Коклягина Т.Ю. г.Благовещенск
Структура логопедического занятия на этапе дифференциации звуков
Тема: Звуки [С] и [Ш]
Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звукв [с] и [ш] в слогах, словах.
Задачи:
образовательные формировать умение правильной дифференциации звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.
учить выделять звуки [с]-[ш] в слогах, словах
развивающие развивать артикуляционную моторику развивать фонематическое восприятие
развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память,
мышление.
воспитательные воспитывать речевое внимание.
воспитывать навыки правильной речи воспитывать чувство коллективизма развивать познавательную активность
Оборудование:
Картинка «пѐс Шарик», артикуляционные профили, карточка – буквенная лесенка, индивидуальные зеркала, артикуляционная сказка в картинках, предметные картинки ((слышу, говорю, вижу), поросенок, собака, кошка), призы (наклейки). План:
1. Орг. момент (психогимнастика, приход героя – Пѐс Шарик) 2 мин.
2. Сообщение темы занятия (звуки [с] и [ш])
3. Арт. гимнастика (сказка в картинках) 3 мин.
4. Дидактическая игра «Охота на звуки» (характеристика звуков) 3 мин.
5. Речевой профиль звуков [с] и [ш](картинки с профилями) 1 мин.
6. Соотнесение звуков с символами букв эС и Ша 1 мин.
7. Дидактическая игра «Послушай» ((фонематический анализ) цветные буквы С и Ш) 2 мин.
8. Дидактическая игра «Охота на слоги» (проговаривание слоговых рядов) 2 мин.
9. Физминутка «буква С» 2 мин.
10. Слоговая лесенка (проговаривание слогов на одном выдохе, картинка с лесенкой) 1 мин.
11. Дидактическая игра «Хлопни» (фонематический анализ слов) 1 мин.
12. Дидактическая игра «Измени слово» (вместо [с] подставить [ш]) 2 мин.
13. Дидактическая игра «Охота на картинки»(предметные картинки:
кошка, собака, поросенок) 1мин.
14. Итог занятия (призы) 1 мин. Регламент: 22 минуты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Л: На занятии наши глазки внимательно смотрят и всѐ … (видят), наши ушки внимательно слушают и всѐ …(слышат), наши головы хорошо … (думают).
Л: Дети, к нам в гости сегодня кто – то пришѐл? Угадайте, как его зовут? (Появляется картинка «пѐс Шарик»)- посмотрите кто к нам пришѐл?
Д: Пѐс Шарик.
Л: Назовите последний звук в слове «пѐс».
Д: Звук [с].
Л: Первый звук в слове «Шарик».
Д: Звук [ш].
Л: Знаете ли вы как называется мультфильм с участием этого героя?
Д: Мультфильм называется «Каникулы в Простоквашино».
Л: Чем мечтал заниматься Шарик?
Д: Охотиться.
2. Сообщение темы занятия:
Л: Сегодня на занятии пѐс Шарик предлагает вам поохотиться на звуки [с][ш].
Л: Для охоты необходимо подготовиться. Пѐс Шарик предлагает упражнение для языка: артикуляционная сказка.
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет И картинки нам покажет.
Язык в ротике живет.
Никогда не устает.(широко открывать рот и высовывать язык изо рта)
Очень любит чистоту
В домике своем – во рту.(рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ) Двери шире открывает:
Воздух свежий он впускает.(открывать и закрывать рот)
И пока он убирает
Домик свой не запирает. (широко открыть рот и удержать 5 сек.)
Вот теперь он все убрал,
На лошадке поскакал.(рот открыть, улыбнуться и медленно щелкать языком)
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.(рот открыт, высунуть язык и круговыми движениями облизывать губы).
Д: Выполняют движения по показу логопеда.
4. Дидактическая игра «Охота на звуки».
Л: Начинается «охота» на звуки. Послушайте стишок от Шарика про звук
[с].
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай, Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Л: Дайте характеристику звука [с].
Д: Звук [с]- согласный, глухой, твѐрдый.
Л: Слушайте дальше, а это про какой звук? Чтобы звук красивым вышел, Шире язычок и выше. Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмѐм зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно, Чтобы ветерок бежал, чтобы «Ш» как шѐлк шуршал.
Л: Дайте характеристику звука [ш].
Д: Звук [ш] – согласный, глухой, твѐрдый.
Л: Где находится язычок при произношении [с] и [ш]? Давайте посмотрим на профиль.
Д: [с] – внизу, [ш] – вверху.
Л: Звуки слышим, произносим. Видим, читаем и пишем буквы. «Охота» на буквы. Какие?
Д: эС и Ша.
Л: Какие это буквы?
Д: Согласные.
Л.: Пѐс Шарик предлагает поднимать красную карточку вверх, если услышите [с], голубую, если услышите [ш].
Слова: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей, сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
Д: Выполняют задание по инструкции логопеда.
8. Дидактическая игра «Охота на слоги» Л: «Охота» на слоги. Пѐс предлагает игру «Повтори, не ошибись»:
Са – са- ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса, шва – сва – сва, шас – шос – шус.
Д: По очереди повторяют за логопедом слоги.
Я подую высоко Руки поднять вверх, встать на носки, подуть,
Я подую низко Присесть подуть,
Я подую далеко Руки перед собой, наклоны вперѐд, Я подую близко Положить руки на грудь и подуть.
Л: Шарик приготовил ещѐ одно задание: внимательно прочитаем вместе слоги на одном выдохе, поднимаясь глазками по лесенке снизу вверх.
Д: СА-ША-СЫ-ШИ-СЛА-ШЛА-ВАШ
Л: Я буду произносить слова, а вы хлопните когда услышите звук [ш]:
Слова: сапог, мыши, камыш, стакан, банан, собака, камыш, уши, сахарница, шарик, сосиска, малыш.
Д: Хлопают на слова: мыши, камыш, камыш, уши, шарик, малыш.
Л: Замените в слове звук [с] на звук[ш]: Сайка – шайка, сутки – шутки, миска – мишка, крыса – крыша, басня – башня, маска – Машка, вас – ваш.
Д: По очереди заменяют в словах звук [с], на звук [ш] 13. Дидактическая игра «Охота на картинки».
Л: «Охота» на картинки. Посмотрим, какие внимательные ваши глазки и ушки: найдите глазками картинки – подсказки и закончи предложение:
На стуле спит пушистая …. (кошка).
Во дворе гуляет розовый …. (поросѐнок).
Громко лает пѐс …. (Шарик).
14. Итог занятия: Л: С кем мы побывали на охоте? На что больше понравилось охотиться?
Молодцы! Вы все хорошо потрудились и Пѐс Шарик принес вам призы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.