Предмет: русский язык
Класс: 6
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: 1) Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская. М., «Просвещение», 2017, 2) Презентация «Этимология слова», 3) раздаточный материал: Удостоверение частного детектива, Протокол учебного занятия в детективном агентстве «Смотри в корень»
Цель урока: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Давать адекватную самооценку учебной деятельности,
· Осознавать границы собственного знания и незнания.
Предметные:
· Понимать смысл понятия «этимология»;
· Ориентироваться в этимологическом словаре;
· Объяснять языковые явления, владея навыками монологической речи.
Метапредметные:
· Самостоятельно формулировать познавательные цели;
· Анализировать единицы языка, сопоставлять языковые единицы;
· Строить логическую цепь рассуждений;
· Использовать определения в своей речи;
· Контролировать себя, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном;
· Уметь работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Ход урока:
1) Организационный этап (слайд 1)
Звучит музыка из фильма «Шерлок Холмс»
Мы с вами разговариваем на великом языке. Но скажите, ребята, часто ли мы задумываемся, почему то или иное явление, предмет так называются? Почему стол это именно стол, туфли именно туфли, окно именно окно? Хотите открыть тайну рождения слов, заглянуть вглубь столетий? Наш урок поможет вам в этом. Но сегодня это будет не простой урок: я приглашаю вас в детективное агентство «Смотри в корень».
(Слайд 2)
Двери агентства «Смотри в корень» открыты. Добро пожаловать!
Перед вами лежит несколько документов, с которыми вы будете работать на уроке. Это «Протокол учебного занятия» (на этих листах вы будете работать и оценивать качество раскрытия дел), «Удостоверение частного детектива (оно понадобится нам в конце занятия) и ксерокопии необходимых страниц словаря, который поможет нам раскрывать дела. Сегодня никаких тетрадей, только официальные бумаги.
(Слайд 3)
Записываем дату.
2) Актуализация знаний
Проверим вашу профпригодность. Детективы должны быть сообразительными и иметь хорошую память. Буквально на днях вы изучали способы образования слов в русском языке. Проверим: хорошо ли вы усвоили эту тему.
(Слайд 4)
Дело №1 – Дело о словообразовании.
(Слайд 5)
Соотнесите данные слова и способы их образования. Один человек работает у доски.
Потемнеть |
Приставочно-суффиксальный |
Росточек |
Сложение основ |
Лесопарк |
Суффиксальный |
Узаконить |
Приставочный |
(слайд 6)
Проверка выполнения задания. Сверка со слайдом.
Оцените себя. У скольких слов вы правильно указали способ образования, столько баллов себе ставите в вашем протоколе.
Молодцы!
С каким разделом русского языка были связаны эти вопросы?
С какой целью мы отвечали на эти вопросы?
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы с успехом выполнили задание и теперь готовы раскрыть еще какое-нибудь запутанное дело.
(Слайд 7)
Внимание! Особо важная телеграмма!
«Срочно! Помогите определить, как образовалось слово «врач». В современном русском языке это слово состоит только из корня и нулевого окончания. Но я сомневаюсь, что так было всегда. Заранее благодарен. Словообразовательный словарь».
(Слайд 8)
А вот и работа для настоящих детективов. Как вы думаете, от какого слова и каким способом образовано слово врач?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно призвать в помощь науку, которая объясняет происхождение слов.
Может быть, кто-нибудь знает, как называется эта наука?
(Слайд 9)
Запись темы урока: Этимология слова.
Для чего же нам нужен этот урок? С какой целью мы будем изучать эту тему?
Запись цели:
Выяснить: зачем нужна этимология.
Узнать: что такое этимология; интересные факты о словах (как произошли слова)
Научиться: пользоваться этимологическим словарем.
4) Усвоение новых знаний.
Хороший детектив – это всезнающий теоретик и «всеумеющий» практик. Начнем с теории: заглянем в ваш учебник (стр. 100)
Учащиеся читают теоретический материал.
