Конспект открытого урока " Можно ли жить без воды"
Оценка 4.6

Конспект открытого урока " Можно ли жить без воды"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
5 кл
25.11.2021
Конспект открытого урока " Можно ли жить без воды"
Дать представление о воде как необходимом условии для жизни живых организмов. Задачи урока: Образовательные: • Сформировать знания о значении воды для живых организмов, приспособленности организмов к добыванию и сохранению воды, ее охране. Развивающие: • развитие мышления учащихся в процессе анализа рисунков и выдвижения своих предположений по обсуждаемым вопросам; • Совершенствовать коммуникативные умения; • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Воспитательные: • Воспитание любви к родному краю; • Прививать чувство бережного отношения к природе. • Воспитывать бережное отношение к воде.
Открытый урок ВОДА.docx

     Разработка урока «Можно ли жить без воды»

Девиз: «Вода – это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было».

Академик А.П.Карпинский.

 

 

Цель урока: дать представление о воде как необходимом условии для жизни живых организмов.

Задачи урока:

Образовательные:

·         Сформировать знания о значении воды для живых организмов, приспособленности организмов к добыванию и сохранению воды, ее охране.

Развивающие:

·         развитие мышления учащихся в процессе анализа рисунков и выдвижения своих предположений по обсуждаемым вопросам;

  • Совершенствовать коммуникативные умения;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному краю;
  • Прививать чувство бережного отношения к природе.

·         Воспитывать бережное отношение к воде.

Тип урока: комбинированный

Методы: эвристическая беседа, обьяснительно-иллюстративный, проблемное изложение,  демонстрация опытов, исследование.

Форма обучения: классно-урочная

Оборудование:

  • слайд-программа;
  • музыкальное сопровождение;
  • стакан с чистой и с грязной водой;
  • Опыт 1. Пробирка, спиртовка, пробиркодержатель, сухие семена;
  • Опыт 2. Клубень картофеля, промокательная бумага, нож.

Предварительная работа: подготовка учащимися сообщений,  экологических плакатов.

 

 

 

План урока:

 

1. Вода – необходимое условие для жизни (обсуждение названий к рисункам, придуманных учащимися и доказывающих необходимость воды для живых организмов).

2. Вода – составная часть всех живых организмов (проведение и объяснение опытов 1-3)

3. Вода – растворитель веществ, необходимых для организма и вредных для него (выполнение в тетради задания, контролирующего знания учащихся о воде как растворителе веществ, входящих в состав живого организма)

4. Испарение воды листьями растения (исследовательская работа учащегося)

5. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни (работа над экологическими понятиями о среде обитания, взаимосвязях организмов со средой обитания)

6. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Повторение домашнего задания

            Устный опрос

1)Что такое питание?

2)Как питаются растения?

3)Как питаются животные?

4) Соли, необходимые человеку

5) Соли, вредные для организма.

           

Фронтальный опрос. Игра « Волшебный светофор». Если правильное утверждение, учащиеся поднимают красные жетоны, если нет – синие.

1) Растение добывает минеральные соли с помощью листа (нет)

2) Кровь человека и многих животных красная, в ней есть вещество хлорофилл (нет)

3) Питание животных и человека зависит от растений (да)

4) Человек получает минеральные соли с пищей (да)

5) Только растения могут образовывать на свету органические вещества из воды и кислорода (нет)

6) Трутовики, раффлезия, подберезовик, бычий цепень являются паразитами (нет)

7) Паразиты обитают внутри или на поверхности тела другого организма, называемого хозяином (да)

8) Нитраты в капусте находятся в кочерыжке (да)

9) При нехватке солей кальция разрушаются зубы (да)

III. Изучение нового материала

Учитель:

            На прошлом занятии мы изучили необходимые для человека и животных вещества –  минеральные соли, а сегодня познакомимся с удивительным веществом, а каким, вы должны догадаться. Ученица читает стихотворение.

С листа березового капля

Скатилась около меня,

В журчащий ручеек попала, и понеслась она звеня.

И в Лену юркнула сверкая,

В великой потекла воде.

Что станет с каплей? Я не знаю!

Куда дойдет, пристанет где?

Но из таких вот капель малых

Все океаны состоят.

