Конспект ОД «Что такое лето?»
Цель: активизация и расширение знаний детей по
теме «Лето».
Задачи:
ОО
«Познавательное развитие»:
- закрепить знания о сезонных изменениях в
природе, в летний период, о насекомых, их строении, местах обитания, о лесных ягодах
и грибах;
ОО «Речевое развитие»:
- закреплять умение отгадывать загадки,
классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из
существительных, самостоятельно оценивать свои знания.
ОО
«Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитывать бережное отношение и любовь к
природе;
- воспитывать экологическую воспитанность.
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
ОО «Физическое развитие»:
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать ориентировку в пространстве.
Ход ОД:
Мотивация: (У воспитателя в руках
солнышко)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к
нам в гости заглянуло солнышко. Мы радуемся солнышку во все времена года. А
какое сейчас время года? (лето).
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся
в путешествие в солнечный лес. Чтобы комфортно чувствовать себя летом, нужно
подобрать соответствующую одежду.
Дидактическая игра «Летняя одежда»
Цель: показать умение детей классифицировать одежду по
сезону.
Воспитатель: Итак, летняя одежда выбрана.
Я вас приглашаю на летнюю полянку. Подходите, надевайте кепки, панамки,
шляпки… (дети
надевают головные уборы).
Воспитатель: Скажите, зачем, мы
надели головные уборы? (ответы детей).
Педагог
хвалит ребят за правильный ответ, зовет поиграть в игру:
«Лето, лето, лето – какого оно цвета?
А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.
Нежно – зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики),
Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну
реки),
Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх,
кружатся вокруг себя),
Вот какое лето!
Прогулка в летний лес
Воспитатель: А хотите прогуляться по летнему лесу?
Тогда, вперед!
Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, ягоды, грибы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…(лес).
(Звучит
спокойная музыка, дети подходят к подготовленной полянке и рассаживаются
вокруг).
Дети рассматривают цветы, узнают и называют их.
Педагог хвалит детей за правильные ответы, показывает зеленую мягкую травку и
спрашивает: «Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?».
Если ребята испытывают трудности с ответом,
подсказывает, что эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные.
Подытоживая детские рассуждения, воспитатель
рассказывает о том, что насекомые необыкновенные животные, они могут так
спрятаться в траве, что их никто не заметит; интересуется каких насекомых знают
дети? (Муха,
пчела, комар, муравей, стрекоза, оса и т.д.)
Воспитатель: Я вам буду загадывать
загадки про насекомых, а вы их угадаете и найдёте это насекомое на полянке.
Вот трудяга – карапуз,
Не по росту тянет груз. (Муравей.)
Воспитатель
читает стихотворение:
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом.
Всё, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Воспитатель: Муравьи, как пчёлы -
большие труженики.
Я предлагаю вам, ребята, превратиться в
братишек-муравьишек.
Игра «Муравьи строят дом»
Цель: развитие двигательной активности.
Дети строятся в две колонны. Каждая должна
перенести счётную палочку на стол и построить муравейник.
Воспитатель: Молодцы, хороший дом построили для муравьев! А кто же еще нас ждет?
«Красненькие крылышки,
Черные горошки,
Кто это гуляет
По моей ладошке?» (Божья коровка)
«Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.» (Бабочка.)
«Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки.» (Кузнечик.)
«Над водой порой замрет
Разноцветный вертолет». (Стрекоза.)
Она щедрая хозяйка:
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
И поделится медком. (Пчела.)
Воспитатель напоминает детям, чем питаются
пчелы, перелетая с цветка на цветок, поощряет правильные ответы. Объясняет, что
пчелка из нектара производит мед; закрепляет уже известное слово
«трудолюбивая», поскольку эти насекомые очень любят трудиться; уточняет знания
детей о домике пчел; рассказывает малышам, что в улье живет много пчел.
Игра малой подвижности «Пчелки»
Воспитатель: Сели пчелы на
цветочек, собрали нектар и полетели домой.
Воспитатель аккуратно сажает пчелку обратно на
цветок, нечаянно задевая большие зеленые листья, приподнимает их, показывая
спрятавшееся под ним насекомое, удивленно интересуется у детей кто это? (ответы).
Педагог осторожно извлекает гусеницу и
демонстрирует детям, напоминает о бережном отношении к крохотным насекомым;
спрашивает у ребят, любят ли они сказки; предлагает рассказать сказку
о гусеничке.
