Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема «Жизнь растений»
Программное содержание:
Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; схемы-модели: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.
Предшествующая работа:
Знакомство с растениями леса, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, С.М. Курикова «Мы идем в лес», энциклопедия для детей «Растения и животные», Т.А. Шорыгина «Деревья, какие они?», разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением. Включается видеозаставка к мультфильму «Лунтик и его друзья». Из-за телевизора воспитатель достает игрушку Лунтика. У него в руках искусственный цветок и конверт. Воспитатель его читает:
Здравствуйте, ребята!
Я шел к своим друзьям, и нашел этот замечательный и очень красивый цветок. Он очень мне понравился, поэтому я хочу их обрадовать. Ребята, помогите мне его посадить!
Заранее спасибо, ваш Лунтик.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Лунтику?
Дети: Да!
Воспитатель: Подойдите ко мне пожалуйста и посмотрите, можем ли мы его посадить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому, что цветок не живой.
Воспитатель: А как вы поняли, что он неживой, ребята?
Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели «Признаки живого», показанному на доске: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)
Воспитатель: Правильно, ребята, цветок Лунтика неживой. А теперь посмотрите на этот цветок. Скажите, а он какой?
Дети: Этот цветок живой, потому что он растет, дышит, питается и размножается.
Воспитатель: – Молодцы, ребята, скажите, а что есть у каждого растения?
(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2 «Строение растения»: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)
Схему – модель №2
«Строение растения»
Воспитатель: Ребята, а куда спрятался Лунтик, где же он? Может он за этой доской?
(Воспитатель переворачивает магнитную доску, на которой части растения в неправильной последовательности)
Воспитатель: А вот и Лунтик. Ты чего там спрятался. Ой, ребята, посмотрите, что же натворил наш гость. Он перепутал части растения между собой. Послушай-ка, как правильно растет растение.
(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что из цветов появляются семена. Из них и вырастают наши живые растения. Хотите узнать, как они прорастают. Сейчас я превращу вас в семена:
– Раз, два, три, повернись
В семена превратись!
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
Воспитатель: И мне, ребята, тоже радостно от того, что вы растете такими умными детьми. А сейчас я хочу показать вам для чего нужны растению корни.
Опыт 1.
Воспитатель: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней – веточку. Дуем. Веточка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой – веточка с разветвлением. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2.
Воспитатель: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Воспитатель: А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух (пакетом ловили воздух), мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).
Воспитатель: Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).
(Смотрим на экране модель-схему №3)
Физкультминутка:
Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки
вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз,
пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед,
сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться,
покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями
изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки
вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать
головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить
пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить
руки)
Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.
(Показываю схему “Деревья”)
(Ответы детей)
(Показываю схему “Кусты”)
(Ответы детей)
– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?
(Показываю схему “Травянистые растения”)
(Ответы детей)
– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?
(Ответы детей) (Рассматриваем схему – модель №4
Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?
Дети: Если не будет растений, не будет жизни на земле.
Воспитатель: А зачем нужны растения? Какая от них польза?
Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.
Воспитатель:– Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?
Дети: Беречь, охранять, ухаживать.
Воспитатель: Правильно. А давайте подарим нашему Лунтику живой цветок.
Дети с воспитателем сажают комнатное растение в цветочный горшок.
Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с Лунтиком, вы были молодцы. А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
Аутотренинг:
(звучит запись «Звуки природы»)
“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.