Конспект ОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Жители морей и океанов"

  • docx
  • 15.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ Животные морей и океанов.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Кировска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект ООД по познавательному развитию

 

«Жители морей и океанов»

 

Старший дошкольный возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Харина Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кировск, 2022год

 

Коррекционно-образовательные задачи:

расширять знания детей о планете Земля, о морских жителях, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; обогащать и активизировать словарный запас детей по теме; совершенствовать умение детей подбирать слова определения, слова, обозначающие действия, образовывать сложные слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать познавательные процессы, фонематический слух, внимание и наблюдательность, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, инициативность, любовь  и бережное отношение к природе.

 

Словарь: батискаф, глобус, океан, море, кит, дельфин, акула, медуза, чешуя, плавники, жабры, хвост, обитать, нападать, плавать, глубоководная, острозубая.

 

Материал: глобус, аудио запись шума моря, картинка батискафа, проектор, презентация к занятию, , таз с водой, мелкие пластмассовые рыбки, сачок, воздушный шарик, зашумленные картинки по количеству детей.

 

Ход ООД.

 

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие. Сначала отгадайте загадку: «На ноге стоит одной,

                                                     Кружит-вертит головой.

                                                      Нам показывает страны,

                                                      Реки, горы, океаны».

 Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - А что означает он? 

Дети: глобус-это модель нашей земли. 

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится … голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого.

 Воспитатель: - Что означает голубой цвет на глобусе? 

Дети: - Голубым цветом на глобусе обозначены моря и океаны.

 Воспитатель: - какой можно сделать вывод ребята? 

Дети: что на земле больше воды, чем суши. 

Воспитатель:- Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Существует 5 океанов. Какие? 

Дети: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный. 

Воспитатель: Какие вы знаете моря? 

Дети: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. 

Воспитатель: Морей много и всех невозможно перечислить. Давайте послушаем звуки, которые звучат на море, в океане. 

Звучит запись шума моря.  Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, в какое путешествие я вас приглашаю?

Дети: В морское.

 Воспитатель: Но прежде, чем начать наше путешествие, я должна убедиться, что вы все внимательные. Предлагаю вам  поиграть со мною в интересную игру. 

Игра «Хлопни, когда услышишь звук (К)»

 Ребята, я читаю Вам слова, если услышите звук (К). Будьте внимательны, если в слове нет этого звука, хлопать не нужно.
Примеры слов: акваланг, кит, море, лодка, медуза, акула, кальмар, дельфин, краб, плавник, черепаха, креветка, камбала, рыболов, конёк, омар, коралл.

Воспитатель: Молодцы!  Ну что же, а теперь пора отправляться в наше путешествие настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром. 

Воспитатель: 

Воспитатель: Ребята, на чем мы можем отправиться в морское путешествие?

Дети: на лодке, катере, корабле, пароходе, яхте.

Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
Воспитатель:  Кто самый главный в морском путешествии?
Дети: Капитан.
Воспитатель: совершенно верно! Капитану нужна команда из ловких, смелых и отважных, а главное храбрых и умных матросов.

Воспитатель: Превращаемся в матросов.

Нет тельняшки без полос,

кто в тельняшке, тот - матрос.

Дети выполняют упражнение – массаж «Тельняшки» Разбиваются произвольно на пары и слева – направо рисуют тельняшки друг другу.

Воспитатель: капитан есть, матросы готовы, пора отчаливать! Прошу всех занять места в батискафе. Мы спускаемся в морские глубины на волшебном батискафе, чтобы увидеть и узнать много интересного. (Дети садятся на свои места)

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводный попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только закрыть и ….открыть глаза.

Воспитатель: Океан, как многоэтажный дом. Морские обитатели живут каждый на своем этаже. Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. 2 слайд

Воспитатель:- Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся в толщу воды, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать? - Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно) - Хотите узнать, кто на каких этажах живет?

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан.

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. 3 слайд

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан. 4 слайд

Воспитатель: откуда этот фонтан появляется? – (рассуждения детей). Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – «Кит, какой?»

Дети: крупный, большой, гигантский, прожорливый, морской, огромный,  гладкий…

Воспитатель: «Что делает?»

Дети: ныряет, выпрыгивает, плавает, дышит, пускает фонтан, ест…

Воспитатель: «Назовите части» 5 слайд

Дети: туловище, два плавника, большой хвост, рот, глаза, ноздри.

Воспитатель:  У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Хотите посмотреть, как это происходит?

Опыт «Как ест кит?»

Дети подходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок). Воспитатель: В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом).

Воспитатель: Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. 6 слайд (Показ  картинки  дельфина). Кто это?

Дети: Дельфины

Воспитатель: Что вы можете сказать про них? (Высказывания детей)

Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные  и быстрые животные. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, дельфин и кит – это рыба или нет?  (высказывания детей).

Киты и дельфины -   не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, Почему?

Дети:  так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Физминутка

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
                            Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
                              Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
  Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже как? (темнее и вода стала прохладнее). Как вы думаете, почему? 

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. 

Воспитатель: Ой, кто же это плывёт?  (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). 7 слайд

 

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про акулу?

Акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза видят предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют много зубов, которые расположены в несколько рядов, зубы у них растут постоянно.

 Воспитатель: - В отличие от китов и дельфинов акулы дышат жабрами, поэтому про них можно сказать, что они – рыба. Чем питаются акулы? Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека:  8 слайд тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

«Как зовут детеныша акулы?», «Акула какая?», «Что делает?»

- У акулы острые зубы, то она какая – острозубая

- Если акула живет глубоко в воде, то она какая - глубоководная

 - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.

Воспитатель:  Посмотрите, какие красивые существа. Это … медузы. 9 слайд

Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна. (Медуза)

Посмотрите и скажите:  Какая медуза? (огромная, гигантская, большая, светящаяся, ядовитая, прозрачная, скользкая…)

Что у них есть?  (тело, щупальца) Что делают? (плавают, обжигают, жалят..)

Воспитатель:  Медузы могут жить лишь в солёной воде. Есть — малюсенькие, а есть гиганты, они растут всю жизнь. У медуз 24 глаза. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. А вы отдыхая, видели на море настоящих медуз? (ответы детей). Почему их нельзя трогать? (ответы). Да, ребята так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные.

Физминутка

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
                            Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
                              Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
  Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

Воспитатель:  Ну что, поплыли дальше? 

Маскируюсь я умело,

Цвет меняю так же смело,

Восемь ног и голова,

                    Отгадайте, кто же я? 10 слайд ( Осьминог)

 

Осьминоги живут в толще воды. У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу. 

Воспитатель:  Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Хотите посмотреть? 

Опыт «Реактивное движение»

Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик). А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок. 11 слайд.

При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем.

 

1 -2 - 3 – все замрём!

                                                       В детский сад мы попадём!

 

Воспитатель:  Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

 

Игра «Один - много»

- Море – моря;

- Рыба – рыбы;

- Акваланг – акваланги;

- Батискаф - батискафы;

- Лодка – лодки;

- Водолаз – водолазы;

- Кит – киты;

- Осьминог - осьминоги;

- Дельфин – дельфины;

- Медуза – медузы;

- Акула – акулы;

- Морская звезда – морские звезды;

- Коралл – кораллы.

 

Воспитатель: На столе у вас картинки. (На каждого ребенка зашумленная картинка). Предложить раскрасить одного морского животного. Кого раскрасили?

Рефлексия:

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.