Исследовательская работа «Ревизорро в МБОУ«СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»
Оценка 4.6

Исследовательская работа «Ревизорро в МБОУ«СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
5 кл—9 кл
03.04.2021
Исследовательская работа «Ревизорро в МБОУ«СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»
«Ревизорро в МБОУ«СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»
Исследовательская работа «Ревизорро в МБОУ«СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе».docx

Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Секция: Медицина. Биология.

 

 

 

Тема:

 «Ревизорро в МБОУ«СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Юсин Владимир Игоревич6, а класс

Веселова Виктория Сергеева 6, а класс

Россия, г. Нефтеюганск МБОУ «СОШ № 14»

Научные руководители:

Учитель биологии:

Донская О.Д.

Медведева С. Р.,

МБОУ «СОШ № 14»

 

 

г. Нефтеюганск.  2018

 

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе».

Авторы: Юсин Владимир Игоревич, Веселова Виктория

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра г. Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14», 6А класс

____________________________________________________________________________

 

Аннотация

Одним из факторов, определяющих здоровье человека, является среда. В школе человек проводит 11 лет своей жизни, поэтому санитарно-гигиеническое состояние воздуха, бактериологическая среда могут оказать существенное влияние на здоровье. Знание теории распространения бактерий может значительно снизить риск возникновения большинства заболеваний, так как большинство из них вызваны бактериями.

Наша исследовательская работа посвящена изучению бактерий в школьной среде с помощью доступных для обучающихся методов исследования. Рассмотрены вопросы истории изучения бактерий, их систематики. Изучить школьный микромир и убедиться, окружают ли учеников патогенные микроорганизмы.

Цель исследования:выяснить, находятся ли патогенныебактерии на предметах школьной среды «СОШ №14».

Задачи:

·         изучить литературу собрать информацию по теме;

·         провести анализ информированности учащихся методом анкетирования;

·         собрать и систематизировать информацию;

·         эксперимент;

·         оформить результаты;

·         составить памятку.

Предмет исследования: наличие патогенных бактерий на предметахшкольной среды «СОШ №14».

Практическая значимость данной работы заключается в том, что экспериментальным путем, в школьных условиях, можно наглядно проследить рост колоний микроорганизмов.

Методы исследования: анализ литературы, интернет-источников по изучаемой теме; наблюдение; эксперимент.

Оглавление

 

 

 

 

Аннотация

 стр. 2

1.       

План  исследования………………………………………………………

стр. 4

     1.2.

Актуальность, гипотеза………………………………………………….

стр. 4

     1.3.

Цель, задачи, практическая значимость  исследования……………….

стр. 4

2.       

Научная статья. Бактерии……………………………………………….

стр. 5

     2.1.

Краткая характеристика бактерий………………………………………

стр. 5

     2.2.

Формы бактерий………………………………………………………….

стр. 7

     2.3.

Способы питания бактерий……………………………………………...

стр. 11

     2.4

Размножение бактерий…………………………………………………..

стр. 12

     2.5.

Организм человека и бактерии………………………………………….

стр. 12

3.       

Экспериментальная часть………………………………………………..

стр. 15

     3.1.

Первый эксперимент …………………………………………………….

стр. 15

     3.2.

Экскурсия в лабораторию………………………………………………..

стр. 16

     3.3

Анализ информированности учащихся методом анкетирования

стр. 16

3.4

Второй эксперимент……………………………………………………...

стр. 20

3.5.

Результаты экспериментов………………………………………………

стр.20

     4.

Заключение……………………………………………………………….

стр. 22

     5.

Используемая литература……………………………………………….

стр. 23

     6.

Приложение……………………………………………………………...

стр. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе».

Авторы: Юсин Владимир Игоревич, Веселова Виктория Сергеевна

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра г. Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14», 6А класс

 ____________________________________________________________________________

 

1.      План исследований

1.2.Актуальность, гипотеза

Мы часто слышим: «Мойте руки перед едой! Не грызите ногти! Ешьте только чистые фрукты и овощи!»  Почему?  Мамаответила коротко: «Можешь заболеть».

