КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕТУ: «ЗИМУШКА - ЗИМА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Основная образовательная программа ДОУ Программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.
Задачи:
Образовательные: - Расширять словарный запас по теме;
- Учить подбирать прилагательные к существительным;
- Обогащать лексику родственными словами;
- Формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, любознательность;
- Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.
- Развивать память, внимание, координацию движения;
- Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
- Развивать ориентацию в пространстве;
- Активизировать словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.
Виды деятельности:
игровая, коммуникативная,
продуктивная.
Формы организации:
групповая
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические
и словесные игры, наглядный материал, художественное слово, заучивание
стихотворения, физ. гимнастика.
Материал: снеговик,
снежок для игры, снежинки с заданиями, буква «С» с картинками, аудиозапись
музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, салфетки, мнемотаблица.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок и заучивание стихов о зиме;
- беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами;
- наблюдение за погодой на прогулках;
- чтение художественной литературы по теме;
- заучивание физ. минутки: «Снег-снежок»;
- дидактические и словесные игры.
Ход
I. Вводная часть. Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)
Воспитатель: - Ребята, отгадайте мою загадку:
Во дворе замёрзли лужи,
Целый день позёмка кружит,
Стали белыми дома.
На дворе у нас (Зима)
1 слайд (картина зима)
Воспитатель: - Да, верно, зима.
А какая бывает – зима? (белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая)
Лёд (какой)? – (прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий).
Снег (какой)? – (холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий).
Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).
А сейчас какой месяц? (февраль).
Чтение стихов о зиме. (САША Л.)
«К нам пришла зима»
II. Основная часть.
Воспитатель: - А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо преодолеть все препятствия, перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовила зима. Будьте осторожны и внимательны в дороге. Ну что, тогда отправляемся в путь! (дети идут, перешагивая сугробы)
По сугробам мы шагаем
Ноги выше поднимаем
Ставим ногу точно в след
Мы шагаем, мы шагаем
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Смотрим прямо, далеко.
Нам добраться нужно в срок
Путь у нас не так далёк.
Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).
Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю укутал… (снег)
Воспитатель: - Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.
- Ребята, давайте поиграем в снежки.
Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: - Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.
Зима –
зимушка Горка
– горочка
Санки - саночки
Снег
- снежок
Лёд –
ледок Снеговик
- снеговичок
Ветер –
ветерок Льдина
– льдинка
Шапка –
шапочка Мороз
– морозец
Воспитатель: - Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте погреемся и слепим снеговика.
Упражнение «Слепим снеговика»
Раз – рука, два – рука
(дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку
снежков)
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают
круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая
какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями
грудь)
Вот такой (показывают величину кома
меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками
щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе,
показывают маленький ком)
Вот и вышел у ребят милый толстячок!. (ставят
руки в бока, повороты влево – вправо)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вот мы с вами и слепили снеговика.
Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение Марины Бойковой «Снеговик», я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.
(Дети садятся на подушечки)
Раскраснелась детвора –
Накатала три
шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.
Нос –
морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской
сказки!
Руки – ветки,
рот – конфета,
Пусть стоит теперь
до лета!
Воспитатель: - Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику? (2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.
Дидактическая игра «Угадай слово»
Воспитатель: - Назовите слова, которые начинаются на звук «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке. (Снеговик, снежинки, сосулька, снег, санки, снежок, снегопад).
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской. Молодцы, ребята!
- Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.
Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).
- Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).
- Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).
- Правильно. С помощью клея и соли.
(Показ выполнения работы педагогом).
Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И... сломаем. (Топают.)
Самостоятельная деятельность детей. (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой). (Во время работы звучит музыка).
III. Заключительная часть
Воспитатель: - Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
- Какое у вас настроение после путешествия?
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Что было для вас самым сложным и что не получалось на пути к мастерской Зимы?
Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.