И капли сокрушают скалы,

Валами грозными гремят.

(Иван Федосеев).

Ученики     - Вода

 

Правильно, молодцы! Итак, тема нашего урока – Можно ли жить без воды? Запишите в тетрадях дату, сегодня… и тему урока . Ребята, какая наша будет цель при изучении новой темы?...

 

Правильно. Мы должны доказать, что вода , это необходимое условие для жизни всех живых организмов. Ребята, а как вы думаете можно ли жить без воды или нет?

 

Конечно, нет, ну а почему, мы сегодня докажем.

 

Каждый человек знает, что такое вода. Она нужна для приготовления пищи и других бытовых нужд, для работы промышленных предприятий, для выращивания хороших урожаев. Чтобы получить один килограмм бумаги, требуется около 700 литров воды, для изготовления автомобиля требуется количество воды, в 50 раз превышающее его вес.

 

 Ребята, ученые доказали, что впервые жизнь на нашей планете   появилась именно в воде. И это первое доказательство, что без воды нет жизни. Запишите - жизнь на планете Земля появилась в воде 

Дети записывают тетради – 1.Жизнь на планете Земля появилась в воде.

Поэтому если бы не было воды, не было бы живых организмов, и за это мы должны быть ей благодарны.

Ребята, у мены погиб цветок. Как вы думаете почему?...

 Ответ детей «Его не поливали. Поэтому он погиб.»

Правильно, это второе доказательство,

Правильно, это второе доказательство, что без воды  растение не сможет жить .  А могут ли жить другие живые организмы?  НЕТ

 

Ребята давайте посмотрим презентацию. Рассмотрим, какое значение имеет вода в жизни живых организмов»

Учитель показывает фильм  Ответ детей  : «Вода нужна всем живым организмам…

Дети записывают тетради – вода – среда обитания живых организмов

У-ль: « Ребята, давайте сравним информацию из фильма с картинкой. Что мы узнали.

 

Учитель. Велика роль воды  в жизни природы: нет жизни без воды. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку и огромному давлению на дне океанов; к 700 – жаре в пустынях и к 700 – холоду в Сибири и Антарктиде. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды.

Какой мы сделаем вывод?»Запишите в тетрадях – вода – среда обитания живых организмов.

 

2. Вода – составная часть всех живых организмов (проведение и объяснение опытов 1-3 стр. 141-142 рис. 149,150)

Учитель. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на 70-75 % состоит из воды, наши мозги – состоят из нее на 90%, а кровь – на 95 %. Без нее не может быть ни ярких цветов, ни зелени деревьев, ни пения птиц, ни золотых полей пшеницы.

Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.

Демонстрация опытов, доказывающих наличие воды в живых организмах.

Опыт 1. Немного сухих семян нагреем в пробирке над пламенем. Вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды.

        - Для чего, по-твоему, нужна в семени вода?

Опыт 2. Кусочек стебля комнатного растения или  картофеля, (огурца, яблока) положи между двумя листами промокательной бумаги и слегка прижми. На бумаге появится вода.

У-ль: «Следующий опыт №3 - Испарение воды из листьев. Его в школе заранее выполнил Актубаев Данил , он нам его расскажет. В 3 пробирки наливаем одинаковое количество воды. В одну из них наливаем масло. Во вторую наливаем масло, помещаем веточку растения, третью оставляем без изменений. Через неделю:   Уровень  воды в пробирке с маслом  не изменился  испарению препятствует пленка из растительного масла. В пробирке с маслом и растением – воды осталось меньше всего,

Опыт 3. Посиди спокойно, не разговаривая, и проверь, будет ли под языком набегать слюна. Музыкальное сопровождение «Шум воды»

Вывод: Вода входит в состав всех живых организмов на Земле.

У-ль: « А теперь, ребята, давайте посмотрим испарение воды с ладони. Куда исчезла вода. Какой мы сделаем вывод?

 «Вода исчезла,а часть впиталась в организм человека, значит воздух содержит воду.»

У-ль: «Ребята, как вы думаете, в чем еще содержится вода в человеке кроме слюны? А теперь смотрим на слайд. Человек на 65 % состоит из воды, вода в организме – это слюна, пот , моча, кровь, желудочный сок. Более подробно мы будем изучать в 8 классе.» Ребята, давайте запишем выводы. Дети записывают тетради-

 3. вода регулирует температуру тела.

