Конспект О преподавании изобразительного искусства
Целью курса изобразительного искусства в педагогическом учебном заведении являет- ся не только обучение студентов навыкам рисования, но и овладение ими методикой обучения рисованию учащихся начальных классов.
Система обучения педагога должна быть четкой и научно обоснованной и осу- ществляться в рамках школы. Под школой имеется в виду строгая система обучения, строгость и четкость в изложении научно достоверных знаний и передаче проверен- ного опыта художественной практики.
Опыт в изобразительной деятельнос- ти, достигнутый ранее, является предме- том изучения в педагогических учебных заведениях. Студент, желающий овладеть искусством рисования, должен усвоить достижения своих предшественников и на основе полученных знаний и навыков раз- вивать собственные творческие способ- ности.
Для успешного обучения студентов в педагогических учебных заведениях необ- ходимо, прежде всего, понять и усвоить научные принципы, которыми будущий учитель должен руководствоваться в изоб- разительной деятельности. Сюда относят- ся общие философские положения о мето- дах познания и изучения окружающей действительности, а также те специфичес- кие закономерности, которые присущи оп- ределенному виду изобразительного искус- ства. В рисовании — это законы перспекти- вы, теории теней, пластической анатомии и др. Одной из главных задач в педагогичес- ком учебном заведении является развитие мировоззрения будущих учителей и рас- крытие принципов изобразительной дея- тельности. Понимание основных положе- ний изобразительной деятельности помо- жет студенту осуществить собственную творческую деятельность и правильно раз-
вить в дальнейшем творческие способности своих учеников.
Изобразительная деятельность органи- чески присуща жизнедеятельности детей. Потребность рисовать, что-то изобра- жать — необходимый и специфичный спо- соб познания мира, общения с окружающи- ми. Дети используют различные художест- венные материалы для коммуникации, теат- рализации, игры с образами. Они не столько создают произведение, сколько переживают свое состояние в процессе рисования. Пос- редством изобразительной деятельности ре- ализуется потребность детей младшего школьного возраста в самовыражении.
Искусствоведы, психологи, педагоги, социологи, художники прослеживают по рисункам детей историю развития искус- ства, находят в приемах детского изобрази- тельного творчества истоки разных худо- жественных школ.
Все дети рисуют. Им нравится рисовать. Иногда, чтобы успокоить детей, отвлечь от шумных игр, некоторые педагоги и родите- ли предлагают им заняться рисованием. И это действует. Дети сразу погружаются в свой мир, в мир своих героев. Они не заме- чают, что творится вокруг них. Рисуют ув- леченно, вдохновенно. И не для того, чтобы их похвалили, а просто для себя. Это их внутренняя потребность.
Все виды художественного творчества, кроме рисования, требуют времени для ов- ладения определенными формами самовы- ражения, а пока дети этими формами овла- девают, они обычно уже вырастают и не способны передать в них необычность свое- го детского восприятия мира. Только в ри- совании дети с самого начала свободны от ограничений, и поэтому рисование им бли- же всего.
Но дети всегда нуждаются в помощи пе- дагога. Их необходимо учить, причем учить
активно, смело. Надо сделать так, чтобы в течение всего процесса обучения рядом с детьми находился профессионально гра- мотный педагог, который в любой момент мог показать, как рисовать, убедить в спо- собностях, сказав, что у них все получается или получится. Начиная с детского сада, начальной школы весь процесс обучения рисованию должен быть под наблюдением воспитателя, учителя. Творчество стано- вится намного доступнее, когда дети знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешать трудности в ри- совании.
По мере того как дети взрослеют, их впечатления усложняются, для их выраже- ния одной интуиции уже недостаточно. Наступает переломный момент — возраст- ной и творческий. Дети больше не могут ограничиваться импровизацией, стихий- ностью, фантазией. Взрослея, дети взрос- леют и в своем творчестве, в своих рисун- ках. Теперь, чтобы они могли творить, им необходимо иметь некоторые профессио- нальные навыки и знания. Их судьба во многом зависит от того, учат ли их рисо- вать. Большинству детей, чтобы не поте- рять интерес к рисованию, нужно руковод- ство. Учить рисованию необходимо в свое и очень точное время. С техническими на- выками рисования надо начинать знако- мить примерно в шесть-семь лет, т.е. с I класса: именно в это время они сами чувствуют необходимость в более актив- ном участии педагога. И если учитель вла- деет художественными материалами, мо- жет показать приемы работы с ними, рас- крыть возможность каждого из них, то в большинстве случаев дети с его помощью безболезненно переходят на более высокий уровень творчества. Но для этого учитель должен быть подготовлен на высоком про- фессиональном уровне, быть специалистом не только в изобразительной деятельности, но и чутким, внимательным педагогом. На наш взгляд, всеми этими качествами может обладать учитель начальных классов, так как именно он находится рядом в тот са- мый период, когда первоклассники нужда- ются в советах и поддержке человека, кото- рый может оценить их работу, помочь ис- править ошибки.
