Дата------------
География 8 класс
Тема: Озера.
Оборудование: физическая карта Луганской области , учебник «Родной край», фрагменты видеофильмов, контурные карты, макет реки.мультивидийная презентация. За наличием .
Контурные карты, рабочие тетради, учебники «Родной край».
Цель : углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.
Задачи- повторить с учащимися понятия, ранее полученные о морфологических частях реки; ввести новые понятия; продолжить формировать умения работать с географической картой.
- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.
- воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам; напомнить правила поведения детей на воде.
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: озера .
Ход урока .
1.Органпзация класса
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель читает стихотворение Нины Медведевой «Твои красоты несравнимы»:
Твои красоты несравнимы,
Твои пейзажи уникальны.
Скупой ландшафт степей ковыльных
Сменяет гладь озер зеркальных.
И, если с птичьего полета,
Увидеть все твои красоты,
Не удержаться, чтоб влюбиться
В чудесный край, в твою столицу.
- Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал эти строки?
(Любовь к родному краю, восхищение разнообразием его природы, красотами ландшафта)
- Как вы понимаете выражение «любить свой край, свою землю»? (Уважать людей, живущих рядом, стараться больше узнать об истории и культуре своей земли, своего рода, уникальности родной земли, стремиться хорошо учиться, чтобы принести пользу Республике, беречь и охранять природу, проявлять милосердие и толерантность к окружающим людям, быть готовым стать на защиту своей земли)
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( О природе нашего края)
III.Изучение новой темы .
- Совершенно верно, сегодня мы окунемся в мир природы и совершим виртуальное путешествие по озерам
Слайд 1
Озера Луганщины.
· Озеро — это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном.
На Луганщине озер немного, почти все они невелики, пресноводны и мелки. По своему происхождению в большинстве своем представляют староречья - остатки прежних русел рек (озера-старицы), разбросанные в поймах долины Северского Донца и других сравнительно крупных рек.
Всего на Луганщине насчитывается около 60 озер, крупнейшие из них Бобровое, Беляевскоеи Волк. Мерцающее тихой голубизной озеро Беляевское, расположенное в пойме Северского Донца на территории Славяносербского района. Питание этого болотно-лесного водоема, как и многих других пойменных озер, происходит в основном за счет грунтовых вод, а также атмосферных осадков.Вблизи Беляевского озера расположены и другие пойменные озера: Бобровое, Орлиное, Краснокутское, Зимовное, Подпесочное. В отдельные засушливые годы площадь зеркала воды этих озер уменьшается, они пересыхают по краям, что обусловлено распашкой склонов озерных ложбин, заиливанием родников, отсутствием их связи с Северским Донцом.По величине и живописности можно выделить озера-старицы Красный Лиман и Банновское — самые крупные из пойменных озер Северского Донца; Глубокое, Закотнянское, Плавневое и Сухое, расположенные в пойме Айдара
· Морфология и морфометрия озер
Во всех озерах выделяют основные морфологические элементы: котловину, т.е. естественное понижение земной поверхности различного происхождения, в пределах которого и расположено озеро; ложе (или чашу) озера, непосредственно занятое водой (рис. 1, а).
Важным элементом озерной котловины является береговая область (рис. 1 б), которая при абразионном характере берега включает береговой уступ, побережье и береговую отмель. Последние два элемента озерной котловины часто называют литоралью, к характерным чертам которой относятся мелководность и воздействие волнения. За пределами литорали находится подводный откос (или сублитораль). Глубоководная часть озера – это пелагиаль; дно озера называют профундалью.
Развитие высшей растительности (макрофитов), как правило, ограничено литоралью.
В пределах озера выделяют такие морфологические элементы, как плесы, заливы, бухты.
