Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Приключения феи Динь-динь»
Подготовила воспитатель МОУ «БДС№ 43» Пашкан Елена Алексеевна
Цель: развитие
коммуникативной активности дошкольников; гибкого мышления и фантазии.
Задачи:
-обучающие: учить детей составлять рассказ; расширять и закреплять знания детей о сказках;
- развивающие: развивать нестандартное и гибкое мышление, умение отслеживать причинно- следственные связи; развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей ; обогащать словарь детей; развивать память, внимание.
-воспитательные: воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками , а также интерес к поисковой деятельности.
Оборудование. Игрушки: фея Динь-динь и её подружки феички;
каблучок от туфельки Золушки, помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха»; карточки с заданиями; сундучок.
Ход НОД.
1этап - мотивационно- ориентировочный
Воспитатель: Ребята , предлагаю вам начать сегодняшнее утро с дружественного приветствия.
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!!!
Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель предлагает продолжить доброе утро интересной игрой « Я начну, а ты продолжи» и подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем воспитатель озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»
Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже сказочная гостья, но прежде чем она появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть.
Игра «Данетка»
Воспитатель: Да -это сказочная. милая и весёлая
фея Динь-динь.
Ребята, посмотрите, а вот и наша гостья. Поздоровайтесь с ней.
Далее воспитатель проводит «Мозговой штурм»
Воспитатель: Как вы думаете, каким образом она у нас появилась?
Дети. Прилетела.
Воспитатель. Как еще она могла появиться у нас?
Дети. Могла появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и т.д.
Воспитатель. Если феичка прилетела , то на чем
она могла это сделать?
Дети. На самолете, воздушном шаре ...
2 этап - проектировочный
Воспитатель. Фея Динь - динь говорит, что она появилась у нас не просто так, а прилетела попросить помощи. Дело в том, что наша гостья летала по лесу со своими подружками. Они весело шутили, смеялись и не заметили, как угодили во владения бабы Яги. Своим шумом они нарушили её покой. В ярости она решила наказать незваных гостей и заперла подруг феи Динь-динь в своём старом сундуке.
И теперь, чтобы освободить фей, нужно выполнить все задания бабы Яги. Но задания не простые, а сказочные, так как она очень любит сказки.
Ребята, вы готовы помочь?
Дети. Да!
3 этап – практический
Воспитатель достаёт из сундука первое задание и читает его.
Воспитатель: Для выполнения первого задания отправляйтесь в страну Котляндию.
«В стране Котляндии».
На столе разложены наборы карточек разного цвета. Желтый цвет обозначает то, кем является кот, оранжевый цвет – его увлечение, голубой цвет – друзья кота, фиолетовый цвет – страна. Необходимо взять по одной карточки с каждого набора и составить рассказ.
Воспитатель: молодцы, с этим заданием справились и баба Яга освобождает одну фею .
Воспитатель достает из сундучка второе задание « Собери паровозик».
Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы тоже справились, и ещё одна фея возвращается. Нашей гостье очень нравится, как вы справляетесь с заданиями.
Воспитатель достает из сундучка третье задание, но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть, дети встают на физкультурную минутку.
Физкультурная минутка: «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам..
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания.
Следующее задание такое: «Потеряшки»
Ребята рассматривают предметы, картинки из сказок и определяют, чьи они, и в какую сказку отправятся предметы.
В сундуке лежат: каблучок от туфельки Золушки; помпон от шапки Незнайки, шпора от сапог Кота в сапогах, страница из букваря Буратино, краник от самовара из сказки «Муха-цокотуха».
Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще одна фея вернулась. Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовила еще для нас баба Яга.
«Сказка – наизнанку».
Игра состоит в выворачивании «наизнанку» сказочной темы.
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди» и т. д..
Воспитатель:
Ребята посмотрите, мы справились и с этим заданием, еще одна фея вернуласяь на свое место.
Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задания. Ребята мы выполнили все задания и вернули подруг феи Динь - динь. Они говорят вам - большое спасибо за помощь и обещают больше не гулять возле владений бабы Яги. Ну а теперь им нужно возвращаться в свой любимый лес и рассказать остальным феям, что вы умные ребята и справились со всеми заданиями бабы Яги.
Дети прощаются с гостями.
Рефлексия
Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли.
Если вам понравились приключения сегодняшнего утра и вы с легкостью справлялись с заданиями, предлагаю выбрать в корзинке солнышко.
Если вам было не интересно и задания казались вам сложными – выберите тучку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.