МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА №7 «ЯРОСЛАВНА»
Алтайский край город Рубцовск
Конспект ООД
в подготовительной к школе группе
коррекционной направленности
для детей с нарушением зрения
Тема: «Знакомство с лентой Мёбиуса»
Подготовила и провела:
воспитатель Арнаутова Т.А.
2021г
Тема: «Знакомство лентой Мебиуса».
Тип ООД: интегрированная.
Возрастная группа: подготовительная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, игровая, конструктивная.
Формы реализации детских видов деятельности: моделирование, игровые упражнения, интерактивная игра, решение математических задач, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, наблюдение, сбор информации об изучаемом объекте, физ. минутка, рефлексия.
Цель образовательной деятельности: формирование учебных действий средством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
ü закрепить с детьми числовую последовательность от 0 до 10 количественный, порядковый счет, названия цифр;
ü формировать умение ориентироваться на плоскости (т.е. в двухмерном пространстве), на листе бумаги в клетку; считать предметы в пределах 7 на ощупь;
ü продолжить формировать умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому;
ü конкретизировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить понятия: плоскостные геометрические фигуры;
ü продолжать учить решать простые арифметические задачи в стихах и воспроизводить их решение с помощью счетных палочек и знаков арифметических действий.
Развивающие:
ü Развивать интеллектуальные и личностные качества воспитанников в процессе познавательной деятельности, сенсорные способности, мелкую моторику рук, воображение, словарный запас, самостоятельность, предприимчивость, пространственные представления на плоскости, наглядно-образное мышление, внимание, память, логику.
ü Способствовать развитию графических навыков, речи, рефлексивной деятельности, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
Ø Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, коллективно.
Ø Воспитывать интерес к познавательной деятельности, через развитие элементарных математических представлений, основ топологии.
Ø Формировать коммуникативные навыки.
Ø Воспитывать умение учитывать мнение партнера. дружеские взаимоотношения.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
Ø тактильную память;
Ø зрительную память;
Ø правильное представление о предмете;
Ø мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: Мольберт, магниты, коробка фокусника с лентами, ленты-мебиуса, маркер, человечек, ножницы, ТСО, мультимедийный проектор, массажный мячик су-джок.
Демонстрационный материал: платочки, «Мешочек фокусника», лента Мебиуса, лента –цилиндр, картинки-знаки, презентация PowerPaint,
Раздаточный материал: счетные палочки, знаки арифметических действий, ленты Мебиуса, карточки с заданием, красные карандаши, набор геометрических фигур, заготовки накидок,
Организационный момент, начало занятия включающие: - настрой детей на участие в ООД: - вызвать у детей желание сотрудничать, достигать в совместной деятельности результатов; - создание положительного эмоционального фона; - формировать чувство близости с другими детьми. |
|||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
|||
Ответы детей (какое-нибудь явление, основанное на искусстве, проворстве).
Ответы детей.
Ответы детей.
Предполагаемый ответ: наблюдательным, внимательным, веселым, умным, интересным, ловким, терпеливым, целеустремленным. Дети выкладывают на мольберте карточки по размеру.
Дети: ловкие руки. |
Приветствие: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам, И всем, кто живет на этой планете «Доброе утро!» скажем мы вместе. «Доброе утро!» и взрослые и дети. Введение в тему: Ребята, вы знаете, что такое фокус? - Хотите увидеть фокус? (да)
- А фокусы кто делает? (фокусник) - А сами вы хотели бы стать фокусниками? - Что надо для того, чтобы стать фокусником? Как вы думаете? -Какими качествами должен обладать фокусник?
- Посмотрите, сколько много качеств вы назвали, выложите карточки по размеру от меньшего к большему.
- С чего надо начать, что бы стать настоящим фокусником? |
Создание мотива для деятельности детей.
Воспитатель показывает фокус с исчезновением- появлением платочков.
По ходу ответов детей воспитатель выкладывает карточки с качествами в хаотичном порядке на мольберт.
|
|||
2. Основная часть занятия (актуализация опорных знаний). - отработка умений на занятии; - использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа. |
|||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
|||
Дети называют количество пуговиц.
Выкладывают цифру.
Да
Наблюдательностью.
Дети присаживаются за столы.
Дети выполняют задание.
Да.
Быть умными.
Дети самостоятельно решают задачи и выкладывают решение, сидя за столом. 1+4=5 /+////=///// 5 листьев
5-1=4 \\\\\-\=\\\\ 4 щенят
Да.
Одежда фокусника.
Да. Варианты ответов детей.
Дети оборачиваются вокруг себя и одежда не появляется, тогда воспитатель предлагает произнести заклинание закрытыми глазами – появляется коробка с одеждой. Дети вместе с воспитателем на ковре рассматривают накидки, воспитатель предлагает украсить их.
Дети выполняют действия.
Плоскостные геометрические фигуры.
Да. Дети присаживаются за столы.
Дети: полоска, лента.
Предположения детей: кольцо, цилиндр.
