Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 г. Кировска»
Конспект ООД по познавательному развитию
«Жители морей и океанов»
Старший дошкольный возраст
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Харина Светлана Владимировна
Кировск, 2022год
Коррекционно-образовательные задачи:
расширять знания детей о планете Земля, о морских жителях, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; обогащать и активизировать словарный запас детей по теме; совершенствовать умение детей подбирать слова определения, слова, обозначающие действия, образовывать сложные слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать познавательные процессы, фонематический слух, внимание и наблюдательность, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, инициативность, любовь и бережное отношение к природе.
Словарь: батискаф, глобус, океан, море, кит, дельфин, акула, медуза, чешуя, плавники, жабры, хвост, обитать, нападать, плавать, глубоководная, острозубая.
Материал: глобус, аудио запись шума моря, картинка батискафа, проектор, презентация к занятию, , таз с водой, мелкие пластмассовые рыбки, сачок, воздушный шарик, зашумленные картинки по количеству детей.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие. Сначала отгадайте загадку: «На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны».
Дети: - Это глобус.
Воспитатель: - А что означает он?
Дети: глобус-это модель нашей земли.
Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?
Дети: - Разноцветным.
Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится … голубым. Почему?
Дети: - Потому что голубого цвета на глобусе больше, чем зеленого и коричневого.
Воспитатель: - Что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: - Голубым цветом на глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель: - какой можно сделать вывод ребята?
Дети: что на земле больше воды, чем суши.
Воспитатель:- Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Существует 5 океанов. Какие?
Дети: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный.
Воспитатель: Какие вы знаете моря?
Дети: Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое.
Воспитатель: Морей много и всех невозможно перечислить. Давайте послушаем звуки, которые звучат на море, в океане.
Звучит запись шума моря. Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, в какое путешествие я вас приглашаю?
Дети: В морское.
Воспитатель: Но прежде, чем начать наше путешествие, я должна убедиться, что вы все внимательные. Предлагаю вам поиграть со мною в интересную игру.
Игра «Хлопни, когда услышишь звук (К)»
Ребята, я читаю Вам слова, если
услышите звук (К). Будьте внимательны, если в слове нет этого звука, хлопать не
нужно.
Примеры
слов: акваланг, кит, море,
лодка, медуза, акула, кальмар, дельфин, краб, плавник, черепаха, креветка,
камбала, рыболов, конёк, омар, коралл.
Воспитатель: Молодцы! Ну что же, а теперь пора отправляться в наше путешествие настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром.
Воспитатель:
Воспитатель: Ребята, на чем мы можем отправиться в морское путешествие?
Дети: на лодке, катере, корабле, пароходе, яхте.
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское
можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это
такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных
приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
Воспитатель: Кто самый главный в морском путешествии?
Дети: Капитан.
Воспитатель: совершенно верно! Капитану нужна команда из
ловких, смелых и отважных, а главное храбрых и умных матросов.
Воспитатель: Превращаемся в матросов.
Нет тельняшки без полос,
кто в тельняшке, тот - матрос.
Дети выполняют упражнение – массаж «Тельняшки» Разбиваются произвольно на пары и слева – направо рисуют тельняшки друг другу.
Воспитатель: капитан есть, матросы готовы, пора отчаливать! Прошу всех занять места в батискафе. Мы спускаемся в морские глубины на волшебном батискафе, чтобы увидеть и узнать много интересного. (Дети садятся на свои места)
1 -2 -3 – все замрём!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только закрыть и ….открыть глаза.
Воспитатель: Океан, как многоэтажный дом. Морские обитатели живут каждый на своем этаже. Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. 2 слайд
Воспитатель:- Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся в толщу воды, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать? - Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно) - Хотите узнать, кто на каких этажах живет?
Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан.
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. 3 слайд
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан. 4 слайд
Воспитатель: откуда этот фонтан появляется? – (рассуждения детей). Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – «Кит, какой?»
Дети: крупный, большой, гигантский, прожорливый, морской, огромный, гладкий…
Воспитатель: «Что делает?»
Дети: ныряет, выпрыгивает, плавает, дышит, пускает фонтан, ест…
Воспитатель: «Назовите части» 5 слайд
Дети: туловище, два плавника, большой хвост, рот, глаза, ноздри.
Воспитатель: У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту. Хотите посмотреть, как это происходит?
Опыт «Как ест кит?»
Дети подходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок). Воспитатель: В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом).
Воспитатель: Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. 6 слайд (Показ картинки дельфина). Кто это?
Дети: Дельфины
Воспитатель: Что вы можете сказать про них? (Высказывания детей)
Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, дельфин и кит – это рыба или нет? (высказывания детей).
Киты и дельфины - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, Почему?
Дети: так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
Физминутка
Море волнуется — раз!
(Шагаем на месте.)
Море волнуется —
два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется —
три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)
Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже как? (темнее и вода стала прохладнее). Как вы думаете, почему?
Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). 7 слайд
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про акулу?
Акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза видят предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют много зубов, которые расположены в несколько рядов, зубы у них растут постоянно.
Воспитатель: - В отличие от китов и дельфинов акулы дышат жабрами, поэтому про них можно сказать, что они – рыба. Чем питаются акулы? Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: 8 слайд тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.
«Как зовут детеныша акулы?», «Акула какая?», «Что делает?»
- У акулы острые зубы, то она какая – острозубая
- Если акула живет глубоко в воде, то она какая - глубоководная
- Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые существа. Это … медузы. 9 слайд
Важна, степенна, холодна,
А сквозь нее вода видна. (Медуза)
Посмотрите и скажите: Какая медуза? (огромная, гигантская, большая, светящаяся, ядовитая, прозрачная, скользкая…)
Что у них есть? (тело, щупальца) Что делают? (плавают, обжигают, жалят..)
Воспитатель: Медузы могут жить лишь в солёной воде. Есть — малюсенькие, а есть гиганты, они растут всю жизнь. У медуз 24 глаза. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. А вы отдыхая, видели на море настоящих медуз? (ответы детей). Почему их нельзя трогать? (ответы). Да, ребята так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные.
Физминутка
Море волнуется — раз!
(Шагаем на месте.)
Море волнуется —
два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется —
три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)
Воспитатель: Ну что, поплыли дальше?
Маскируюсь я умело,
Цвет меняю так же смело,
Восемь ног и голова,
Отгадайте, кто же я? 10 слайд ( Осьминог)
Осьминоги живут в толще воды. У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.
Воспитатель: Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Хотите посмотреть?
Опыт «Реактивное движение»
Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик). А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок. 11 слайд.
При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем.
1 -2 - 3 – все замрём!
В детский сад мы попадём!
Воспитатель: Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Один - много»
- Море – моря;
- Рыба – рыбы;
- Акваланг – акваланги;
- Батискаф - батискафы;
- Лодка – лодки;
- Водолаз – водолазы;
- Кит – киты;
- Осьминог - осьминоги;
- Дельфин – дельфины;
- Медуза – медузы;
- Акула – акулы;
- Морская звезда – морские звезды;
- Коралл – кораллы.
Воспитатель: На столе у вас картинки. (На каждого ребенка зашумленная картинка). Предложить раскрасить одного морского животного. Кого раскрасили?
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.