Рис 1- Схема озерной котловины (а) и ее береговой области (б):
1 – котловина; 2 – ложе (чаша); 3 – береговая область; 4 – береговой уступ; 5 –побережье; 6 – береговая отмель; 7, 8 – абразионная и аккумулятивная части береговой отмели; 9 – подводный откос; 10, 11 – низший и высший уровни воды; 12 – коренные породы; 13 – начальный профиль берега
Основными морфометрическими характеристиками озера служат (рис. 2):
площадь озера Fоз;
объем воды в озере Vоз;
длина береговой линии Lбер.л, проведенной по урезу воды;
длина озера Lоз - кратчайшее расстояние по поверхности воды вдоль оси озера между наиболее удаленными точками береговой линии;
ширина озера Воз – расстояние между противоположными берегами озера, измеренное по линии, перпендикулярной оси озера в любой его части. Наибольшее значение последней величины называют максимальной шириной озера Bоз.max. Среднюю ширину озера вычисляют по формуле:
В = Fоз/Lоз .
Рис. 2 - Морфометрические характеристики озера
Важными морфометрическими характеристиками озера являются его глубина hоз (в разных частях озера она различна), максимальная глубина hоз.max, средняя глубина hоз.ср, которая определяется по формуле
hоз.ср = Vоз / Fоз .
Все перечисленные выше морфометрические характеристики озера зависят от высоты стояния уровня воды в нем или от выбранного в толще воды отсчетного горизонта (или глубины). Наиболее важно знать, как изменяются с изменением уровня (или глубины) такие характеристики, как площадь озера, объем воды в нем, средняя и максимальная глубина.
· Типы озер по размеру: очень большие (б.1000км2), большие(100 – 1000), средние (10-100), малые (м. 10).
По времени существования: постоянные и временные.
По географическому положению: интразональные (находится в одной природной зоне), полизональные.
· По происхождению котловины: тектонические, вулканические, метеоритные, ледниковые, карстовые, термокарстовые, суффозионные, речные, морские, эоловые, органогенные.
1. Тектонические, приуроченные к крупным тектоническим прогибам и впадинам (Каспийское море, озера Верхнее, Ладожское, Онежское, Иссык-Куль, Балхашское) или к грабенам (Байкал, Танганьика, Ньяса).
2. Ледниковые: а) троговые- связанные с «работой» ледников (Женевское, многие озера Скандинавии, Карелии), б) моренные, образовавшиеся среди древних моренных отложений (Имандра, Селигер), в) каровые, г) приледниковые и надледниковые, связанные с современным оледенением.
3. Карстовые, приуроченные к карстовым просадкам, а также подземным пустотам.
4. Термокарстовые- протаевание и просадка грунта
5. Суффозионные -в результате размыва и выноса частиц.
6. Вулканические, расположенные в кратерах вулканов (Титикака в Андах, Кроноцкое на Камчатке).
7. Речного происхождения - старицы, дельтовые, завальные.
8. Морского происхождения - отчлененные от моря песчаными или галечниковыми косами расширения в устьевых участках рек (лиманные озера) или небольшие акватории моря (лагунные озера).
9. Болотные (органогенные), расположенные в болотных массивах.
10. Плотинные – образуются в результате перекрытия долин.
11.Эоловые – в понижениях между песчаными дюнами, затопляемые речными или морскими водами.
Крупнейшие озера мира:
Озеро |
Vоз, тыс. км3 |
Sоз тыс. км2 |
hmax, M |
Каспийское море |
78,2 |
|
|
Байкал |
23,0 |
31,5 |
|
Танганьика |
18,9 |
32,9 |
|
Верхнее |
11,6 |
82,7 |
|
Ньяса |
7,7 |
30,9 |
|
IV. Закрепление .
V. Рефлексия.
- Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? ( По территории нашего края протекает большое количестттво рек и речушек, узнали их названия и интересные факты, связанные с их названиями , исторические сведения)
- Какую проблему мы затронули на уроке? (Проблему загрязнения водных ресурсов)
- Что мы можем сделать для решения этой проблемы? ( Убирать за собой мусор во время отдыха возле водоема, организовать или увавствовать в природоохранных акциях по расчистке и благоустройству криничек, родников, рассказывать другим о необходимости беречь и охранять природу)
VI. Домашнее задание.
Подготовить информацию о способах и масштабах воздействия человека на годросферу, о её негативных последствиях, используя материалы периодической печати или интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.