Познавательно-исследовательская деятельность:
«Отчего и почему?»
с детьми старшей группы (5-6лет)
Тема: «Сила тяготения».
Форма работы: экспериментирование.
Цель: формировать целостную картинку силы тяготения по средствам
проведения экспериментов.
Задачи: 1. Дать детям представление о существовании невидимой силы-
силы тяготения, которая притягивает предметы и любые
тела к земле.
2.Подвести к пониманию, что в космосе нет силы тяготения и все
предметы находятся в состоянии невесомости.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Этапы работы |
Действия педагога (методы и приёмы) |
Материалы и оборудование |
Мотивация детей к деятельности |
I. - Сегодня наш великий Волшебник Звездочёт II. пришел к нам в гости. И принес нечто в своей волшебной сумке. 1.Загадывание загадки. «Шар невелик На нем страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев, моря без воды». (Глобус) -Правильно, это модель нашей планеты Земли – глобус. -В нашем почтовом ящике я нашел интересный вопрос. И хочу вместе с вами найти на него ответ. - «Если наша Земля круглая, то почему реки и моря не выливаются? И что заставляет их течь по Земле?» |
Картинка с изображением Звездочёта |
Простановка цели детьми |
-Вы поможете мне найти ответ на вопрос? -Чем вы сможете помочь? |
|
Совместная и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности |
-Действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле. Но только ли реки она притягивает? -А вас она может притянуть или нет? -Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила. -Подумайте, как мы можем это сделать? -Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе. 1. П/У «Задержись в воздухе». -Ну что, получается? Ничего не получается? - Все время падаете на Землю? -Да, человек летать не может. Его тоже притягивает к Земле какая-то сила. -Может быть, он еще что-то притягивать к Земле может? 2.Эксперимент №2 -Ребята, у нас на столах лежат разные предметы. Давайте проверим, что же будет происходить с ними, когда мы их подбросим. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит. -Какие быстрее падают на Землю? -Какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу? (предметы, легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше). Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее и почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики отпускают вниз с разной высоты над емкостью с песком. -Какой удар был сильнее, как догадались? (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты) - При падении предмета с большой высоты в воду больше брызг. - Объясните, почему опасно прыгать с высоты? (удар о землю будет сильнее).
3. Эксперимент №3 -Вы, ребята, молодцы, провели огромную работу, узнали много нового для себя. А теперь мой черед. -Я попробую показать вам, как и почему все это происходит. Волшебник на пластмассовый шарик ставит металлическую фигурку человека. При вращении шарика фигурка падает. Затем в пластмассовый шарик кладется магнит (при детях). -Скажите, а почему человечек не упал, а наоборот крепко держится?(из-за магнита, он держит) Дети подводятся к пониманию, что Земля, как магнит, обладает силой притяжения. -А сейчас я открою вам секрет: планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится притянуть все вниз, к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения или тяготения. -Что бы могло случиться, если бы не было этой силы? -Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли и улетали бы в космос. -А почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие, кто знает? Это потому что, сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца.
-Ребята, может быть, вы нарисуете на память Волшебнику Звездочёту, что же притягивает сила тяготения к Земле?
|
Предметы: мяч пластмассовый и резиновый; Лист бумаги ровный и скомканный. Книга толстая и тонкая Железная ложка и пластмассовая
Пластмассовый шарик, железная машинка
|
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
|
Дети рисуют. Схематично зарисовываются: круг – Земля, внутри него разные предметы.
|
Альбом, краски, карандаши, кисти, стаканчик, салфетки |
Подведение итога |
-Что нового для себя вы сегодня узнали? -Почему все предметы падают на землю? -Вам понравилось наше занятие? -Что больше всего понравилось?
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.