Конспект открытого урока на тему: «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»
Оценка 4.9

Конспект открытого урока на тему: «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»

Оценка 4.9
docx
10.12.2023
Конспект открытого урока на тему: «Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в творительном падеже,  оканчивающихся  на шипящий и ц»
Урок русского языка _еже после шипящих и ц_.docx

Тема: «Упражнение в правописании  окончаний имен существительных в творительном падеже,

оканчивающихся  на шипящий и ц»

 

Цели: развивать умение проверять безударные падежные окончания имен существительных; познакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называть признаки имен существительных в творительном падеже;

- объяснять написание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и буквы ц»;

- правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-оценивать достаточность или недостаточность  имеющейся информации по теме;

- делать выводы на основе анализа информации;

- проводить  самооценку;

- вносить необходимые коррективы в действие на основе учета сделанных ошибок.

Личностные:

- устанавливать связи  между целью учебной деятельности и  ее  мотивом.

 

Ход урока

1. Включение в учебную деятельность.

Как обычно, сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать, делать выводы.

 

2. Актуализация изученного материала.

-Прочитайте стихотворение (текст на доске)

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу – бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ.

- Что интересного заметили в тексте стихотворения?

- О каких ключах идет речь? (ключ от двери, ключ – родник)

- Как называются такие слова в русском языке? (омонимы)

·        Ключ – расскажите всё об этом слове (существительное мужского рода, 2 склонения в единственном числе, нулевое окончание, основа – всё слово, оканчивающаяся на шипящую).

3. Целеполагание.

_Всё, что мы сказали о существительном КЛЮЧ, относится и к другим словам – отгадкам.

Как назвать одним словом

- человека, который играет на трубе (трубач)

- место, где купаются и загорают (пляж)

- помещение, где стоят машины (гараж)

- медицинский инструмент, предназначенный для уколов (шприц)

 (На доске)

ключ

гараж

пляж

шприц

Что общего у этих имен существительных? (м.род, 2 скл., ед.число, основа оканчивается на шипящую и ц)

- Поставьте эти имена существительные в Тв. падеже

- На какой вопрос отвечают имена сущ. в Тв. падеже?

Какие окончания у сущ. м.р. 2 скл. в Тв. падеже? (-ом, -ем)

- Почему может возникнуть затруднение при написании? (основа оканчивается на шипящую. Такие согласные заставляли нас задуматься о правописании даже в 1 классе)

- Сформулируйте тему урока (правописание окончаний сущ. в Т.п. оканчивающихся на шипящие и  ц),  цели (научиться  правильно писать гласные  в  окончаниях сущ. в Т. п. после  шипящих  и  ц).

4. Организация познавательной деятельности.

А) Первичное усвоение знаний

(на доске)

С мячом

Под душем

Перед шалашом

С экипажем

- Назовите окончания существительных, основу.

- Что общего у всех основ?

Почему у одних сущ. окончание – ом, а у других – ем?

- Поставим ударение. Какой вывод можно сделать?

·        У имен  существительных после шипящих под ударением пишем окончание – ом, без ударение – ем

Б) Вернемся к записанным в тетради словам и запишем их в Тв. падеже, правильно написав окончание

5.  Первичная проверка понимания нового знания.

- Спишите словосочетания, вставив окончания.

выложил кирпич…

ходил с товарищ…

вытер полотенц…

к плечу плеч…

- Рассуждаем по плану:

План исследования

1. Определить падеж имен существительных.

2. Выделите основу и окончания  слов.

3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.

4. Поставить ударение в словах.

5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного  звука.

6. Посмотреть, какая буква  стоит в  окончании  на  месте безударного звука.

7. Сделать  вывод, написав правильно окончание

·        Найдите фразеологизм среди этих словосочетаний (к плечу плечом)

Что означает? (дружно, все как один. К плечу плечом за мир стоять – войны не бывать)

6. Закрепление изученного  материала. Развитие речи.

Запишем под диктовку предложение, в котором встретится вновь изученная орфограмма.

Весной солнце своим лучом растопит снег на пригорках.

-выделить изученные орфограммы, объяснить, какое окончание написали в слове «лучом»

- На доске записаны два предложения. Подумайте, в каком порядке их записать, чтобы получился текст.

·        А начнётся лето и в лесу запахнет ландыш…

·        Голубыми брызгами расцветут на опушке первые подснежники.

- Проверка. Какое окончание написали в слове ландыш…?

7. Итог урока.

- Что  нового узнали сегодня на уроке?

- Когда в окончаниях имен существительных в Т. п. после шипящих и  ц  пишется   буква  о,  а  когда  -  е?

8. Рефлексия

- Какие задания вызвали у вас затруднение?

- С какими заданиями вы  легко справились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.

 

План исследования

1. Определить падеж имен существительных.

2. Выделите основу и окончания  слов.

3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.

4. Поставить ударение в словах.

5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного  звука.

6. Посмотреть, какая буква  стоит в  окончании  на  месте безударного звука.

7. Сделать  вывод.

 

 

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.

 

План исследования

1. Определить падеж имен существительных.

2. Выделите основу и окончания  слов.

3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.

4. Поставить ударение в словах.

5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного  звука.

6. Посмотреть, какая буква  стоит в  окончании  на  месте безударного звука.

7. Сделать  вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»

Тема: «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»

На доске) ключ гараж пляж шприц

На доске) ключ гараж пляж шприц

Рассуждаем по плану: План исследования 1

Рассуждаем по плану: План исследования 1

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом

Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом

Выделите основу и окончания слов

Выделите основу и окончания слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023