Сказка о гусеничке
«Жила была гусеничка (воспитатель показывает
игрушку, поглаживает ее), которая считала себя очень хорошенькой, а
вот окружающим она совсем не нравилась, и все кто ее встречал, говорили: «Фу,
какая не красивая, уродливая гусеница». И стала она прятаться от всех под
листочками.
Однажды гусеничка совсем загрустила и от обиды у
нее изо рта пошла паутинка, как слезки. Она в нее начала заворачиваться,
заворачивалась, заворачивалась (воспитатель показывает ребятам, как заворачивалась гусеничка и
предлагает с ней поиграть, повторить движения) и превратилась в
кокон (педагог
достает из под другого листа кокон и показывает детям). В коконе ей
было спокойно и тепло.
Гусеничка приклеилась на листик и уснула, а
когда проснулась, почувствовала, что ей стало очень тесно в коконе. Она
попыталась перевернуться, но что – то ей мешало, и гусеничка поняла, что теперь
у нее есть крылья. Она их расправила, и кокон лопнул, а из кокона показалась
бабочка, она была очень красивая, и все кто называл ее страшной и уродливой,
стали восхищаться: «Ах, какая красивая бабочка».
А бабочка порхала с цветочка на цветочек, и
только улыбалась им в ответ.
Выждав
небольшую паузу, воспитатель интересуется, понравилась ли детям сказка.
Воспитатель: Вот какие насекомые
живут на летней полянке. А сейчас выполним задания, которые нам приготовило
солнышко.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление знаний о местах проживания
насекомых.
( Картинка
с домиками насекомых).
Нужно назвать «домик», сказать какое насекомое
там живёт. И, тогда, это насекомое прилетит в свой дом. (Дети называют домики и
насекомых, и на экране появляется соответствующее насекомое).
Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
Цель: закрепление знаний об отличительных чертах
насекомых.
(На
экране насекомые и среди них паук).
Воспитатель: Ребята, посмотрите
внимательно на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя и расскажите
почему? (Дети
находят лишнюю картинку с пауком и объясняют, что у насекомых три части тела:
голова, грудь, брюшко, у насекомых шесть лапок, а у паука больше).
Воспитатель: Какие вы молодцы, так
много знаете о насекомых, посмотрите, вам солнышко улыбается, значит, вы
выполнили задания верно.
Физкультминутка:
А в лесу растёт черника, (Приседания)
Земляника, голубика.
Чтобы ягоды сорвать,
Надо ниже приседать.
Нагулялся я в лесу, (Ходьба на месте)
Корзинку с ягодой несу.
Воспитатель: Что растёт в лесу
летом? (Ягоды,
грибы).
Какие ягоды вы знаете? Покажите и назовите
знакомые вам ягоды.
(Демонстрация
картинок с лесными ягодами: земляника, малина, черника, клюква, смородина,
крыжовник).
Словесная игра «Какой? Какое?»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные
из существительных.
Сок из клубники (какой?) – клубничный.
Варенье из черники (какое?) –
черничное.
Компот из малины (какой?) – малиновый.
Варенье из смородины (какое?) –
смородиновое.
Воспитатель: Отлично, про ягоды вы
тоже много знаете! Вам, опять, улыбается солнышко. (Картинка «Солнышко
улыбается»).
Ягоды собрали, а что ещё, в лесу, можно собирать
летом? (Грибы).
Дидактическая игра «Проверь корзинку грибника»
Цель: закрепление умения отличать на вид ядовитые
грибы: мухомор и бледную поганку.
(Картинка
«Ёжик с корзиной грибов»)
Воспитатель: Ребята, ёжик набрал
грибов и не знает, все ли они съедобные. Давайте поможем ему перебрать грибы.
(Картинки
съедобных и несъедобных грибов).
Дети находят несъедобные грибы (мухомор и бледную поганку) и
называют их.
Появляется
Лето.
Лето:
Как же вы тут очутились?
И зачем сюда явились? (Ответы детей.)
- Какие хорошие детки!
Для таких хороших деток мне не жалко ничего!
Принесла вам подарки – нет таких ни у кого.
(Лето
дарит детям карзину с фруктами.)
Воспитатель: Наше путешествие окончилось.
Рефлексия
Воспитатель:
- О чём мы сегодня говорили? (Ответы детей).
- Чтобы лето было ярким, мы с вами посадим
бабочек на эту цветочную полянку. (Заранее приготовить панно с цветами по количеству детей).
- Каждый по очереди возьмёт бабочку, и прежде
чем посадить её на цветок, скажет, что больше всего понравилось.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.