Конспект урока- Озера.
Оценка 4.8

Конспект урока- Озера.

Оценка 4.8
docx
12.01.2020
Конспект урока- Озера.
18.02.docx

Дата------------

География 8 класс

Тема: Озера.

Оборудование: физическая карта Луганской области , учебник «Родной край», фрагменты видеофильмов, контурные карты, макет реки.мультивидийная презентация. За наличием .

Контурные карты, рабочие тетради, учебники «Родной край».

Цель :  углубить и систематизировать знания о реках, полученных в предыдущих классах на уроках географии и природоведения; сформировать новые понятия: площадь поперечного сечения реки, скорость течения, расход воды. Воспитывать бережное отношение к водным богатствам края. Донести детям правила поведения на воде.

Задачи- повторить с учащимися понятия, ранее полученные о морфологических частях реки;   ввести новые понятия; продолжить формировать умения работать с географической картой.

 - развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

- воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам; напомнить правила поведения детей на воде.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: озера .                       

Ход урока .

1.Органпзация класса

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение Нины Медведевой «Твои красоты несравнимы»:

Твои красоты несравнимы,

Твои пейзажи уникальны.

Скупой ландшафт степей ковыльных

Сменяет гладь озер зеркальных.

И, если с птичьего полета,

Увидеть все твои красоты,

Не удержаться, чтоб влюбиться

В чудесный край, в твою столицу.

- Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал эти строки?

(Любовь к родному краю, восхищение разнообразием его природы, красотами ландшафта)

- Как вы понимаете выражение «любить свой край, свою землю»? (Уважать людей, живущих рядом, стараться больше узнать об истории и культуре своей земли, своего рода, уникальности родной земли, стремиться хорошо учиться, чтобы принести пользу Республике, беречь и охранять природу, проявлять милосердие и толерантность к окружающим людям, быть готовым стать на защиту своей земли)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( О природе нашего края)

III.Изучение новой темы .

- Совершенно верно, сегодня мы окунемся в мир природы и совершим виртуальное путешествие по озерам

Слайд 1

 

         Озера Луганщины.

 

·       Озеро — это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном.

На Луганщине озер немного, почти все они невелики, пресноводны и мелки. По своему происхождению в большинстве своем представляют староречья - остат­ки прежних русел рек (озера-старицы), разбросанные в поймах долины Северского Донца и других сравни­тельно крупных рек.

 

Всего на Луганщине насчитывается около 60 озер, крупнейшие из них Бобровое, Беляевскоеи Волк. Мерцающее ти­хой голубизной озеро Беляевское, расположенное в пойме Северского Донца на территории Славяносербского района. Питание это­го болотно-лесного водоема, как и многих других пой­менных озер, происходит в основном за счет грунто­вых вод, а также атмосферных осадков.Вблизи Беляевского озера расположены и другие пойменные озера: Бобровое, Орлиное, Краснокутское, Зимовное, Подпесочное. В отдельные засушли­вые годы площадь зеркала воды этих озер уменьшает­ся, они пересыхают по краям, что обусловлено распаш­кой склонов озерных ложбин, заиливанием родников, отсутствием их связи с Северским Донцом.По величине и живописности можно выделить озе­ра-старицы Красный Лиман и Банновское — самые крупные из пойменных озер Северского Донца; Глубо­кое, Закотнянское, Плавневое и Сухое, расположенные в пойме Айдара

·       Морфология и морфометрия озер

 

Во всех озерах выделяют основные морфологические элементы: котловину, т.е. естественное понижение земной поверхности различного происхождения, в пределах которого и расположено озеро; ложе (или чашу) озера, непосредственно занятое водой (рис. 1, а).

Важным элементом озерной котловины является береговая область (рис. 1 б), которая при абразионном характере берега включает береговой уступ, побережье и береговую отмель. Последние два элемента озерной котловины часто называют литоралью, к характерным чертам которой относятся мелководность и воздействие волнения. За пределами литорали находится подводный откос (или сублитораль). Глубоководная часть озера – это пелагиаль; дно озера называют профундалью.

Развитие высшей растительности (макрофитов), как правило, ограничено литоралью.

В пределах озера выделяют такие морфологические элементы, как плесы, заливы, бухты.