Дети высказывают свои предположения.
1 ребенок маркером рисует дорожку и, дорисовав линию, возвращается в исходную точку. Дети делают вывод: на противоположную сторону цилиндра человечек не может попасть. Вместе с воспитателем закрепляют свойство цилиндра.
Варианты ответов детей.
Дети высказывают свои предположения. 1 ребенок маркером рисует дорожку и дорисовав линию, возвращается в исходную точку. Дети делают вывод: на противоположную сторону ленты человечек может попасть. Предположения детей.
Ответы детей: у цилиндра - две стороны – внешняя и внутренняя, а у Листа Мебиуса – одна сторона.
Да.
Дети высказывают свои предположения.
Дети высказывают свои предположения.
Да
Односторонний
Двухсторонний
Да
Дети выполняют действия |
Задание № 1 «Ловкость рук» - Ребята, перед вами чудесный мешочек, сейчас каждый из вас достает из него карточку с нашитыми пуговицами. Вы должны определить количество пуговиц на карточке. - А теперь, каждый из вас, выложит свою цифру на конструкторе цифр. - Молодцы ребята! - Назовите свои цифры. - Как вы считаете, справились ли мы с данным заданием, у нас ловкие руки? Задание №2 «Наблюдательность» - Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? - Давайте для этого присядем за столы и будем тренировать это качество - Для этого возьмите карточки. Закрасьте карандашом фрагмент столько раз, сколько он встречается в узоре. - Работайте самостоятельно, каждый со своей карточкой, когда выполните задание, поднимете карандаш вверх. - А теперь проверим, правильно ли вы выделили фрагмент. - Как вы думаете, теперь мы обладаем качеством – наблюдательности? - Тогда продолжаем дальше. Задание №3. Следующее качество – интересный. - Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть интересным. Согласны? (да) - У меня в руке мячик, работаем по цепочке, у кого в руках мяч, тот отвечает на вопрос. Задание № 4 «Умный» - Ребята, каким следующим качеством, мы должны обладать? - Молодцы! - Чтобы обладать этим качеством, мы решим задачи. - Послушайте внимательно условие задачи, а решение выложите счетными палочками. Необходимые для решения знаки лежат перед вами.
Задача: Листья ежики носили, Мягкую постель стелили. был один листок дубовый, Четыре было же кленовых. Как все листья посчитать, Общее число назвать?
5 щенят в футбол играли. Одного домой позвали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет? - Молодцы! Задание №5 «Веселый» - Ребята, следующее качество, которым мы должны обладать – быть веселым. Будем веселиться? - Ну, тогда начинаем!!!
Задание № 6 № «Одежда фокусника» - Ребята, какая карточка у нас осталась? - Ой, ребята, мы дошли с вами до самого интересного, так это мы сейчас будем переодеваться? - А где нам взять одежду? Вспомнила, у каждого настоящего фокусника есть свои заклинания. - Повторяйте за мной: абра-кадабра-симсалабим, обернись, покружись и одежда появись.
-А украшать мы будем - фигурами. Согласны? Украшение одежды для фокусника - Возьмите красный круг и расположите (приклейте) его в крайнем левом углу накидки - Возьмите синий квадрат и приклейте его в крайнем нижнем правом углу накидки. - Возьмите зеленый прямоугольник и приклейте его посередине нижнего края плаща. - Между кругом и прямоугольником приклейте желтый треугольник. - Между ромбом и квадратом приклейте розовый овал - В верхней части плаща – приклейте оранжевую трапецию. - Как можно назвать все эти фигуры?
- А сейчас, посмотрите на мою накидку, так ли расположены у вас плоскостные геометрические фигуры?
- Ну а теперь, когда мы обладаем всеми качествами, можно приступать к самому главному – фокусу. -Вы готовы? Тогда занимаем свои места. Знакомство с листом Мебиуса через проблемную ситуацию и исследовательскую деятельность детей и воспитателя Объяснение нового материала - Что у меня в руках?
- Что произойдет, если я ее склею?
- А теперь на это колечко мы посадим с вами человечка.
- Скажите, если наш человечек побежит вот так, по середине нашего цилиндра, он попадет на противоположную строну, вот сюда? - Давайте проверим вашу гипотезу. Предлагаю нарисовать дорожку по середине ленты.
Вывод: у цилиндра есть две стороны: внешняя и внутренняя. - Молодцы, а сейчас отложим пока в сторону наш цилиндр. - А теперь возьмем еще одну полоску и сделаем кое-что интересное. Склеим нашу ленту другим образом. Воспитатель демонстрирует ленту Мебиуса и спрашивает - На что это похоже? - А в математике эту фигуру называют листом (лентой) – Мебиуса, в честь немецкого математика Августа Фердинанда Мёбиуса. - Давайте, поставим на нее нашего человечка, и пусть он пойдет по нарисованной нами дорожке.
- Как вы считаете, попадет ли он на противоположную сторону, вот сюда?