 

3. Вода – растворитель веществ, необходимых для организма и вредных для него

Учитель.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет полное право на самое почтительное отношение. В воде растворяются жидкости, твердые вещества  и газы.

В природе вода содержит различные растворимые вещества. Наши космонавты пьют воду, в которой содержится серебро. Эта вода называется стерильной, в ней содержится 0,1 мг/л серебра. В нашей водопроводной воде много нежелательных примесей. Поэтому для питья эту воду нужно пропустить через домашний фильтр. Если нет фильтра, то необходимо дать ей отстояться в течение суток, а затем прокипятить.

Выполнить задание в тетради

1. Сок винограда на вкус …

2. Растения всасывают из почвы растворенные в ней …

3. Слезы и пот на вкус …

Вывод: В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества

 

5. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни

У-ль: « Ребята, а как приспособились растения к добыванию и сохранению воды. А теперь давайте посмотрим слайд. Чтобы сохранить воду   у некоторых растений есть восковой налет, колючки вместо листьев, толстый стебель, у растений происходит листопад, чтобы меньше испарять воду, а также длинные корни которые всасывают воду из глубины.

Дети записывают тетради- 5.Вода входит в состав всех живых организмов.

У-ль: «А теперь, ребята, давайте посмотрим, как приспособились животные к добыванию и сохранению воды. Что мы видим.» 

 У-ль: «Итак мы с вами убедились, что вода входит в состав всех живых организмов

Учитель. В разных условиях обитают живые организмы, но всем им приходится обеспечивать себя водой для жизни. Поэтому у организмов появились приспособления к добыванию и сохранению воды, необходимой для жизни.

Приспособления организмов к добыванию и сохранению воды.

-  использование жира в качестве источника энергии и воды (слайд 3)

- активность в ночное и сумеречное время суток (слайд 4)

- особое поведение, связанное с поиском воды (слайд 5)

- переживание жаркого времени в норах (слайд 6)

- довольствие водой, полученной с пищей, никогда не пьют (слайд 8)

Сообщение ученика:

            Верблюд может быстро и помногу пить: за 10 минут – до 100 литров воды, которую расходует очень экономно. Способность верблюдов долго не пить заключается в том, что они могут терять до 25 %  массы тела за счет потери воды. Повышение температуры тела до 40 градусов не вызывает усиления отдачи влаги, как у других млекопитающих. Небольшое количество воды верблюды получают с расщеплением жира, который запасается в горбах. Воздух под густой шерстью спасает тело от горячего воздуха окружающей среды. В сильную жару верблюды тесно прижимаются друг к другу боками. Температура в центре скопления животных равна температуре их тела – 39 градусов, тогда как шерсть на спине и боках крайних верблюдов нагревается до 70 градусов. На ступнях верблюдов находится мозолистая подушка, которая обеспечивает передвижение по горячему песку…….

 

. 6. Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле.

У-ль: « А теперь, давайте посмотрим, какие запасы воды на Земле. Что мы видим? Какой сделаем вывод?»

Ответ детей: «Воды на планете очень мало, ее нужно беречь, некоторые страны получают воду из-за границы, а некоторые потребляют только загрязненную воду.»

Учитель: Пресная вода составляет всего около 3% водных ресурсов Земли, а на доступные людям реки, озера и болота приходится всего-навсего 0,3% пресной воды. Поэтому нужно очень беречь чистую воду. Растет население нашей планеты, растут затраты воды. С развитием промышленности во всем мире наблюдается загрязнение рек, озер вредными веществами.

Демонстрация.  Учитель берет в руки стакан с грязной водой. Примерно так выглядят сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с неприятным запахом).

Учитель добавляет грязную воду в стакан с чистой водой. Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные?

Такую воду нельзя пить. От загрязнения морей нефтью гибнет много морских животных. Человек, как и все живые организмы, скоро может остаться без чистой воды.