 

https://konspekta.net/megalektsiiru/baza3/2010781654846.files/image002.jpg

 

Рис 1- Схема озерной котловины (а) и ее береговой области (б):

1 – котловина; 2 – ложе (чаша); 3 – береговая область; 4 – береговой уступ; 5 –побережье; 6 – береговая отмель; 7, 8 – абразионная и аккумулятивная части береговой отмели; 9 – подводный откос; 10, 11 – низший и высший уровни воды; 12 – коренные породы; 13 – начальный профиль берега

 

Основными морфометрическими характеристиками озера служат (рис. 2):

площадь озера Fоз;

объем воды в озере Vоз;

длина береговой линии Lбер.л, проведенной по урезу воды;

длина озера Lоз - кратчайшее расстояние по поверхности воды вдоль оси озера между наиболее удаленными точками береговой линии;

ширина озера Воз – расстояние между противоположными берегами озера, измеренное по линии, перпендикулярной оси озера в любой его части. Наибольшее значение последней величины называют максимальной шириной озера Bоз.max. Среднюю ширину озера вычисляют по формуле:

 

В = Fоз/Lоз .

 

https://konspekta.net/megalektsiiru/baza3/2010781654846.files/image004.jpg

 

Рис. 2 - Морфометрические характеристики озера

 

Важными морфометрическими характеристиками озера являются его глубина hоз (в разных частях озера она различна), максимальная глубина hоз.max, средняя глубина hоз.ср, которая определяется по формуле

 

hоз.ср = Vоз / Fоз .

 

Все перечисленные выше морфометрические характеристики озера зависят от высоты стояния уровня воды в нем или от выбранного в толще воды отсчетного горизонта (или глубины). Наиболее важно знать, как изменяются с изменением уровня (или глубины) такие характеристики, как площадь озера, объем воды в нем, средняя и максимальная глубина.

 

·       Типы озер по размеру: очень большие (б.1000км2), большие(100 – 1000), средние (10-100), малые (м. 10).

По времени существования: постоянные и временные.

По географическому положению: интразональные (находится в одной природной зоне), полизональные.

·       По происхождению котловины: тектонические, вулканические, метеоритные, ледниковые, карстовые, термокарстовые, суффозионные, речные, морские, эоловые, органогенные.

1. Тектонические, приуроченные к крупным тектоническим прогибам и впади­нам (Каспийское море, озера Верхнее, Ладожское, Онежское, Иссык-Куль, Балхашское) или к грабенам (Байкал, Танганьика, Ньяса).

2. Ледниковые: а) троговые- связанные с «работой» ледников (Женевское, многие озера Скандинавии, Карелии), б) моренные, образовавшиеся среди древних моренных отложений (Имандра, Сели­гер), в) каровые, г) приледниковые и надледниковые, связанные с современным оледенением.

3. Карстовые, приуроченные к карстовым просадкам, а также подземным пустотам.

4. Термокарстовые- протаевание и просадка грунта

5. Суффозионные -в результате размыва и выноса частиц.

6. Вулканические, расположенные в кратерах вулканов (Титикака в Андах, Кроноцкое на Камчатке).

7. Речного происхождения - старицы, дельтовые, завальные.

8. Морского происхождения - отчлененные от моря песчаными или галечниковыми косами расширения в устьевых участках рек (лиманные озера) или небольшие акватории моря (лагунные озера).

9. Болотные (органогенные), расположенные в болотных массивах.

10. Плотинные – образуются в результате перекрытия долин.

11.Эоловые – в понижениях между песчаными дюнами, затопляемые речными или морскими водами.

Крупнейшие озера мира:

Озеро

Vоз, тыс. км3

Sоз тыс. км2

hmax, M

Каспийское море  

78,2  

 

 

Байкал  

23,0  

31,5  

 

Танганьика  

18,9  

32,9  

 

Верхнее  

11,6  

82,7  

 

Ньяса  

7,7  

30,9  

 

 

IV. Закрепление .

V. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? ( По территории нашего края протекает большое количестттво рек и речушек, узнали их названия и интересные факты, связанные с их названиями , исторические сведения)

- Какую проблему мы затронули на уроке? (Проблему загрязнения водных ресурсов)

- Что мы можем сделать для решения этой проблемы? ( Убирать за собой мусор во время отдыха возле водоема, организовать или увавствовать в природоохранных акциях по расчистке и благоустройству криничек, родников, рассказывать другим о необходимости беречь и охранять природу)

VI. Домашнее задание.

Подготовить информацию о способах и масштабах воздействия человека на годросферу, о её негативных последствиях, используя материалы периодической печати или интернет.

 

 

 

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.

Конспект урока- Озера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020