Тема: «Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже,
оканчивающихся на шипящий и ц»
Цели: развивать умение проверять безударные падежные окончания имен существительных; познакомить с правописанием окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих.
Планируемые результаты:
Предметные: - называть признаки имен существительных в творительном падеже; - объяснять написание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже после шипящих и буквы ц»; - правильно писать безударные окончания имен существительных в творительном падеже. |
Метапредметные: - понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; -оценивать достаточность или недостаточность имеющейся информации по теме; - делать выводы на основе анализа информации; - проводить самооценку; - вносить необходимые коррективы в действие на основе учета сделанных ошибок. |
Личностные: - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность.
Как обычно, сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать, делать выводы.
2. Актуализация изученного материала.
-Прочитайте стихотворение (текст на доске)
Шел я с сумкой за плечом,
Вижу – бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ.
- Что интересного заметили в тексте стихотворения?
- О каких ключах идет речь? (ключ от двери, ключ – родник)
- Как называются такие слова в русском языке? (омонимы)
· Ключ – расскажите всё об этом слове (существительное мужского рода, 2 склонения в единственном числе, нулевое окончание, основа – всё слово, оканчивающаяся на шипящую).
3. Целеполагание.
_Всё, что мы сказали о существительном КЛЮЧ, относится и к другим словам – отгадкам.
Как назвать одним словом
- человека, который играет на трубе (трубач)
- место, где купаются и загорают (пляж)
- помещение, где стоят машины (гараж)
- медицинский инструмент, предназначенный для уколов (шприц)
(На доске)
ключ
гараж
пляж
шприц
Что общего у этих имен существительных? (м.род, 2 скл., ед.число, основа оканчивается на шипящую и ц)
- Поставьте эти имена существительные в Тв. падеже
- На какой вопрос отвечают имена сущ. в Тв. падеже?
Какие окончания у сущ. м.р. 2 скл. в Тв. падеже? (-ом, -ем)
- Почему может возникнуть затруднение при написании? (основа оканчивается на шипящую. Такие согласные заставляли нас задуматься о правописании даже в 1 классе)
- Сформулируйте тему урока (правописание окончаний сущ. в Т.п. оканчивающихся на шипящие и ц), цели (научиться правильно писать гласные в окончаниях сущ. в Т. п. после шипящих и ц).
4. Организация познавательной деятельности.
А) Первичное усвоение знаний
(на доске)
С мячом
Под душем
Перед шалашом
С экипажем
- Назовите окончания существительных, основу.
- Что общего у всех основ?
Почему у одних сущ. окончание – ом, а у других – ем?
- Поставим ударение. Какой вывод можно сделать?
· У имен существительных после шипящих под ударением пишем окончание – ом, без ударение – ем
Б) Вернемся к записанным в тетради словам и запишем их в Тв. падеже, правильно написав окончание
5. Первичная проверка понимания нового знания.
- Спишите словосочетания, вставив окончания.
выложил кирпич…
ходил с товарищ…
вытер полотенц…
к плечу плеч…
- Рассуждаем по плану:
План исследования
1. Определить падеж имен существительных.
2. Выделите основу и окончания слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.
4. Поставить ударение в словах.
5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделать вывод, написав правильно окончание
· Найдите фразеологизм среди этих словосочетаний (к плечу плечом)
Что означает? (дружно, все как один. К плечу плечом за мир стоять – войны не бывать)
6. Закрепление изученного материала. Развитие речи.
Запишем под диктовку предложение, в котором встретится вновь изученная орфограмма.
Весной солнце своим лучом растопит снег на пригорках.
-выделить изученные орфограммы, объяснить, какое окончание написали в слове «лучом»
- На доске записаны два предложения. Подумайте, в каком порядке их записать, чтобы получился текст.
· А начнётся лето и в лесу запахнет ландыш…
· Голубыми брызгами расцветут на опушке первые подснежники.
- Проверка. Какое окончание написали в слове ландыш…?
7. Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Когда в окончаниях имен существительных в Т. п. после шипящих и ц пишется буква о, а когда - е?
8. Рефлексия
- Какие задания вызвали у вас затруднение?
- С какими заданиями вы легко справились?
Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.
План исследования
1. Определить падеж имен существительных.
2. Выделите основу и окончания слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.
4. Поставить ударение в словах.
5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделать вывод.
Дачей, ежом, ландышем, плащом, огурцом.
План исследования
1. Определить падеж имен существительных.
2. Выделите основу и окончания слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркнуть его.
4. Поставить ударение в словах.
5. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотреть, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделать вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.