Что же может быть причиной болезни? Оказывается, болезнь могут вызвать бактерии, которые находятся на грязных руках, под ногтями, на немытых фруктах. Они окружают нас повсюду – в воздухе, в воде, в почве. Эти крошечные существа живут не только на нашей коже, но и внутри нас. Кто же они такие – бактерии, которые играют такую важную роль в нашей жизни, но остаются невидимыми для нас? Есть ли они у нас дома и в школе? На предметах обихода? Тарелках?

Гипотеза: предположим, чтонапредметах школьной среды «СОШ №14», находится множество патогенных бактерий.

Цель исследования: выяснить, находятся ли патогенные бактерии на предметах школьной среды «СОШ №14».

Задачи:

•          изучить литературу собрать информацию по теме;

•          провести анализ информированности учащихся методом анкетирования;

•          собрать и систематизировать информацию;

•          эксперимент;

•          оформить результаты;

•          составить памятку.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что экспериментальным путем, в школьных условиях, можно наглядно проследить рост колоний микроорганизмов.

Методы исследования: анализ литературы, интернет-источников по изучаемой теме; наблюдение; эксперимент, анкетирование

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе».Авторы: Юсин Владимир Игоревич

Веселова Виктория Сергеевна

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра г. Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14», 6А класс

 ____________________________________________________________________________

2. Научная статья. Бактерии.

2.1.  Краткая характеристика бактерий.

Бактерии (др. греч. — палочка) — царство микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона. [1]

Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология.Бактерии наряду были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад.

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Подавляющее большинство бактерий одноклеточны. По форме клеток они могут быть шаровидными (кокки), палочковидными (бациллы, клостридии), извитыми (вибрионы, спириллы, спирохеты).

Размеры бактерий в среднем составляют 0,5-5 мкм. Бактерии гораздо мельче клеток многоклеточных растений и животных. Толщина их обычно составляет 0,5–2,0 мкм, а длина – 1,0–8,0 мкм. Разглядеть некоторые формы едва позволяет разрешающая способность стандартных световых микроскопов (примерно 0,3 мкм), но известны и виды длиной более 10 мкм и шириной, также выходящей за указанные рамки, а ряд очень тонких бактерий может превышать в длину 50 мкм. На поверхности, соответствующей поставленной карандашом точке, уместится четверть миллиона средних по величине бактерий. [2]

Бактерий много в почве, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливаются органические вещества. Они живут в холоде, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку, и в горячих кислотных источниках с температурой выше 90° С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море. В атмосфере они присутствуют в каплях воды, и их обилие там обычно коррелирует с запыленностью воздуха. Так, в городах дождевая вода содержит гораздо больше бактерий, чем в сельской местности. В холодном воздухе высокогорий и полярных областей их мало, тем не менее, они встречаются даже в воздухе на высоте 8 км.

В теле человека несколько триллионов клеток и более 100 триллионов бактерий   пятисот видов. Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

Во рту человека около 40 000 бактерий.  К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.

В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

Полезные функции лактобактерий впервые заметил русский ученый Илья Ильич Мечников. Идея использовать кисломолочные продукты для нормализации биохимических процессов в кишечнике и питания организма в целом, принадлежит ему.

Но существуют и другие - болезнетворные, или патогенные, бактерии. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш, брюшной тиф, дизентерия, холера и др.). Болезнетворные бактерии подстерегают человека повсюду. Поэтому надо обязательно соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после прогулки, а также после посещения туалета.

Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка. При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий. На этом основано консервирование продуктов питания. Для уничтожения бактерий и сохранения продуктов применяется метод пастеризации—нагревание до 65°С в течение 10—20 мин и метод стерилизации кипячение. Высокая температура вызывает гибель всех бактериальных клеток. Помимо этого, в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве для дезинфекции, т. е. для уничтожения патогенных бактерий, используются йод, перекись водорода, борная кислота, марганцовокислый калий, спирт, формалин и другие неорганические и органические вещества.

Роль бактерий в биосфере велика. Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ и др.) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого была бы невозможна жизнь на Земле. Бактерии вместе с грибами и лишайниками разрушают горные породы, участвуя тем самым в начальных стадиях почвообразовательных процессов.

Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества — антибиотики, витамины, аминокислоты. Наконец, бактерии являются объектом для исследований в области генетики, биохимии, биофизики, космической биологии и др. 

Изучив различные источники, я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу моего проекта о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

2.2 Форма бактерий.