Давайте проговорим еще раз: Что в переводе с греческого означает «этимология»? Чем занимается этимология как наука?
Знакомство с этимологическим словарем.
Перед вами лежат распечатки необходимых нам на уроке страниц «Этимологического словаря». Найдите, пожалуйста, словарную статью слова «школа», прочитайте ее.
Скажите, это слово исконно русское или заимствованное?
Из какого языка оно к нам пришло?
Какое значение имело первоначально?
Какие родственные связи есть у этого слова?
Давайте обобщим: какие сведения мы можем получить из этимологического словаря?
Какие задачи мы с вами решили, изучая теоретический материал учебника и словарную статью из этимологического словаря?
Итак, мы подготовились и можем перейти к следующему делу.
(Слайд 10)
Дело №2 Дело о пропавших родственниках
Упр. 177 – прочитайте текст, заполните таблицу.
Что вы будете делать?
Слово-гость |
Родственное слово |
Обоснование родства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первое слово разбираем вместе.
(слайд 11-12)
Во время работы с остальными словами вы будете совещаться с вашим соседом по парте. У вас минута на обсуждение и две минуты на запись ответа в тетрадь.
А теперь проверим ваши ответы.
(Слайд 13, 14 – таблица для самопроверки)
Итак, какую тайну вы раскрыли, выполняя это задание? Что вы узнали?
Оцените свою работу. Правильно заполненные пункты таблицы с исходными словами колесо и лопата оцениваются в 2 балла каждый. Если были незначительные ошибки, то в 1 балл.
5) Минутка отдыха.
(Слайд 15)
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Попробуйте догадаться, что обозначают детские слова: журчей, гудильник, копатка, колоток, бананас, правдун.
6) Закрепление знаний
Дело №3 Дело об утерянных, но очень полезных родственных связях.
(Слайд 16)
кАморка, пИчуга (пичужка), пЕчаль.
Какая орфограмма объединяет все эти слова?
(Слайд 17)
С помощью этимологического словаря подберите родственные слова, которые помогут объяснить правописание данных слов. Составьте с данными словарными словами предложения.
(Слайд 18)
Задание выполняется в парах по рядам:
1-й ряд – кАморка
2-й ряд – пИчуга (пичужка)
3-й ряд – пЕчаль
У вас 4 минуты
Проверка: заслушиваем трех учеников
(Слайд 19)
Сделайте вывод, дополнив мое высказывание: Этимология дает нам возможность не только узнать происхождение слова, но и … (в некоторых случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе)
С какой целью выполняли эти задания?
Оцените себя. За правильный выбор проверочного слова вы получаете 2 балла. 1 балл за составленное предложение. Максимум баллов за это задание – 3.
(Слайд 20)
Дело №4 Дело о перепутанных полочках.
(Слайд 21)
Перед вами слова. Вы должны их распределить в две колонки, так сказать – разложить по полочкам. Один человек у доски.
Слова, состав и способ образования которых вы можете объяснить |
Слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь |
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для распределения: берлога, безрукавка, заплыв, стрекоза, летучий, дружок, калека, чеснок.
(Слайд 22)
Проверка
С какой целью выполняли это задание?
Оцените себя: 1 балл за каждое слово. Максимум – 8 баллов.
7) Рефлексия.
Пришло время подводить итоги.
Как вы думаете, мы ничего не забыли? (Возвращение к письму)
(Слайд 23)
Найдите в этимологическом словаре соответствующую словарную статью. Прочитайте. Скажите, можем ли мы определить способ образования слова врач с точки зрения современного русского языка? А с точки зрения этимологии?
Что вы узнали, чему научились на сегодняшнем уроке?
Оценивание своей работы на уроке. Подсчет баллов, заполнение «Удостоверения частного детектива»
8) Домашнее задание:
(Слайд 24)
На выбор:
А) сообщение «Происхождение моего имени, фамилии»
Б) пересказ текста упражнения 177
9) Итог урока
Этимология – наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Возможно, этим исследователем будет кто-нибудь из вас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.