- Как вы считаете, почему наш человечек смог пройти путь и побывать на противоположной стороне? Вывод: У листа Мебиуса всего одна сторона (свойство листа Мебиуса) - Итак, что мы можем сказать про цилиндр и про лист Мебиуса?
- Ну а теперь перейдем непосредственно к фокусу. Хотите? - Если я, сейчас возьму ножницы и разрежу цилиндр по дорожке, как вы считаете, что произойдет? Проблемная ситуация. Воспитатель режет по дорожке цилиндра и у него получается 2 кольца (откладывает в сторонку и берет ленту Мебиуса). - А если я, сейчас возьму ножницы и разрежу ленту Мёбиуса по дорожке, как вы считаете, что произойдет?
Воспитатель и дети еще раз закрепляют, что у цилиндра две стороны, а у листа Мёбиуса одна. - Ну как вам понравился фокус?
Словарная работа: - Если у предмета одна сторона, значит он какой? - А у цилиндра две стороны, значит он какой? - А хотите самостоятельно провести фокус с листом Мебиуса. - Я вам раздам листы Мебиуса и цилиндр домой, а вы своим родителям покажите следующий фокус: раскрасите любым цветом лист Мебиуса и цилиндр, не переворачивая их, а завтра расскажите мне, что у вас получилось. Договорились? |
У каждого ребенка карточка с узором и фрагментом от целого. Приложение 1
Самопроверка на интерактивной доске.
Приложение 2
Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками-качествами.
Решение задачи на действия сложения и вычитания.
«Ручки-ручки». Воспитатель обращает внимание детей на мольберт с карточками.
Воспитатель раздает для каждого ребенка набор геометрических фигур.
Воспитатель показывает готовую украшенную накидку, дети осуществляют самоконтроль.
Воспитатель склеивает края ленты и получается кольцо-цилиндр.
Воспитатель показывает направление бега человечка.
Воспитатель склеивает ленту перекручивая одну сторону и получается лист Мёбиуса.
Выполняются те же действия, что и с цилиндром.
Воспитатель показывает направление бега человечка.
Воспитатель показывает цилиндр и сравнивает с листом Мебиуса.
Воспитатель самостоятельно режет по дорожке лист Мебиуса, получился один лист Мебиуса, но перекрученный.
Воспитатель достает из коробочки фокусника заготовки листа Мебиуса, цилиндры и раздает детям. |
|||
3. Заключительная часть занятия: - оценка занятия участниками группы; - обмен чувствами, впечатлениями; - выявление затруднений, с которым столкнулся воспитанник в ходе взаимодействия; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
|||
Ответы детей
Дети самостоятельно оценивают свою деятельность и выбирают соответствующую медаль.. |
- Итак, ребята, научились мы с вами показывать фокус, стали фокусниками? - И теперь я хотела бы вручить вам медаль-фокусника, только какую, вы сами выберите. - Зеленая медаль – вам было интересно, весело и со всеми заданиями вы справились. - Желтая медаль – вам было не всегда интересно, некоторые задания вызывали у вас затруднения. - Красная медаль - вам было неинтересно, и у вас ничего не получалось. - Ребята, спасибо большое за проведенную встречу.
|
|
|||
Приложение 1
Приложение 2
Вопросы:
1. Сколько дней в неделе (7);
2. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
3. Прибор для измерения времени (часы);
4. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
5. Соседи числа 6 (5 и 7);
6. Сколько месяцев в году (12);
7. Назовите дни недели (Пн., Вт., Ср., Чт., Пт., Сб., Вс.);
8. Прибор для глажки белья (утюг);
9. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
10. Соседи числа 8 (7 и 9);
11.Страна, где мы живем? (Россия).
Вопросы на смекалку.
*Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).
*Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком).
*Сколько лап у курицы? ( у курицы нет лап).
*У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у
бабушки внуков? (одна внучка Маша).
*Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому).
*На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)
*Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра).
*Сколько хвостов у двух ослов? (Два)
*Какую птицу называют почтальоном? (Голубя).
*Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3
сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают)
*На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? Ответ: одно яблоко
*Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,.) и названий дней (понедельник, вторник, среда.) Ответ: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
*На столе в ряд стоят 6 стаканов. Первые три пустые, а последние три наполнены водой. Как сделать так, чтобы пустые стаканы и полные чередовались между собой, если касаться можно только одного стакана (толкать стакан стаканом нельзя?Ответ: Взять пятый стакан, перелить его содержимое во второй и поставить стакан на место.
*Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? Ответ: Ни одного. На березе не растут яблоки.
*У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? Ответ: 4 ребенка.
*На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось на грядке? Ответ: нисколько. Остальные птицы улетели.
*Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 6 таких яиц? Ответ: 5 минут.
*В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли такое быть? Кто Женя? Ответ: Сестра.
Задачи на логику.
1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
(Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
4. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
5. Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)
6. Кого с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
7. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
8. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
9. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?
(Пять человек)
10.Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.
(1 кг ваты)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.