Бактерии - это надцарство безъядерных микроорганизмов, у них нет четкой ядерной мембраны. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий. Бактерии бывают трех типов: патогенные, непатогенные, условно-патогенные.

Патогенные бактерии - это бактерии вызывающие болезни человека, животных и растений. Многие патогенные бактерии образуют скопление в организме в виде биоплёнок.

Кокки – это бактерии шаровидной формы. Распространены очень широко. В зависимости от расположения клеток по отношению друг к другу различают группы: микрококки, стрептококки, сарцины, тетракокки, диплококки стафилококки.Спор необразуют. Большинство кокков, обитающих в почве, воде, воздухе, инертны в обычных условиях. Патогенные виды вызывают воспаления и гнойные заболевания.

Бациллы – род грамположительных палочковидных бактерий, образующих внутриклеточные споры. Большинство бацилл - сапрофиты. Некоторые бациллы вызывают болезни животных и человека.

Спириллы – род грамотрицательных бактерии, имеющие форму спирально извитых палочек. Подвижны. Спор не образуют. Некоторые патогенны. Обитают обычно в соленых и пресных водоемах.

Вибрионы – род грамотрицательные, изогнутые в виде запятой палочки, способны к быстрым колебательным движениям (отсюда название). Обитают в водоемах, почве, содержимом кишечника. Патогенные виды вибрионов вызывают холеру у человека и вибриоз у животных.

Непатогенные бактерии - это бактерии нормальной микрофлоры организма, не вызывающие развитие заболеваний, а часто помогающие организму (лактобактерии, бифидумбактерии, энтерококки, кишечная палочка и др.). Например, отдельные непатогенные бактерии, живущие на коже и в кишечнике человека, приносят пользу животному организму, поскольку способны вытеснять любую инфекцию с занятого ими участка поверхности. Биопрепараты из живых непатогенных бактерий (эубиотики) используются для профилактики и лечения дисбактериоза. Однако при определенных состояниях некоторые бактерии, считающиеся не болезнетворными, могут стать патогенными.

Бифидобактерии лат. Bifidobacteriu — род грамположительных анаэробных бактерий, которые образуют споры, имеют форму немного изогнутых палочек длиной 2–5 мкм. Концы клеток бифидобактерий могут быть раздвоены, утончены или утолщены в виде шаровидных вздутий. Расположение клеток одиночное, парами, V-образное, иногда цепочками или розетками. Бифидобактерии с полной уверенностью можно назвать важным представителем микрофлоры кишечника человека. Если рассмотреть их качественную роль в организме, то они очень важны в поддержании гомеостаза организма человека.

Лактобактерии (лат.Lactobacillus) — род грамположительных анаэробных неспорообразующих молочнокислых бактерий, также называются лактобациллы.  Являются, по сути, первыми микроорганизмами, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Продвигаясь по родовым путям, ребенок получает от своей мамы этих микробов, которые, к счастью, не являются опасными для новорожденного. Более того, они весьма полезны. Одна из главных функций молочнокислых бактерий в организме человека — превращение лактозы, сложного углевода, содержащегося в цельном продукте, в молочную кислоту, создающую благоприятные условия для переваривания пищи.

Бактероиды – род грамотрицательных бактерий, чаще всего неподвижных, факультативные анаэробные микроорганизмы дистальных отделов тонкой кишки. Более 50% каловых масс составляют микробные тела Bacteroidesfragilis. Как и другие, существующие в нормальных условиях кишечные бактерии, они не проникают во внутреннюю среду организма благодаря существованию барьерной функции слизистых оболочек желудочно–кишечного тракта, верхних дыхательных путей, полости рта и гортани. Но при микробном дисбалансе патогенные штаммы этих микроорганизмов очень часто вызывают различные заболевания.

Условно-патогенные бактерии - это бактерии большая группа разнородных по систематическому положению микробов, которые вступают с организмом человека в одних случаях в отношения симбиоза, нейтрализма, в других - в конкурентные отношения, нередко приводящие к развитию заболевания

Escherichia - род грамотрицательных палочковидных бактерий, которые широко встречаются в нижней части кишечника теплокровных организмов. Большинство штаммов E. coli являются безвредными, однако некоторые подгруппы могут вызывать тяжёлые пищевые отравления у людей. Безвредные штаммы являются частью нормальной флоры кишечника человека и животных. Кишечная палочка приносит пользу организму хозяина, например, синтезируя витамин К, а также предотвращая развитие патогенных микроорганизмов в кишечнике.

