Конспект урока по биологии для 5 класса "Как развивалась жизнь на Земле"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии для 5 класса "Как развивалась жизнь на Земле"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
27.12.2021
Конспект урока по биологии для 5 класса "Как развивалась жизнь на Земле"
Конспект урока по биологии для 5 класса "Как развивалась жизнь на Земле"
как развивалась жизнь на земле 5 био.docx

Тема урока: Как развивалась жизнь на Земле.

 

Цель урока: создать условия для активизации познавательной активности учащихся; для формирования умений самостоятельно приобретать знания, работать с источниками информации.

Задачи:

·         Образовательные- сформировать представление о происхождении жизни, о живых организмах существовавших  в разные периоды развития жизни на Земле.

·         Коррекционно - развивающие–развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать

·         Воспитательные– прививать навыки коммуникативного общения, формировать уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле, к природе.  

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, изучая тему «Земля», мы выяснили, что наша планета уникальная, единственная и неповторимая в Солнечной системе, я хочу узнать у вас, а в чем заключается уникальность нашей планеты? Правильно, на ней есть живые организмы, жизнь.  Человек издавна задавался вопросом, а как на Земле развивалась жизнь. Попробуем и мы с вами выяснить этот вопрос.

Постановка цели урока совместно с учащимися. Где возникла жизнь, как она развивалась, животные прошлого.

3. Изучение нового материала.

Мне в руки попала записка палеонтолога. А вы знаете кто такой палеонтолог? Но в этой записке не хватает слов. Ваша задача прослушать и вставить недостающие слова..

550 млн. лет назад

Развитие жизни на Земле началось 3,5 млр. лет назад, в океане, где для этого были благоприятные условия. Самыми древними ископаемыми живыми организмами считаются строматолиты- скопления синезеленых водорослей. Строматолиты обогатили атмосферу Земли кислородом. Жизнь в древних океанах Земли была сосредоточена у самого дна. Здесь обитали разнообразные многоклеточные животные, питавшиеся органическими остатками. Одни из них неподвижно прикреплялись к грунту, другие неторопливо перемещались по дну или плавали в нескольких сантиметрах над ним. Их общей чертой были мягкие покровы и отсутствие твердого скелета .Примерно 5оо млн. лет назад в океане уже водились разнообразные водоросли и всевозможные животные: медузы, кораллы, морские лилии. Особенно много было трилобитов.2-75 см. жили у дна, где медленно плавали и ползали. Древние рыбы-динихтисы.Первые наземные растения- псилофиты появились на Земле 420 млн. лет назад. Они заселили участки суши по берегам водоемах. Первые растения не имели листьев, а их стебли были покрыты чешуйками.

Закрепление:  Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.

 А сейчас мы с вами перенесемся в следующий период развития жизни на 350 млн. лет назад и узнаем какие же изменения произошли на нашей Земле. А поможет нам в этом наш помощник – учебник. Чтение текста на стр. 96 4 абз.

Закрепление: беседа по вопросам

1.    Какой климат был на Земле 350 млн. лет назад? (влажным и теплым, а значит было много болот)

2.    Какие растения росли на Земле? (были пышные леса из хвощей, плаунов, папоротников. Слайда 8). А сейчас они есть на Земле? Они видоизменилисьПоказ соврем. Хвощей из гербария.

3.    Как называется этот период в истории Земли? (Каменноугольный)

4.    А почему он так называется?

5.    Какие животные жили в лесах?(пауки, скорпионы, стрекозы).

6.    Какие животные жили в многочисленных болотах? (стегоцефалы, произошли от рыб).

Стегоцефалы- это древние пресмыкающиеся, родственники лягушек.

 Шло время… На смену земноводным пришли произошедшие от них пресмыкающиеся, которых называют древними ящерами. Это период в развитии земли называют Юрским периодом. Поначалу они были невелики и напоминали современных ящериц. Их сухая кожа, покрытая плотными роговыми чешуйками, препятствовала испарению влаги. Именно это позволило пресмыкающимся прочно обосноваться на суше. 130 миллионов лет назад на Земле царствовали настоящие гиганты- динозавры, бродили стада диплодоков. Динозавры это одна из групп древних наземных пресмыкающихся. Существующие в то время летающие и морские ящеры к динозаврам не относятся. А можем ли мы сейчас в зоопарке увидеть динозавра? Они вымерли 65 млн. лет назад. Ученые выдвигают разные гипотезы (падение метеорита,  изменение климата, нехватка пищи, появление млекопитающих),но гипотезы – это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров – так и останется тайной.

            Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек…Первые млекопитающие появились примерно 170 млн лет назад. Они были невелики и внешне напоминали современных грызунов. Примерно 150 млн лет назад на Земле появились первые птицы. Самой древней из них считается археоптерикс. Внешне он больше всего напоминал покрытого перьями маленького динозавра. Его челюсти были вооружены острыми зубами. А на каждом крыле было развито по три пальца с сильными когтями. Ученые предполагают, что он использовал их, залезая на стволы и ветви деревьев, с которых планировал на землю.Первые растения с цветами появились примерно 130—125 млн лет назад. Яркие цветки привлекали различных насекомых, которые обеспечили надежную транспортировку пыльцы с одного растения на другое

Зрительная гимнастика.

Быстро или медленно развивалась жизнь на Земле? (очень медленно, миллиарды лет). Ребята, а как вы думаете, развитие жизни на земле закончилось?

Жизнь продолжает развиваться, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных. А некоторые оказались под угрозой исчезновения, в том числе  по вине человека, и наша задача – не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

1. Диплодок. Он жил 140 млн. лет назад в Северной Америке. Название переводят как «двуотростковый» (на позвонках хвоста внизу были двойные отростки). Длина ящера до 27 м., причём хвост – 14 м., а шея – 7 м. Голова очень небольшая, диаметром 60 см. Масса около 60 тонн. Питался растениями.
2. Брахиозавр. Жил 140 млн. лет назад в Африке. Название переводится как «плечистый ящер». Длина почти 23 м., высота до 12 м., масса до 75 тонн. Благодаря своей длинной шее он мог доставить листья с деревьев.
3. Компсогнат. Жил в Северной Америке. Название переводят как «изящная челюсть». Это один из самых маленьких динозавров. Животное с длинным хвостом и полыми костями, длина до 74 см., вес 3 кг. Питался ящерицами и насекомыми.
4. Трицератопс. Жил в Северной Америке. Название переводят как «трёхрогий». Длина до 9 м., масса до 12 тонн. Рога достигают 1 м. Питался растениями.5. Стегозавр. Жил в Северной Америке. Название переводят как «ящер под крышей». Длина более 7 м., масса 4 тонны. Голова диаметром 40 см. Питался растениями.
6. Эвоплоцефал. Название означает «хорошо защищённая голова». Под кожей имел прочный панцирь из костных пластин. На конце хвоста нарост в форме гантели, что служило видимо, защитой от хищников. Длина более 5 м., масса 3 тонны. Растительноядный.
7. Плезиозавр. Морской ящер. Имел широкую голову и короткий хвост. 4 плавника помогали ему передвигаться в воде. Длина 12-15 м., вес до 10 тонн. Плезиозавра сравнивают со змеёй, продетой в туловище черепаха. Питался моллюсками и рыбой.
8. Тираннозавр. Название переводят как «ящер – тиран», «ящер – разбойник». Длина около 12 м., масса 6 тонн. Был хищником, но не брезговал падалью. Особый вид тираннозавра – тираннозавр – рэкс (король).
9. Птерозавр.  Крылатый ящер. Внешне напоминает птицу, но тело его, вероятно, было голым, без перьев. Крылья похожи на крылья летучих мышей. Разные виды птерозавров имели разные размеры. Длина от 50 см., до 8 м.. Вес от 4 кг., до 3 тонн.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итог урока: ребята, похвалите себя, что вы узнали на уроке.

5. Домашнее задание изучить п.9  стр. 52-56.  Ответить на вопросы.


 

Тема урока: Как развивалась жизнь на

Тема урока: Как развивалась жизнь на

Закрепление: беседа по вопросам 1

Закрепление: беседа по вопросам 1

Рога достигают 1 м. Питался растениями

Рога достигают 1 м. Питался растениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2021