Тема: «В мире ароматов»
Возрастная группа детей: 6-7
Задачи.
Обучающие задачи: формируем на основе сравнения и практических тренировок различать изображать различные эмоциональные состояния человека.
Развивающие задачи: развиваем умения определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха.
Воспитывающие задачи: воспитываем у детей интерес к познанию свойств предметов.
Коррекционные задачи: способствуем формированию умение понимать учебную задачу, точно её выполнять, наблюдательность, мелкую моторику рук, умение пользоваться клеем, прививать нравственно-эстетические качества.
Словарная работа: терапия, ароматерапия, сенсибар, саше.
Оборудование: образец аппликации «Ромашка», магнитный набор или фланелеграф с элементами аппликации.
Демонстративный материал: кусочки душистого мыла, духи, одеколон, туалетная вода, кофе, чай, цветы (лучше разные)
Раздаточный материал: зеркала и наборы пиктограмм на каждого ребенка; материалы для изготовления аппликации «Ромашка», карандашный клей.
Предварительная работа: проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно-практическая деятельность, отгадывание загадок, знакомство с новыми терминами
Индивидуальная работа: индивидуальные беседы с родителями о наличии аллергической реакции детей на запахи, подготовка демонстративного и раздаточного материала.
Организация детей на НОД: 1. Организационный момент: приветствие; психологический настрой детей к НОД.
2. Основная часть: сюрпризный момент, беседа; гимнастика для глаз; фотоматериал; физминутка; дыхательная гимнастика; сенсибар; игра-эстафета; пальчиковая гимнастика; конструктивная деятельность (изготовление саше);
3. Заключительная часть: Релаксация.
Ход занятия.
В помещении появляется Медуница и Торопыжка. Приветствуют ребят. В помещении распыляется запах ванили. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель приветствует детей.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Предлагаю вам послушать одну такую интересную сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была царевна. Всё у неё было хорошо, да не совсем. Болела она часто. А звали царевну - Несмеяна.
Воспитатель: Как вы думаете, почему её все называли Несмеяной?
Дети отвечают.
Так вот, царевна во время болезни никогда не пила таблетки (потому что горькие, никогда не соглашалась на уколы (потому что - больно).
-А вы, когда болеете, чем вас мама лечит?
Дети отвечают.
-Как можно назвать все таблетки, уколы, сиропы, микстуры одним словом?
Дети отвечают.
-Правильно - это всё лекарства! А процесс лечения - терапия.
А вы знаете, что можно лечиться не только лекарствами, но и травами, а также ароматом трав. А как это можно сделать мы сегодня и узнаем. Заодно и научим лечиться Несмеяну без таблеток и уколов. Поможем царевне?
Сначала я предлагаю вам отгадать загадку:
Душа растения - витающая в воздухе. (Ответ: аромат)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Молодцы! И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Путешествие в страну запахов и ароматов, чтобы самим научиться лечиться ароматами трав и помочь Несмеяне.
Посмотрите, что я для вас приготовила: (на подносе разложены сухие травы: ромашка, мята, чабрец; лимон, чеснок, лук)
Это травы и растения, с помощью которых можно лечить различные заболевания и укреплять иммунитет. Запахи, или ароматы этих растений в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть, как выглядят растения в природе, с запахами которых мы с вами будем сегодня знакомиться.
Перед работой, надо укрепить глаза.
Гимнастика для глаз.
Потрём ладошки друг о друга до ощущения тепла и быстро приложим к закрытым глазам.
(Повторить 3 раза)
Воспитатель: внимание на экран (показ слайдов с помощью телевизора). Вот так эти растения выглядят в природе.
Слайды по ароматерапии.
1. Ромашка (оказывает противовоспалительное действие, обезболивающие, из цветов ромашки готовят отвары, настои, получают эфирные масла).
2. Мята (утоляет боль, противовоспалительное, успокаивает, получают эфирные масла).
3. Чабрец (применяют при лечении бронхитов, коклюшей, получают эфирные масла).
4. Лук (укрепляет иммунитет, применяют при простуде, оказывает бактерицидное действие).
5. Чеснок (придаёт тонус организму, используют при ангине, гриппе).
6. Лимон (бактерицидное средство, используют при лечении инфекций горла, и дыхательных путей, получают эфирные масла)
7. Ель (лечение кашля, профилактика простуды и общее укрепление иммунитета, а также для поднятия настроения)
А теперь нас ждёт физкультминутка - «Ель», с помощью которой вы станете бодрыми.
Физкультминутка «Ель» (физкультминутка под клип).
Воспитатель: А не хотите ли вы ощутить запах тех трав, которые вы сейчас видели?
Но прежде чем вы ощутите их аромат нам нужно сделать дыхательную гимнастику. А как вы думаете, какой орган отвечает за ощущение запаха? (таблица органов чувств)
Дыхательная гимнастика «Подыши одной ноздрёй».