Neisseria — род бактерий типа протеобактерии. Грамотрицательные диплококки, под микроскопом напоминают кофейные зёрна. Род назван в честь Нейссера (1855—1916), немецкого врача, открывшего возбудителя гонореи (позже этот вид получил название Neisseriagonorrhoeae).

Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

В настоящее время разработаны методики по использованию фитопатогенных бактерий в качестве безопасных гербицидов, энтомопатогенных — вместо инсектицидов. Наиболее широкое применение получила Bacillusthuringiensis, выделяющая токсины (Cry-токсины), действующие на насекомых. Помимо бактериальных инсектицидов, в сельском хозяйстве нашли применение бактериальные удобрения.

Бактерии, вызывающие болезни человека, используются как биологическое (бактериологическое) оружие; кроме того, в качестве такого оружия могут использоваться бактериальные токсины.

Благодаря быстрому росту и размножению, а также простоте строения, бактерии активно применяются в научных исследованиях по молекулярной биологии, генетике, генной инженерии и биохимии. Самой хорошо изученной бактерией стала Escherichiacoli. Информация о процессах метаболизма бактерий позволила производить бактериальный синтез витаминов, гормонов, ферментов, антибиотиков и др.

Перспективным направлением является обогащение руд с помощью сероокисляющихся бактерий, очистка бактериями загрязнённых нефтепродуктами или ксенобиотиками почв и водоёмов.

В кишечнике человека в норме обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии. Можно образно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», который отвечает за пищеварение и защиту организма от инфекций. [7]

2.3. Способы питания бактерий.

В живой природе встречаются два способа два способа питания. Первый — это автотрофное питание, когда клетки организма сами способны синтезировать органические вещества из неорганических. Второй способ — гетеротрофное питание, когда клетки нуждаются, чтобы в них поступали органические вещества из вне.

Несмотря на то, что среди бактерий есть как автотрофы, так и гетеротрофы, однако гетеротрофных бактерий существенно больше.

Одними из представителей автотрофных бактерий являются цианобактерии. Их еще называют сине-зелеными водорослями. Однако это всё же бактерии, а не растения, так как их клетки не имеют ядер. А водорослями их называют из-за того, что они образуют органические вещества из неорганических как растения, то есть с помощью процесса фотосинтеза. В процессе фотосинтеза образуется не только органическое вещество, но и выделяется кислород. Когда на Земле только появилась жизнь, в атмосфере кислорода почти не было. По этой причине дыхание у организмов было бескислородное. Оно не эффективно. И это тормозило развитие жизни. Появление фотосинтеза у цианобактерий и выделение ими кислорода способствовало тому, что в атмосфере началнакапливаться кислород. В дальнейшем появилось эффективное кислородное дыхание, и эволюция жизни на Земле ускорилась.

Кроме фотосинтеза у бактерий существует другой способ автотрофного питания — это хемосинтез. Разница между ними заключается в том, что при фотосинтезе органические вещества синтезируются за счет энергии света, а при хемосинтезе — за счет энергии, которая выделяется при окислении неорганических веществ. Например, железобактерии окисляют железо. Выделяющаяся при этом энергия идет на синтез органического вещества из неорганических.Бактерии, которые питаются гетеротрофно, также бывают разными. Можно выделить бактерий-сапрофитов, бактерий-паразитов и бактерий-симбионтов.

Сапрофиты питаются за счет отмерших частей растений, погибших организмов. Они не наносят вред живым организмам. Наоборот, они приносят пользу природе, разлагая органические вещества до неорганических, которые становятся доступны растениям. Другими словами, бактерии-сапрофиты принимают активное участие в круговороте веществ в природе, что является важным для существования жизни на Земле.

Паразиты питаются за счет живых организмов и наносят им вред. Именно бактерии-паразиты приводят к многим болезням животных (в том числе человека) и растений. Они могут наносить серьезный вред сельскому хозяйству.