За 29 лет моей педагогической работы, начиная с художественной школы, худо- жественного училища, педагогического училища, которое было реорганизовано в факультет среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института, а затем в педа- гогический колледж, перед моими глазами происходит весь процесс художественной подготовки учителей. Накопилось много различных идей и замыслов, которые пос- тоянно вносят коррективы в мою педаго- гическую деятельность.
Мой опыт показывает, что учителю на- чальных классов можно доверить вести предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе только при хорошей ху- дожественной подготовке. Преимущество учителя начальных классов перед специа- листом огромное. Он знает каждого учени- ка, его наклонности, способности, его внут- ренний мир, домашнюю обстановку, знает, что можно ожидать от каждого ребенка, ка- кой результат ждать. Специалист же по ри- сованию, который приходит один раз в не- делю на один урок, этой информацией не владеет. У него нет времени, ему надо, что- бы все выполняли его установки и требова- ния, чтобы к концу урока был результат в виде определенного рисунка, т.е. полностью отсутствует личностно-ориентированный подход в обучении. Ученик как личность выпадает из процесса обучения. Этого не происходит, когда урок ведет учитель на- чальных классов.
Но при поступлении в педагогические учебные заведения разговор о постоянном преподавании предмета «изобразительное искусство» в начальной школе не ставит- ся; не предусмотрено это и стандартами. Студенты к занятиям изобразительной де- ятельностью относятся как к чему-то необязательному, так как знают, что в школах должны быть специалисты по это- му предмету. На практике же получается другое. Придя в школу, получая класс и классное руководство, молодому учителю поручают вести и труд, и физкультуру, и изобразительное искусство. И если физи- ческой культуре у нас сейчас стало уде- ляться больше внимания, то до изобрази- тельной деятельности руки еще не дохо-
дят. И что же происходит? На самом отве- тственном этапе обучения и воспитания с шести до десяти лет — а это начальная школа — дети попадают к учителям, зна- ния и умения которых в изобразительной деятельности очень поверхностны.
Судите сами, чему можно научить за 76 часов, отведенных на изобразительное ис- кусство и методику ее преподавания, и один час урока практики в школе? Это ус- тановлено стандартами. Хотя в соответ- ствии с этими же стандартами студенты, будущие учителя начальных классов, должны разбираться в видах, жанрах изоб- разительного искусства, владеть всеми ви- дами художественных материалов (одно только перечисление этих материалов зай- мет полстраницы), знать законы перспек- тивы, законы тона, цветоведение, уметь рисовать отдельные предметы и натюр- морты как в карандаше, так и в цвете, уметь рисовать животных, человека как с натуры, так и по памяти и представлению, уметь составлять композиции на заданные темы и многое другое. Как при существую- щих условиях всему этому научить? Коли- чество часов мы увеличить не можем! От- дать начальную школу специалистам по изобразительному искусству? Но статис- тические данные показывают, что специа- листов, работающих в начальных классах, всего 11 %, а 89 % — это учителя началь- ных классов, которые не готовы постоянно проводить уроки рисования. В силу суще- ствующих обстоятельств — малое количе- ство часов, отводимое на предмет «изобра- зительное искусство», недостаточная мо- тивация у студентов для углубленного изучения методических приемов, приме- няемых при обучении изобразительной де- ятельности, — остро возникает проблема: кому проводить уроки рисования в на- чальной школе? Художественные учили- ща и педагогические институты с художе- ственно-графическими отделениями вы-
пускают специалистов по рисованию и черчению. Но, как правило, после заверше- ния обучения в этих учебных заведениях выпускники ищут работу, связанную с творчеством, искусством, а не с педагоги- кой и школой. В крайнем случае они идут работать в художественные школы — там и учеников в группах меньше, и атмосфера творческая.
Учителя начальных классов сразу же го- товят к работе в начальной школе. Остается только поднять уровень его художествен- ной подготовки, и мы получим преподава- теля, владеющего знаниями и умениями в области изобразительной деятельности, ко- торый сможет проводить уроки на высоком теоретическом и практическом уровне. В свою очередь, ученики, обучаясь у таких учителей, научатся не только восхищаться и любоваться окружающим их миром, но и передавать свои эмоции в работах при по- мощи живописных и графических материа- лов. Но для этого придется пересмотреть отношение учителей и методистов по изоб- разительному искусству к своему предмету, поднять уровень его преподавания на более высокую ступень.
Конечная цель воспитания и образова- ния заключается в том, чтобы раскрыть в человеке творческое «Я», дать ему помимо профессии такое понимание жизни, кото- рое позволит ему быть счастливым, жить полнокровно. Рисование — один из основ- ных путей, по которому может идти созида- ние нашего внутреннего мира. Мы уверены, что опыт изобразительного творчества, че- рез который человек прошел в детстве, ска- зывается сегодня на том, что он собой представляет как личность.
Мы все рисовали в детстве, и в наших силах сделать так, чтобы наши дети рисо- вали немного лучше, чем это делали мы. Может быть, они будут всю жизнь рисо- вать легко, свободно, для собственной ра- дости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.