родине, к нашей России. Настоящая любовь начинается к бескорыстной любви к ближнему: к маме и папе, брату и сестре, друзьям, одноклассникам. Книги заставляют людей сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, сделать себя лучше, почувствовать, как возрастает в мире любовь.
Поэтому творчество Пушкина является живым примером человечности и доброты. Неслучайно, памятник великому поэту поставлен в нашем городе.
4.Социологический опрос.
Далее, мы решили провести социологический опрос среди младших школьников (возраст от 7 до 10 лет) и узнать, какие памятники, установленные в городе они знают, и знают ли историю их возникновения. Опрашиваемые отвечали на следующие вопросы:
1. Как часто родители читали Вам книги в детстве?
очень часто/иногда/никогда
2. Какие памятники, из ниже перечисленных, вам известны?
- Памятник черному лису;
- Памятник основателям Сургута;
- Памятник книге;
- Памятник А.С. Пушкину;
- Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию;
- Памятник газового огня.
3. Установлены ли памятники Книге в других странах?
4. Что символизирует памятник Кириллу и Мефодию?
5. Подчеркни материалы, из которых делали древние книги
Стекло/металл/пергамент / вата/песок/воск/глина /папирус /береста/бамбук
Результаты опроса: Было опрошено 40 человек, большинство опрашиваемых (27) отметили, что родители часто читали им книги в детстве; многие знают памятники: Черному лису (27 человек), основателям Сургута (20 человек), Памятник А.С. Пушкину (23 человека). Менее известны памятники: Книги (16 человек), Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию (9 человек), газового огня (3 человека). На вопрос, установлены ли памятники Книге в других странах 17 человек ответили утвердительно; на вопрос о том, что символизирует памятник Кириллу и Мефодию многие затруднились ответить, только 14 человек ответили по сути; об истории возникновения памятников дети затруднились ответить. На вопрос по материалам, из которых были сделаны первые книги 25 человек подчеркнули более 5 материалов.
Результаты опроса представлены на диаграмме:
Вывод: наиболее известны те памятники, которые дети встречают на улицах города (в центре) и дети могут рассказать о них некоторую информацию, а памятники, расположенные в отдаленных районах им известны меньше, историю возникновения этих памятников дети не знают. Интерес к чтению должен быть заложен с детства и поддержан на всем этапе обучения.
Заключение
В ходе исследования, мы установили, что город Сургут является одним из старейших сибирских городов, которому больше 400 лет. За это время в городе происходило множество интересных и значимых для истории города событий, память о которых отражена в памятниках, установленных в городе.
Есть памятники общеизвестные, но есть памятники забытые, некоторые из них заброшенные. Но мы уверены в том, что памятник Кириллу и Мефодию, памятник А.С. Пушкинуи Памятник Книге- символу знаний и мудрости, переживут века. В результате работы над проектом была исследования история возникновения книги, показана важность приобщения школьников к чтению, ее отражение в архитектурных памятниках города Сургута, что, безусловно, поможет школьникам прикоснуться к истории родного города, почувствовать себя гражданами своей страны, вызвать чувство гордости за дела своих земляков. Так же данная работа может быть интересна и гостям города, так как в ней собраны, в хронологическом порядке, основные сведения о памятниках города Сургута, подчеркивающих факт высокого интеллекта Сургутян.
Таким образом, можно считать цель работы достигнутой, а задачи –решенными.
Литература
1. Аскарова В. Я. Юный читатель и книга: проблемы культурного посредничества Текст. / В. Я. Аскарова // Библиотековедение. 2004. -№ 6. - С. 62-66.
2. Бирюков Б. В., Бирюкова JL Г., Сметанникова Н. Н. / Б. В. Бирюков // Человек Читающий :Homo iegens-2 Текст./ Рос.ин-т культурологии, Межвуз. центр исслед. чтения и информ. культуры, Моск. отд-ниеМеждунар. ассоц. чтения. М., 2000. - С. 161-182.
3. Долгушева З.М. Памятники Сургута. Екатеринбург, 2008.
4. Илярова, Д. История на улицах города. // Стольник. – 2008. – Авг.
5. Казакова Е. И. Менеджмент в профессиональном образовании Текст.: учеб.-метод, пособие / Е. И. Казакова. М. : Логос, 2006. — 160 с.
6. Мухамедшина З.А. Памятные даты, места, улицы Сургута рассказывают: крат.справ. / авт.-сост. З. А. Мухамедшина ; Общество охраны памятников истории и культуры. – Сургут, 2006.
7. Прищепов А. И. «История Сургута», 2005г.
8. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Повзун В. Д. СПб., 2005. - 46 с.
9. 12. Семёнова, Е. А Лис и ныне там.// Новый город. – 2007. – 18 окт.
Интернет-ресурсы:
https://doc4web.ru/literatura/tema-v-gosti-k-knige-istoriya-vozniknoveniya-knigi.html
http://www.filipoc.ru/interesting/istoriya-poyavleniya-knigi
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%F0%E3%F3%F2
http://www.komandirovka.ru/dostoprim/detail.php?ID=124705750
http://surgut.go2all.ru/sights
http://www.tourprom.ru/country/russia/surgut/all_attr/
http://goldlit.ru/pushkin/753-nyane-analiz
http://fb.ru/article/266337/literaturnyiy-argument-rol-knigi-v-jizni-cheloveka
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.