Симбионты сожительствуют с живыми организмами, и это сожительство приносит пользу как бактерии, так и организму-хозяину. Примерами бактерий-симбионтов являются клубеньковые бактерии, которые живут в корнях у бобовых растений. Эти бактерии могут связывать азот из атмосферы в органические вещества и «делятся» ими с растением. Бобовое растение же дает бактериям питательные вещества. Также другие бактерии-симбионты живут в кишечнике многих животных и помогают им переваривать пищу. [7]

2.4. Размножение бактерий.

Большинство бактерий размножаются путём деления надвое, реже почкованием, а некоторые (например, актиномицеты) - с помощью экзоспор или обрывков мицелия. Известен способ множественного деления (с образованием мелких репродуктивных клеток).

Некоторые бактерии характеризуются сложным циклом развития, в процессе которого могут меняться морфология клеток и образовываться покоящиеся формы: цисты, споры.

Отличительной особенностью бактерий является способность к быстрому размножению. Например, время удвоения клеток кишечной палочки (Escherichiacoli) составляет 20 мин. Подсчитано, что потомство одной клетки в случае неограниченного роста уже через 48 ч превысило бы массу Земли в 150 раз.      

2.5. Организм человека и бактерии.

Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека. Эти бактерии разлагают пищу на частички. В то же время они вырабатывают витамины, белки, углеводы, которые организм использует для своего построения.

Благодаря деятельности бактерий квасится капуста, готовится тесто, кефир, сыр, масло. Бактерии необходимы в процессе брожения при производстве творога, уксуса, вина, пива. Такой же процесс используется в промышленном производстве красок, пластмасс, косметических товаров и кондитерских изделий. Бактерии нужны в производстве при выработке кожи, снятия оболочек с зерен кофе и какао, отделении волокон в текстильной промышленности.

Итак, разновидностей бактерий много, и живут они целыми колониями. Естественно, что, живя в организме человека, они должны беречь своего хозяина, а не вредить ему.

Что же представляет собой кишечник здорового человека, то есть население этого органа? В кишечнике 99% микробов – бескорыстные помощники человека. Их называют постоянной микрофлорой. Среди них есть главные, основные микроорганизмы – это бифидобактерии и бактероиды. Но есть и сопутствующие бактерии – это кишечная палочка, лактобактерии, энтерококки. При определенных условиях представители нормальной микрофлоры, кроме бифидобактерий, обладают способностью вызывать заболевания. Однако в кишечнике есть более опасные микробы, их не более 1%. Этостафилакокки и грибы. Но пока они в меньшинстве, они работают на благо организма. Их называют условно-патогенными микробами. Почему мы говорим в основном о кишечнике? Пищеварительный тракт по составу и количеству микроорганизмов не однороден. Пищевод вообще не имеет постоянной микрофлоры и практически повторяет микрофлору полости рта. На слизистой оболочке носоглотки живут постоянно стафило -, пневмо - и стрептококки. Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними. Обильное развитие микробов во рту ведет к быстрому размножению пищевых остатков, при этом накапливаются химические продукты этого распада, которые разрушают эмаль зубов и приводят к развитию кариеса. Поэтому так важно систематически чистить зубы, полоскать рот после каждого приема пищи.

Бактериальный спектр желудка беден и представлен лактобациллами, стрептококками, хелиобактериями и устойчивыми к кислоте дрожжеподобными грибами.  Микрофлора тонкой кишки немногочисленна и в двенадцатиперстной кишке представлена стрептококками, лактобациллами и вейлонеллами; в остальных отделах количество микробов выше, и еще больше бактерий находится в подвздошной кишке, в которой помимо перечисленных микроорганизмов обитает кишечная палочка. Но самое большое количество микробов обитает в толстом кишечнике. Подсчитано, что человек выделяет с испражнениями свыше 17 триллионов микробов в сутки, а по весу они составляют третью часть сухих испражнений.  Если взять только кишечные бактерии, и собрать их в одну кучу и взвесить, то получится около 3-х килограммов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе».

Авторы: Юсин Владимир Игоревич

Веселова Виктория Сергеевна

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра г. Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14», 6А класс

 ____________________________________________________________________________

 

3. Экспериментальная часть.

3.1 Первый эксперимент.

