Конспект образовательного мероприятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию по теме «Путешествие на морское дно»
Разработала и провела воспитатель Жицкая-Базык Оксана Сергеевна
Тематика для организации коммуникации, изученные первичные
представления: морские обитатели
Способы речевой коммуникации: отгадывают загадки, ведут диалог.
Цель воспитателя: закрепить знания детей о морских животных и рыбах разных морей и океанов.
Название краткое описание: «Путешествие на морское дно». Дети видят на экране море, им предлагают отправиться на морское дно. Они строят из модулей батискаф. В путешествии на морское дно, дети встречают морских обитателей.
Предполагаемая цель ребенка: исследовать морское дно.
Игровая ситуация для мотивационного этапа. На медиаэкране дети видят море и слышат его шум. Кто-нибудь из вас бывал на море? А какое море ближе всего к нам? Почему вы любите море?
А как можно увидеть красоту морского дна? (Дети рассуждают, как можно попасть на морское дно. Строят батискаф)
Вопросы для осознания и формулирования цели:
А как можно увидеть красоту морского дна?
Этапы деятельности |
Действия детей |
Задачи воспитателя |
Образовательные области |
Мотивационный этап |
Рассуждают о море |
Развивать познавательную активность, любознательность. |
Познавательное развитие, речевое развитие |
Вступают в диалог |
Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми |
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
|
Выражают желание создать макет батискафа |
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. Активизировать познавательные и творческие способности |
Познавательное развитие Художественно - эстетическое развитие |
|
Ориентировочный этап
|
Осознают и принимают цель
|
Воспитывать самостоятельность и целеустремленность |
Социально- коммуникативное развитие |
Формулируют цель ключевыми словами |
Развивать связную речь |
Речевое развитие |
|
Исполнительский этап
|
Выражают свое отношение к совместной деятельности; взаимодействуют и общаются
Объясняют свои действия, рассуждают, продумывают |
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Обогащать активный словарь, развивать диалогическую речь, умение описать свою работу |
Познавательное развитие
Речевое развитие |
Работают в группах
|
Развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками. |
Социально- коммуникативное развитие |
|
Рефлексивный этап
|
Делятся своими эмоциями по итогам деятельности |
Создавать условия для развития положительного отношения к совместной деятельности |
Социально- коммуникативное развитие |
Перспективный этап
|
Можно дома вместе с родителями узнать, как называется море, в котором ничего и никто не может жить |
Воспитывать самостоятельность |
Социально- коммуникативное развитие |
Стимулировать познавательную активность |
Познавательное развитие |
Форма работы для закрепления первичных представлений и
способов коммуникации: создание макетов морей, наполнение их флорой и фауной
РППС: Мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер, аудиозаписи.
- контейнеры для макетов морей;
- разнообразный материал для морского дна;
- морские животные и рыбы
Вопросы для рефлексии:
- Для чего мы сделали макеты морей?
- Какой макет вам больше нравится? Почему?
- Почему вы сделали макет именно этого моря?
Рекомендации для самостоятельной деятельности:
Дома с родителями узнать, как называется море, в котором ничего и никто не может жить.
Ход НОД
Этапы НОД |
Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей) |
Мотивационный этап (1 мин.) |
На медиаэкране изображение моря (шум моря) СЛАЙД 1 Дети обращают внимание на экран, рассматривают, делают вывод что это море. - Кто-нибудь из вас бывал на море? А какое море ближе всего к нам? (ответы детей) - Почему вы любите море? (На море можно купаться, загорать, строить песочные замки, собирать ракушки) - Да, на море очень красиво. А как вы думаете, под водой также красиво? - А как можно увидеть красоту морского дна? - Да, можно на подводной лодке, но там нет окон (иллюминаторов), через которые мы можем видеть морских обитателей. А на чём ещё можно попасть на морское дно? |
Ориентировочный этап (2 мин.) |
СЛАЙД 2 - Батискаф – это большой шар с иллюминаторами и различными приборами внутри, которые фотографируют всё то, что его окружает (морских жителей) - У нас нет батискафа. Что же нам делать? (дети строят батискаф из предметов – заменителей /модулей/) - Батискаф готов. Мы можем отправляться. |
Исполнительский этап (20-25 мин.) |
(Звучит шум моря) СЛАЙД 3 (медуза, краб, дельфин) - Каких морских жителей вы видели? (Предполагаемые ответы детей: медуза, краб, дельфин и т.д.) СЛАЙД 4 (морж, тюлень) - В нашем иллюминаторе видны странные животные? А вы знаете кто это? (предполагаемые ответы детей: морж, тюлень) - Чем они отличаются от рыб? (Они живут на суше, а в море только охотятся. Моржи и тюлени не могут долго находиться под водой, потому что дышат воздухом) Слайд 5 (кит, дельфин, касатка) Предполагаемые ответы детей: Киты – самые крупные морские животные на Земле. Они достигают длина 30 метров и весят до 150 тонн. С виду киты немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. Киты питаются планктоном (мелкими рачками). Они общаются между собой, подавая сигналы на своей чистоте, и могут рассказывать сородичам о беспокойстве и страхе. Держатся киты большими компаниями. У самки кита рождается один китёнок, которого мама кормит молоком. Мама китёнка выпрыскивает молоко прямо ему в глотку. Зона жизни китов – это лишь небольшой слой морских вод на границе с атмосферой. Киты - не рыбы, они дышат не жабрами, а лёгкими. Дельфины – самые разумные обитатели океана, дышат лёгкими, хищники, живут группами, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они могут выпрыгивать из воды на высоту до 5 метров. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко её ловят. Питаются рыбой. Дельфины легко приручаются человеком, они могут работать в дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам. Касатки – это млекопитающие из семейства дельфиновых, они тоже, как и дельфины, дышат воздухом. Их основное отличие от дельфинов – это окраска, белые чёткие пятна на теле. Размеры и расположение белых пятен на теле касатки могут служить знаком отличия, как у человека отпечаток пальца. Касатки – хищники, причём различные их группы питаются рыбами: сельдью, треской, тунцом, макрелью, палтусом и лососевыми, головоногими моллюсками. И лишь, в редких случаях, морскими млекопитающими. Для охоты они собираются в группы и окружают стаю рыб, по очереди оглушая тех своим хвостом и потом съедая. - Чем же морские животные отличаются от рыб? (Морские животные дышат не жабрами, а лёгкими) Физминутка - Только ли морские животные живут в морях? (ответы детей) СЛАЙД 6 (рыбы) - А каких рыб знаете вы? (ответы детей) -Могут ли морж и акула жить в одном море? А почему ты так думаешь? - А каких рыб и животных вы встречали в Чёрном море? (ответы детей) - Оказывается, на нашей большой планете есть холодные северные моря и тёплые тропические. - Мы увидели на дне разных морей много интересных обитателей. Но так хочется поделиться впечатлениями с друзьями. А как это сделать (показать друзьям фильм, рассказать о красоте морского дна). А что можно сделать с помощью этих предметов? (разные моря с их обитателями) Акцентируя внимание на контейнерах, воспитатель обобщает ответы детей: моря бывают холодные, тёплые и ближайшее от нас Чёрное море. Ребята строят макеты различных морей: северное холодное, тёплое тропическое, Чёрное море, используя различных морских животных и рыб, обитающих в этих морях. |
Рефлексивный этап (1 мин.) |
- Интересные макеты у вас получились. Зачем мы их сделали? - Какой макет вам больше понравился? Почему? - Почему вы сделали макет именно этого моря? |
Перспективный этап (1 мин.) |
Дома с родителями узнать, как называется море, в котором ничего и никто не может жить.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.