Конспект открытого урока алгебры в 9 «б» классе
Тема:
Тема: "Использование осевой симметрии в орнаментах".
Провела и подготовила :
Учитель математики – Шамсудинова Т.Ж.
Цели:
· образовательные:
o обобщение знаний учащихся по теме: «Движения»;
o познакомить с одним из видов симметрии на плоскости;
o выработать прочные навыки построения симметричных фигур;
o расширить представления об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанных с осевой симметрией;
o закрепить полученные знания;
· развивающие:
o активизировать самостоятельную деятельность;
o развивать познавательную деятельность;
o учить обобщать и систематизировать полученную информацию;
· воспитательные:
· воспитать аккуратность, коллективизм, ответственность за себя и товарищей, любовь к предмету.
o воспитывать у учащихся “чувство плеча”;
o воспитывать коммуникативность;
o прививать культуру общения.
При объяснении темы урока показываю презентацию
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
На уроке присутствуют гости, но это нам не помешает показать знания отличные по теме: «Движения» различные. .(слайд 1)
Сегодняшний урок необычный, т к будут работать несколько художественные мастерские по украшению женского национального костюма.
II. Актуализация знаний
Но прежде чем преступить к созданию красоты нам необходимо вспомнить и повторить все виды движений.
Начнем с теоретического материала:
Ø Что такое движение плоскости? ( отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние)
Ø
Ø Какие виды движений вы знаете? (симметрия: осевая и центральная, .(слайд 2)
Ø
Ø Что называется центральной симметрией? (Центральной симметрией называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка А переходит в точку А1 и АО = ОА1) .(слайд 3)
Ø
Ø Осевая симметрия? (Осевой симметрией называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка А переходит в точку А1 так, что АО = ОА1 и АА1 перпендикулярен прямой а.) .(слайд 4)
Ø
Ø Какое самое распространенное движение, которое мы можем встретить в жизни? (симметрия) .(слайд 7)
Симметрия используют в искусстве, архитектуре, её можно заметить в музыке, поэзии, в природе: у растений, животных. Человек издавна подметил природную симметрию и пытался использовать её для украшения своей одежды. Симметрия…есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. И мы на этом уроке будем работать с симметрией, в частности с осевой симметрией.
III. Сообщение темы урока
Итак, тема урока : «Использование осевой симметрии в орнаментах». .(слайд 8)
Давайте посмотрим какое многообразие узоров использовали жители Калужской области.(слайд 9).
Какие части платья украшали? (подол, рукава, перед, воротник)
Этих частей не хватает и в этом национальном платье. Задача каждой худ мастерской - создать орнаментальный узор для завершения этого костюма.
На ваших партах конверты с заданиями. Возьмите конверт №1. для каждого приготовлена половина узора. Используя знания по осевой симметрии и чертежные принадлежности, достроить узор до целого. Задания разноуровневые: простой уровень оценка «3»– на миллиметровой бумаге; тот кто хочет «4», «5» - выбирают узор на белой бумаге. Достраиваете до целого, вырезаете, аккуратно отделяете цветную бумагу и приклеиваете на полосу которая лежит у вас на столе. Вырезанные листы с построениями подпишите, соберите в группе и сдайте мне. Каждую работу я оценю.
Получившиеся узоры вам предстоит наклеить на полосы. Как только все узоры наклеены, полосу наклеиваем на костюм.
Но перед тем как мы начнем работу немного отдохнем.
IV. - Физкультминутка
V. – Работа в мастерских
Преступим к работе. Нужно ли повторять построение точки с помощью осевой симметрии?
(Если да, то повторение провожу по слайду №11. Повторим как строятся точки с помощью осевой симметрии. Если нет, то переходим к работе.)
Вы сдали мне свои работы, а теперь давайте проверим цветные узоры. У кого получились такие же? Молодцы!
Прикрепляйте узоры к полосам с помощью клея. Снимите защитный слой со скотча и приклейте полосу к костюму.
У нас есть мастерские которые закончили свою работу. Возьмите файл, в нем следующее задание. В обычной жизни не всегда имеются под рукой чертежные принадлежности, зачастую, есть только ножницы. Подумайте, как используя только ножницы, дополнить имеющийся узор до целого.
(Если не догадались: Ну что не догадались? Показать сгибание.)
Подумайте, как получить несколько узоров на 1 листе. Вырежьте и докрасьте свою полосу.
VI. – Итог урока.
Мы хотели создать что – то необычное, используя геометрию. Как вы думаете удалось ли нам это?
n Что повторяли на уроке?
n Какие виды движений вы знаете?
n Какой вид симметрии наиболее часто встречается в жизни.
n Где можно использовать осевую симметрию?
VII. – Домашнее задание.
Я бы хотела, чтобы этот вид работы вы продолжили дома. В этом вам помогут п 115 и 116, запишите в дневник и каждый из файла выбирает себе эскиз, который он перенесет к себе в тетрадь и достроит до целого узора.
VIII. – Рефлексия
Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку:
- бабочку, если вам было комфортно на уроке и вы все поняли;
-
- жука, если вам нужна помощь по данной теме.
Глядя на результат нашего труда мы убеждаемся, математика очень полезная наука, хотя многие считают, что она сухая и бесполезная.
Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.