Приготовление питательной среды. Проанализировав научную литературу, нами были рассмотрены различные методы исследования бактерий. Наиболее подходящим методом для изучения микроорганизмов в школьных условиях является бактериологический метод. Он сводится к взятию смывов с исследуемых поверхностей и посеву полученного материала на питательные среды. После чего выделяется чистая культура микроорганизма и определяется его вид. Питательная среда – благоприятная среда для роста бактерий. В ее состав должны входить вещества, необходимые для роста и размножения бактериальных клеток. Питательные среды готовятся на основе агара - экстракта из красных морских водорослей.

Мы решили приготовить питательную среду для выращивания бактерий. Для этого мы взяли 10 г агар-агар и 300 мл.воды. Получившийся раствор мы нагревали на водяной бане. После закипания раствора, мы еще варили его 3 мин. Затем весь раствор мы разлили в чашки Петри. Дали остыть, и поставили в холодильник.  Всю посуду и чашки Петри, мы заранее обдали кипятком, для создания стерильности.

Выращивание бактерий.  Мы взяли смывы с разных мест в школе и засеяли в полученную питательную среду.  Для создания условий термостата, мы чашки Петри поместили в сумку, и хорошенько укрыли. Сумку с чашками мы хранили около батареи. Через двое суток открылисумку с чашками Петри, нок сожалению, мы не увидели колонии бактерий.  Мы сделали вывод, что эта питательная среда была не пригодна для выращивания бактерий.  Какая же питательная среда будет подходить для выращивания бактерий? А какие есть питательные среды? С этими вопросами мы отправились в бак. Лабораторию города Нефтеюганска.

 

 

3.2. Экскурсия в лабораторию.

Вот и мы, имея возможность погрузиться в этот занимательный мир, изучить тайну, имя которой Бактерия, совершили экскурсию в бактериальную лабораторию города Нефтеюганск. Мы побывали в городской лаборатории по изучению и выращиванию бактерий, где нас встретила врач-бактериолог Денисова Наталья Борисовна. По результатам анализов и изучению бактерий, мы узнали, что здесь делают заключения о том, чем болен человек, какая инфекция губит его организм и какими препаратами эффективнее всего лечить.

Сначала все чашки, пробирки и инструмент стерилизуют в больших камерах горячим паром под высоким давлением, чтобы убить все лишние бактерии, которых очень много в воздухе и на руках. Затем, в чашках Петри, готовят специальный раствор с питательной средой для бактерий, где они будут быстро расти и создавать колонию. Для каждого типа бактерий он различный, поэтому здесь так много этих баночек. На поверхность раствора высеивают, смыв взятой с различных поверхностей и помещают чашку в камеру с постоянной температурой и влажностью, где собственно и происходит размножение бактерий. Через несколько дней её достают. Колонию бактерий видно теперь невооружённым глазом.

Мазок колонии наносят тонким слоем на поверхность стекла и подкрашивают специальной краской, чтобы лучше рассмотреть бактерии под микроскопом. Вот теперь в микроскопе можно рассмотреть бактерии и сделать заключение, чем заболел человек и как его лечить или какие бактерии находились, той или иной поверхности.

3.3 Анализ информированности учащихся методом анкетирования

Было проведено анкетирование среди обучающихся в нашей школе (5-6 параллель). Вот его результаты:

Среди 5-6 классов был опрошен 56 человек

 

1. Знаете ли вы что такое бактерии?

 

 

2. Как вы думаете, могут ли бактерии вызывать различные заболевания человека?

 

 

 

 

 

3.  Как вы думаете можно ли встретить бактерии в школе?

4. Где в школе больше всего, вероятность встретиться с бактериями? 5.Всегда ли вы соблюдаете правила личной гигиены?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.  Второй эксперимент.

По результатам опроса мы решили провести второй эксперимент. В нашей исследовательской работе были использованы питательные среды, специально приготовленные микробиологамиНефтеюганской бактериальной лаборатории: среда Кода.Смывы брали с исследуемых поверхностей 5 февраля 2018 года с помощью ватных тампонов на металлической палочке. Смывы брались с 20-х видов поверхностей: Чистая ложка из дома вымытая в посудомойке, грязная тарелка из дома, чистая тарелка после мытья моющим средством (Аос), чистая тарелка со школьной  столовой, со стола в школьной столовой, с ложки  в школьной столовой, с рук детей после 6 уроков, с перил в старшем блоке, со спортивных мат, с дверной ручки входной двери младшего блока, с коврового покрытия в начальном блоке, с рук детей поле мытья рук, с шариковой ручки, с сотового телефона, с компьютерной мышки в кабинете химии, с монет которые лежали у меня кошелке, и с парты

4. Результаты

 

Смыв

Результат

1.       

