Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Диалогическое взаимодействие»
Программные задачи:
О: формировать умение работать в паре и выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстником (объединяя в пары в первую очереди коммуникативно пассивных детей); вспомнить сюжет сказок «Колобок» и «Три поросёнка».
Р: развивать связную речь, умение выстраивать диалоги; развивать навыки пластилинографии.
В: воспитывать умение слушать других, проявлять уважение к выступающему; умение аккуратно работать с пластилином.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, на прошлых занятях мы с вами разбирались в том, что такое диалог и монолог. Давайте вспомним, что же это такое? (Ответы детей)
- Монологи и диалоги часто встречаются в сказках. Предлагаю вам отгадать загадку, и тогда вы сразу поймете, о какой сказке мы с вами сегодня поговорим.
Загадка
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог…
Это сказка ... (ТЕРЕМОК)
Молодцы! Правильно! Это «Теремок»
Воспитатель: - Давайте вспомним, что происходит в этой сказке, и будем отвечать полными предложениями.
- Какой был теремок?
- Кто прибежал первый к теремку?
- Что сказала мышка-норушка?
- Что сделала мышка, когда ей никто не ответил?
- Кто прибежал после мышки? Что сказал? Что ответила мышка?
- Кого из зверей третьим прибежал к теремку? Что сказал? Что ответила лягушка?
- А после лягушки кто из зверей прискакал в теремок?
- Кто после зайца прибежал? Что было дальше?
-Кто последний пришел к теремку?
-Что случилось с теремком и с его жителями в конце? Почему?
- Молодцы, содержание сказки знаете!
(Ответы детей)
Воспитатель: - Мы уже знаем, что в сказке присутствуют монологи и диалоги. Как вы думаете, где тут монолог? (Ответы детей) Монологом тут являются слова автора, который рассказывает нам о том, какие звери поселились в теремок и что с ним случилось в конце. (Зачитываю начало сказки, обсуждаем). А вот дальше идут диалоги – то есть разговоры зверей друг с другом. И сейчас мы с вами попробуем эти диалоги проиграть.
- Итак, мышкой будет, а лягушкой будет…., а зайчиков будет …., а лисой будет, а волком будет, а медведем …. (Вызываю сначала коммуникативно активных детей, они проигрывают диалог, затем вызываю коммуникативно пассивных, которые повторяют по образцу. Таким образом, все дети проговаривают диалоги)
- Молодцы!
Воспитатель: - А теперь немножко поиграем. Физкультминутка «Вот под елочкой»
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
- А теперь мы с вами окажемся в другой сказке. Это сказка «Заюшкина избушка». Давайте вспомним, о чём в ней рассказывается. А где тут монолог? Диалоги? (Ответы детей)
- Давайте превратимся в героев сказки и проиграем их речь. (Точно так же, как сказку «Колобок», проигрываем и эту сказку, выстраивая диалоги)
- Молодцы!
Воспитатель: - Давайте снова немножко поиграем.
Пальчиковая гимнастика
Мы лепили колобка: (лепят ладонями «комок»)
Тесто мяли мы слегка, (сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали, (катают воображаемый комок между ладоней)
На окошечко сажали. (раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг… (стучат по ладоням пальцами)
Укатился озорник! (грозят указательным пальцем)
Воспитатель: - Молодцы! Итак, сегодня мы вспомнили повторили, что такое монолог и диалог. Скажите, кому было сегодня интересно, что было для вас трудно. (Ответы детей, обсуждение) Мы неслучайно в игре вспомнили снова про теремок. Предлагаю вам слепить свой теремок. Выполнять мы его будем следующим образом: на столах лежат картинки с изображением теремка, вам нужно «закрасить» его коричневым пластилином, а из голубого сделать окно, из черного трубу. Задание понятно? Тогда приступаем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.