ЧОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ НА МАРСОВОМ ПОЛЕ»
ДЕТСКИЙ САД
Конспект образовательной деятельности
Тема: «Деление слов на слоги»
группа общеразвивающей направленности для детей 5 – 6 лет
Подготовила:
Тарануха О.С.
воспитатель первой
квалификационной
категории
Г. Оренбург, 2019 г.
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
Задачи:
Обучающая задача: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов.
Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», мяч, шифровка, звуковые карточки, колокольчики, домик Знайки, кукла Знайка, письмо Знайки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука, новогодние открытки.
Ход занятия
Воспитатель:
Игра: "Перекличка" (с мячом).
Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня на нашей карте страны «Пиши-Читай» появился домик. Интересно, кто там живет? Туда-то мы и отправимся. Пойдем в гости? (Да).
Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)
Хотите в домик вы попасть?
Должны вы имя мое отгадать.
Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)
Дидактическая игра «Угадай, имя?»
На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка)
картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.
Воспитатель: Что-то Знайка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)
Назовите звуки, которые жувут в моем имени и разберите их.
Воспитатель: Вот так Знайка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Знайка. (Выполняется звуковой анализ слова. Воспитатель делает у доски, дети на своих местах, можно чтобы у доски работал один из воспитанников.)
Воспитатель: (смотрит в конверт и достает еще одну записку)
Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог.
Прежде чем выполнить задание Знайки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги. (дети высказывают свое мнение).
Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове.
Давайте прохлопаем слово Знайка. Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук. (прохлопывается слово). Сколько раз мы хлопнули? (два раза). Посмотрите, сколько гласных букв в слове? (две). Назовите их. (А и А). Сделайте вывод. Сколько в слове слогов? (в слове два слога). Осталось только определить ударный слог. Вы спросите: «Что это такое?»
Ударение – это выделение голосом гласного звука. На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный. Давайте определим ударный звук. Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове. Послушайте, как буду делать я: ЗнАй-ка, Знай-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный).
Появляется кукла-мальчик Знайка.
Воспитатель: А вот и Знайка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Знайка встречает нас не с пустыми руками, он предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.
|
с |
н |
ж |
и |
н |
к |
а |
с |
н |
е |
г |
|
|
||
д |
е |
к |
а |
б |
р |
ь |
|
|
г |
о |
р |
к |
а |
|
|
м |
о |
р |
о |
з |
|
||
|
в |
ь |
ю |
г |
а |
||
и |
н |
е |
й |
|
|||
к |
о |
н |
ь |
к |
и |
Что
за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
Бел
как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
Назовите-ка,
ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно!
Все
его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …
Кружит
снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья …
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет
Мчусь,
как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?
Воспитатель: Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово снеговик).Давайте прохлопаем слово. Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове? (в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове? (в этом слове три слога). Давайте произнесем слово с ударением. Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (снЕговик, снегОвик, снеговИк). (Дети делают вывод)
Разминка.
. «Слушай внимательно»
Воспитатель предлагает детям подвигаться, но не просто бегать, прыгать, ходить, а по специальному заданию:
Когда воспитатель скажет названия зимних видов спорта (лыжный спорт, фигурное катание, хоккей и т.д.), то дети должны имитировать катание на коньках, лыжах и т.д.;
Если он произнесет названия зимних месяцев (декабрь, январь февраль), то детям нужно быстро бегать друг за другом паровозиком;
Если же педагог говорит названия зимних явлений природы (метель, снегопад, мороз и т.д.) дети должны ползать по комнате.
Воспитатель: Пока мы играли, Знайка приготовил нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание).
Воспитатель: А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.
Речевая разминка.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-;-;/
Мимо машины бежали: тр-р-р.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Воспитатель: Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.
Чтение слов.
Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова: Оса, коса, косы, куст, утка, каток.
Воспитатель:
Какие вы знаете звуки речи? (гласные и согласные)
Чем отличается гласные и согласные звуки? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту)
Как определить количество слогов в слове? По количеству гласных в слове)
Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука)
Как определить ударный слог? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились, и Знайка приготовил вам подарки. Приближается самый любимый праздник и взрослых ,и детей. Это… (Новый год). Знайка дарит вам новогодние открытки.
И ждет с вами встречи уже в Новом году. Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы продолжим путешествие по стране «Пиши-Читай». И путь наш будет лежать на гору, на вершине которой живет маленький народ «Умники и Умницы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.