Чистая ложка из дома вымытая     в посудомойке,

отрицательный

2.       

Грязная тарелка из дома,

отрицательный

3.       

Чистая тарелка после мытья моющим средством (Аос),

отрицательный

4.       

Чистая тарелка со школьной  столовой

отрицательный

5.       

Стол в школьной столовой

отрицательный

6.       

Ложка  в школьной столовой

отрицательный

7.       

Рука  ребенка №1  после 6 уроков

отрицательный

8.       

Рука  ребенка №2  после 6 уроков

отрицательный

9.       

Перила в старшем блоке

отрицательный

10.   

Спортивные маты

отрицательный

11.   

Дверная  ручка, входной двери младшего блока

отрицательный

12.   

Ковровое покрытие  с начального блока

отрицательный

13.   

Руки  ребенка №1  после мытья рук и сушки полотенцем

отрицательный

14.   

Рука ребенка №2 после мытья рук и сушки

отрицательный

15.   

Рука ребенка №3 после мытья рук и высохшие естественным путем.

отрицательный

16.   

Шариковой ручки

отрицательный

17.   

Сотовой телефон

отрицательный

18.   

Компьютерная  мышка в кабинете химии

отрицательный

19.   

Монета, которые лежали у меня кошелке

отрицательный

20.   

Парта

отрицательный

 

 

Вывод:Из 20 смывов, которые мы взяли, все результаты были отрицательны. Это значит, что в нашей школе: в столовой, на дверных ручках, периллах, на ковровых покрытиях, на наших школьных принадлежностях и телефонах нет патогенных бактерий, которые принадлежат к группе кишечной палочки.

В результате проведенной исследовательской работы были сделаны следующие

Выводы: Первый эксперимент по приготовлению питательной среды из агар-агара и выращиванию на ней бактерий показал следующие результаты:

 -у каждого типа бактерий своя питательная среда;

- патогенных бактерий, которые принадлежат к группе кишечной палочки,

обнаружено не было, так как в воздушной среде школы их нет.

Результаты второго эксперимента, также оказались отрицательны, что говорит о безопасной школьной среде. Патогенная бактерия группы кишечной палочки отсутствует и нам не угрожает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе».

Авторы: Юсин Владимир Игоревич

Веселова Виктория Сергеевна

Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра г. Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14», 6А класс

 ____________________________________________________________________________-

 

5. Заключение.

Бактерии являются неотъемлемой частью среды существования человека: они окружают нас в воздухе, обитают на поверхности тела и внутри организма.

В соответствии с первой задачей были изучены понятие бактерий, их виды, характеристики, способы передвижения и размножения. Все бактерии делят на патогенные, которые вызывают заболевания, непатогенные – не вызывают заболеваний человека, а даже помогающие организму, и условно-патогенные, т. е. в разных ситуациях могут как наносить вред человеку, так и не оказывать негативного воздействия.

В соответствии с четвертой задачей был составлен список рекомендаций школьников по соблюдению санитарно-гигиенического режима с целью снизить концентрацию бактерий в воздухе и на поверхности тела и тем самым снизить риск заболеваний.

Таким образом, все поставленные задачи решены, цель достигнута.

Гипотеза, чтона предметах школьной среды «СОШ №14», находится множество патогенных бактерий, не подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Используемая литература.

 

1. С.А.Павлович «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие. Минск: Высш.шк., 2009. -502с.

2. Л.В.Речиц «Санитарная биология». Учебное издание. Гомель. Высш. шк., 2009. -320с.Биологический энциклопедический словарь/Гл. ред. М.С.Гиляров. – М.: Сов.энциклопедия, 1986. – 831с.

3. Микробиология. ПяткинК.Д. – М.: издательство «Медицина», 1970.

4. Молекулярная биология: Учеб.для студ. пед. вузов/ А.С. Коничев, Г.А.Севастьянова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 400с.

5. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии, H. В. Прозоркина, П. А. Рубашкина, 2014.