Ученик Жестокий мир, жестокий век…
Ну что творишь ты, человек?
Леса под корень, нефть – в реке,
И в озере и в ручейке.
В лес не войдешь – там всякий хлам.
Ты – человек? Иль просто хам?
И как ты мог природы дикой
Царем назвать себя великим?
Прекрасный, чудный лик земли
Мы истоптали, извели.
Молчат деревья, лес молчит,
Лишь грустно старый кедр скрипит.
Все меньше птиц, зверей вокруг
Так что же делать будем, друг?
Планета чистой быть должна.
Тебе и мне она нужна!
Нужна затем, чтоб просто жить,
Учиться, верить и любить.

У-ль: «Ребята, а что должен делать человек, чтоб сэкономить и охранять воду? Можно ли сохранить воду от загрязнения? Как? »

Ответ детей : « Строительство очистных сооружений.

  - А есть такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать воду из озера или реки, оно не сливает и отработанную воду.

Экономия воды (закрыть кран, уменьшить напор, когда умываешься, чистишь зубы, моешь посуду и т.д.)

Дети записывают тетради- 6.Пресной воды мало, ее надо беречь.

Учитель. Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты.

А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту? Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков?  (слайды 10-18)

Водные источники нашей местности (слайды 19-23)

IV. Закрепление

Какие выводы можно сделать по уроку? Учащиеся делают выводы (слайд 24)

         “Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь” (слайд 25)

V. Домашнее задание

Прочитать §23, опыт и наблюдение

1) Опыт, доказывающий, что листья испаряют воду;

2) Наблюдение за расходом воды в семье

 

Без воды жизнь не возможна!

УЧ- ль: «Ребята, мы   с вами доказали , что жизнь не возможна без воды. Человек   посвятил воде много песен, стихов, пословиц и поговорок. И нам учащиеся подготовили ОДУ о воде. Пословицы и поговорки о воде, проекты о воде.

Ребята, нам Незнайка прислал письмо. Мы уже знаем , что он очень часто допускает смысловые ошибки, давайте прочитаем его и исправим их.«Письмо от незнайки».

 Письмо «Жизнь на планете Земля появилась в почве. Живые организмы живут только в воздухе. Вода входит в состав только растений. Вода не растворяет вещества. Пресной воды на планете очень много и ее беречь не надо! »

Ребята, вы все молодцы, Спасибо вам. Мы сегодня хорошо поработали. И получаем следующие оценки.

 

 

V. Домашнее задание

Прочитать §23, опыт и наблюдение

1) Опыт, доказывающий, что листья испаряют воду;

2) Наблюдение за расходом воды в семье

 3)выполнить рисунок «Запрещающие знаки по охране воды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, нам Незнайка прислал письмо. Мы уже знаем, что он очень часто допускает смысловые ошибки, давайте прочитаем его и исправим их.«Письмо от незнайки».

 Письмо «Жизнь на планете Земля появилась в почве. Живые организмы живут только в воздухе. Вода входит в состав только растений. Вода не растворяет вещества. Пресной воды на планете очень много и ее беречь не надо! »

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка урока «Можно ли жить без воды»

Разработка урока «Можно ли жить без воды»

План урока: 1. Вода – необходимое условие для жизни (обсуждение названий к рисункам, придуманных учащимися и доказывающих необходимость воды для живых организмов)

План урока: 1. Вода – необходимое условие для жизни (обсуждение названий к рисункам, придуманных учащимися и доказывающих необходимость воды для живых организмов)

На прошлом занятии мы изучили необходимые для человека и животных вещества – минеральные соли, а сегодня познакомимся с удивительным веществом, а каким, вы должны догадаться

На прошлом занятии мы изучили необходимые для человека и животных вещества – минеральные соли, а сегодня познакомимся с удивительным веществом, а каким, вы должны догадаться

Сибири и Антарктиде. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды

Сибири и Антарктиде. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды

Поэтому для питья эту воду нужно пропустить через домашний фильтр

Поэтому для питья эту воду нужно пропустить через домашний фильтр

Охрана воды – условие сохранения жизни на

Охрана воды – условие сохранения жизни на

Учитель . Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты

Учитель . Я надеюсь, сегодня на уроке каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты

Ребята, нам Незнайка прислал письмо

Ребята, нам Незнайка прислал письмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2021