Делаем вдох правой ноздрёй, указательным пальцем левой руки закрываем левую ноздрю. Выдыхаем через левую ноздрю, а правую закрыть указательным пальцем правой руки. (3 раза)
Дети смотрят, щупают, нюхают.
Воспитатель: А теперь пройдём в наш сенсибар и поиграем. Игра заключается в том, что вам нужно отгадать запах. Будьте внимательны (один из контейнеров пустой)
Дети подходят к сенсибару, берут контейнер, подносят к носу и нюхают. После того как определят запах, ставят на соответствующую картинку. Контейнер без запаха ставят на чистый лист.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Ребята, но все эти полезные и лекарственные травы, фрукты и овощи не могут существовать, если мы их не посадим, не будем за ними ухаживать и поливать. Вы со мной согласны? Предлагаю вам поиграть в игру-эстафету «Посади клумбу».
Проводится игра-эстафета «Посади клумбу».
Дети делятся на две команды. В противоположной стороне зала на магнитные доски для каждой команды. Рядом с игроками поднос, на котором лежат изображение фруктов, овощей, трав и т д. Дети, отгадав загадку, должны выбрать нужное изображение, добежать до доски, и разместить его на нём, прибежать обратно. Побеждает команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.
Загадки
1. В зубной пасте и конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт. (Мята)
2. Чем-то он на лук похож,
И для каждого пригож.
Всех излечит, исцелит,
Как приправа, удивит. (Чеснок)
3. Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
4. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных
Запах крепок и душист
А её зелёный лист
Нам идёт на чай. (Чабрец)
5. Если горло заболело,
Доставай его ты смело,
С мёдом, чаем запивай,
И болеть переставай. (Лимон)
6. Красота её скромна,
И лечебная она,
Белый лепесток,
Жёлтенький глазок. (Ромашка)
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми загадками. Предлагаю вам заняться ароматерапией прямо сейчас. Заодно и Несмеяну поучим, как лечиться без таблеток и уколов.
(Демонстрация ароматической лампы)
А сейчас вы для себя сделаете мешочки с ароматными травами. А Несмеяна посмотрит и тоже сделает для себя такой мешочек. Такие мешочки по-другому называются - саше. С помощью саше вы дома также сможете самостоятельно проводить ароматерапию.
Дети садятся за стол.
Перед детьми лотки с ароматными травами и пустые мешочки с завязками.
Воспитатель: А чтобы мешочки получились аккуратными необходимо сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5 (удары по столу пальчиками. Левая с мизинца, правая с большого пальца)
Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу)
Шёл неспешно, по привычке, («шагать» средними и указ. пальцами)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (ритмичные удары по столу то ладонями, то кулачками)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)
-Ох! (один хлопок)
И ушёл. (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
(Дети наполняют мешочки травами, завязывают завязки.)
Воспитатель: Вы хорошо потрудились. Молодцы! Теперь у вас есть саше с разными ароматами. И Несмеяну вы научили как лечится без таблеток и уколов. Как вы думаете, будут её теперь звать Несмеяной, когда она не будет болеть?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии? И что вы сможете рассказать своим родителям?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ну и под конец нашего путешествия я предлагаю вам немного отдохнуть. Располагайтесь поудобнее, слушайте и отдыхайте. Заодно и царевна с вами отдохнёт.
Релаксация:
(на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение)
«Закройте дети глазки.
Представим, что мы в сказке.
Мы, словно цветы, на поляне лесной,
Согреты солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силы дают».
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в страну запахов и ароматов. И помните, что ваше здоровье в ваших руках.
Диагностика сенсорного развития детей 6-7 лет
1. Методика «Группировка игрушек» Л. А. Венгера направлена на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование (наглядно материалы методики представлены в приложении 1) : три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй треугольник, на третьей круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др., 8 похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др., 8 похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.).
Набор предметов: предметы, похожие на квадрат, треугольник, круг.
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребё нка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника, на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата?». После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы, и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребёнка : понимание и принятие задания; способы выполнения умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа. 3 балла ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом. 4 балла ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате; 5 баллов – принимает и выполняет задание без помощи взрослого.
2. Методика «Сложи разрезную картинку (из трёх частей)» Е. А. Стребелевой направлена на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух, платье, заварник, неваляшка).
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребё нку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка : принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату. 3 балла ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб, либо практическим примериванием; 5 баллов – принимает и выполняет задание без помощи взрослого.
3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок
принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но
самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется;
заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с
заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим
примериванием.
4.Собери цветок (4 цвета) Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
5.«Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.
Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
o высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
o средний уровень –количество набранных баллов 15–10;
o достаточный уровень –количество баллов 10–5;
o начальный уровень –количество баллов 5–0.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.