6. «Систематика бактерий»:

http://www.allvet.ru/knowledge_base/microbiology/sistematika-bakteriy.php

7. Микробиология - Систематика бактерий:  http://agroinf.com/mikrobiologiya/-sistematika-bakterij/sistematika-bakterij.html

8.http://scienceland.info/biology6/bacteria-nutrition

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Приложение.I

Первый эксперимент. Приготовление питательной среды.

Стерилизация чашек Петри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерилизация посуды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Питательная среда готова!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый эксперимент.

Взятие смывов.

 

Смыв с сотового телефона.         

й .ловая                                                        

     Смыв со школьной столовой

 

 

 

 

 

Смыв с клавиатуры и входной двери.

 

 

Результаты первого эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II.

Экскурсия в бактериальную лабораторию.

 

 

 

 

 

Беседа с

Заведующий лабораторий Денисова Наталья Борисовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с питательными средами.

 термостат

 

 

 

 

Работа с питательными средами.

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПриложениеIII

Второй эксперимент.

Смывы со школьной столовой.

 

 

Смывы с перил блоке Б.                                      Смыв с шариковой ручки.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй эксперимент.

Смывы с компьютерной мышки и с рук ученицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смывы с парты и дверной ручки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй эксперимент.

Смывы с коврового покрытия и соспортивных мат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смыв с монет и   рук ученицы №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты второго эксперимента.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Авторы: Юсин Владимир Игоревич6, а класс

Авторы: Юсин Владимир Игоревич6, а класс

Оглавление

Оглавление

Тема « Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Тема « Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в

С. Некоторые бактерии переносят очень высокую соленость среды; в частности, это единственные организмы, обнаруженные в

При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий

При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий

Патогенные бактерии - это бактерии вызывающие болезни человека, животных и растений

Патогенные бактерии - это бактерии вызывающие болезни человека, животных и растений

Лактобактерии (лат.Lactobacillus) — род грамположительных анаэробных неспорообразующих молочнокислых бактерий, также называются лактобациллы

Лактобактерии (лат.Lactobacillus) — род грамположительных анаэробных неспорообразующих молочнокислых бактерий, также называются лактобациллы

Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения

Тысячелетиями человек использовал молочнокислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения

В процессе фотосинтеза образуется не только органическое вещество, но и выделяется кислород

В процессе фотосинтеза образуется не только органическое вещество, но и выделяется кислород

Известен способ множественного деления (с образованием мелких репродуктивных клеток)

Известен способ множественного деления (с образованием мелких репродуктивных клеток)

Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними

Для жизнедеятельности микроорганизмов хорошей средой является налет на зубах, остатки пищи между ними

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Тема «Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Экскурсия в лабораторию. Вот и мы, имея возможность погрузиться в этот занимательный мир, изучить тайну, имя которой

Экскурсия в лабораторию. Вот и мы, имея возможность погрузиться в этот занимательный мир, изучить тайну, имя которой

Как вы думаете, могут ли бактерии вызывать различные заболевания человека?

Как вы думаете, могут ли бактерии вызывать различные заболевания человека?

Как вы думаете можно ли встретить бактерии в школе? 4

Как вы думаете можно ли встретить бактерии в школе? 4

Всегда ли вы соблюдаете правила личной гигиены?

Всегда ли вы соблюдаете правила личной гигиены?

Второй эксперимент. По результатам опроса мы решили провести второй эксперимент

Второй эксперимент. По результатам опроса мы решили провести второй эксперимент

В результате проведенной исследовательской работы были сделаны следующие

В результате проведенной исследовательской работы были сделаны следующие

Тема « Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Тема « Ревизорро в МБОУ «СОШ № 14» или патогенные бактерии в школе»

Используемая литература. 1

Используемая литература. 1

Приложение. I Первый эксперимент

Приложение. I Первый эксперимент

Первый эксперимент. Взятие смывов

Первый эксперимент. Взятие смывов

Приложение II . Экскурсия в бактериальную лабораторию

Приложение II . Экскурсия в бактериальную лабораторию

Знакомство с питательными средами

Знакомство с питательными средами

Приложение III Второй эксперимент

Приложение III Второй эксперимент

Второй эксперимент. Смывы с компьютерной мышки и с рук ученицы

Второй эксперимент. Смывы с компьютерной мышки и с рук ученицы

Результаты второго эксперимента

Результаты второго эксперимента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2021