Предмет: Окружающий мир Класс: 4 Учебник (УМК): Школа России
Тема урока: «Тундра»
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир», 4 класс 1ч., рабочая тетрадь, раздаточный материал(план работы), наглядный материал(иллюстрации животных, растений)
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне - тундре
Задачи:
Обучающая: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, и деятельностью человека
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать выводы
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
|
Предметные Д |
учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными Узнают географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека. |
|
Метапредметные |
Познавательные УУД |
Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, умеют выделять необходимую информацию, умеют выдвигать гипотезы и их обосновать |
Регулятивные УУД |
Умеют формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила
|
|
Коммуникативные УУД |
Умеют слушать и слышать друг друга, могут вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умению аргументировать свою точку зрения, умею договаривать, находить общее решение |
|
Личностные |
Выполняют требования и нормы школьной жизни; выполняют обязанности ученика |
Этап урока, время |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно – целевой 8:00-8:01
|
Настроить на урок и изучение новой темы |
Словесный (приветствие) |
Фронтальный |
-Здравствуйте, ребята! Перед началом работы я хочу вам пожелать хорошего настроения, внимательности и активности. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку |
Приветствуют учителя
Проверяют
|
Личностные: выполняют обязанности ученика |
Ориентировочный 8:01-8:06 |
Подготовка к восприятию темы. Заинтересовать детей для изучения новой темы. Определить тему урока совместно с детьми. Поставить задачи урока совместно с детьми. |
Словесный (беседа) Наглядный (карточки) Практический (выполнение теста) |
Фронтальный Индивидуальный Парный |
-Давайте освежим ваши знания с предыдущего урока, выполнив тест. Тест будете выполнять на листочках. Я буду читать вопрос, а вы ставите а б или в. Тест «Зона арктических пустынь»: 1.Природная зона арктических пустынь расположена … а) на островах Тихого океана; б) на островах индийского океана; в) на островах Северного Ледовитого океана. 2.Территория Арктики … а) густо заселена людьми; б) не имеет коренного населения. в) не пригодна для жизни людей 3.В Арктике для растений и животных сложились … а) суровые условия; б) комфортные условия в) заповедные условия 4. В зоне арктических пустынь растут: а) кедры, березы, черемуха б) лишайники, мхи, полярные маки в) бузина, орешник, айва 5. Большое скопление птиц на скалах называют: а) птичьи базары б) птичьи рынки в) птичьи гнездовья 6.Арктический заповедник расположен … а) на земле Франца Иосифа; б) на Северной земле; в) на острове Врангеля. 7. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь? а) температура повысится б)температура не изменится в) температура понизится -Сейчас поменяйтесь листочками с соседом по парте. ОТВЕТЫ ЗАПИСАНЫ НА ОБР. СТ. ДОСКИ. Сверьтесь. За правильный ответ ставите +, за неверный -. -Кто ответил правильно на все вопросы? Поднимите руки. Молодцы. Кто допустил ошибки в следующий раз, будьте внимательнее. -Какие явления природы характерны для арктической зоны? -Хорошо. Мы с вами поработали над прошлой темой, идем дальше. -А вот какая тема сегодняшнего урока, вы узнаете, с помощью карточек, которые вывешены на доске. Буквы разбросаны в хаотичном порядке, Расставить карточки по возрастанию 1, 2, 3, 4, 5, 6. -Кто хочет выйти к доске?
-Итак, какая тема урока? -Верно. ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТЕМА УРОКА НА ДОСКУ -Какие задачи поставим на урок? |
Выполняют тест
Проверяют
Полярное сияние, полярный день/ночь
Расставляет карточки, переворачивает Тундра
Познакомиться с новой природной зоной тундры; узнать, кто там живет.. |
Регулятивные: Умеют формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: Умеют слушать и слышать друг друга, могут вступать в диалог
|
Поисково – исследовательский 8:06-8:20 |
Изучение нового теоретического учебного материала |
Словесный (беседа) Наглядный(карта, учебник) |
Фронтальный Индивидуальный
|
-Сейчас найдите эту природную зону на карте. После, какой зоны расположилась тундра? -Как протянулась тундра? -Верно. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.
-Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная” или "враждебная”. -В каком тепловом поясе находится эта природная зона? -Расскажите, какой вы представляете эту природную зону.
-В учебнике на стр 60. найдите подтверждение своих слов. -Где протянулась зона тундры? Что представляет собой тундра?
-Какая зима в тундре? Опишите.
-Что узнали про лето? -А почему в тундре много болот и озер?
-Итак, что можем сказать о тундре?
-А сейчас мы с вами будем ботаниками, зоологами и экологами. Вам предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. Работать будем в группе. Вспомним правила работы в группе. 1ряд: ботаники (по 2 группы) 2ряд: зоологи (по 2 группы) 3ряд: экологи (по 2 группы) -У каждой группы будет свое задание, план работы у вас на партах. Ответы на задания записываете на лист, под планом. Время на выполнение: 4 мин, выступление-3мин. План работы для 1 ряда: 1 группа Учебник стр.61, ответьте на вопросы: 1.Какие растения растут в тундре? 2. Как растения приспособились к жизни? 2 группа: готовит доп. сообщение про морошку и голубику, текст на парте. План работы для 2 ряда: 1 группа Учебник стр.61, 64 ответьте на вопросы: 1.Какие животные обитают в тундре? 2.Как они приспособились к жизни? · Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. · Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. · Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. 2 группа: готовит доп. сообщение про песца и птицу кулик, текст на парте. План работы для 3 ряда: 1 группа Учебник стр.64-66 ответьте на вопросы: 1.Основные занятия населения тундры. 2.Экологические проблемы тундры. 3.Охрана природы тундры. 2 группа: готовит доп.сообщение про редких птиц: кречет и краснозобая казарка, текст на парте. -Приступайте к работе.
-Давайте, начнем проверять, что у вас получилось. Слушаем выступление 1 ряда ботаников. -Итак, какие в тундре растения?
-Слушаем выступление 2 ряда зоологов.
-Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры?
-Слушаем выступление 3 ряда экологов.
-Итак, что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
-Молодцы, хорошо поработали. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ты по тундре стал шагать (шагаем) Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки) Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра) Их, смотри, не растопчи (прыжок) Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками) А зимою – не дрожи (похлопывают себя) Сядем за парты, и опять Будем дальше тундру изучать (сели на место) |
После арктических зон
С запада на восток
Тундра находится за линией северного полярного круга Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.
Вдоль берегов северных морей. Тундра-это безлесная равнина, которая раскинулась на тысячи километров с запада на восток. Суровая, длится 7-8 месяцев, в середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь, много дней свирепствует пурга Лето короткое, прохладное. Потому что снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается. Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима, прохладное короткое лето.
1.выбрать лидера группы 2. работать тихо 3.все включены в работу 4.важно мнение каждого 5.не спорить
Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах.
Выступление 1 ряда
Низкорослые растения, стелящиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья. Выступление 2 ряда
У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.
Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам
Выполняют физкультминутку
|
Познавательные: умеют выделять необходимую информацию Личностные: выполняют обязанности ученика Коммуникативные: Умеют слушать и слышать друг друга, могут вступать в диалог
|
Практический 8:20-8:35 |
Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков |
Словесный (беседа) Наглядный (рабочая тетрадь) Практический (выполнение работ в РТ) |
Фронтальный Индивидуальный
|
-Сейчас для закрепления, откройте тетради на странице 44, выполните 4 задание. Что нужно сделать? Ответ: лемминг-песец-волк.
-Следующее задание 5. Что нужно сделать?
-Давайте, проверим, что вы записали. -Какая проблема в 1 знаке? 2, 3, 4?
-А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? Проверь себя с.67 Ответить на вопросы Вывод читаем вслух |
Составить схему цепи питания, которая характерна для тундры
Сформулировать и записать экологические проблемы
1.Разрушение почвы от вездеходов и тракторов 2.Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти 3.Ягель исчезает, т.к. оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище 4.Незаконная охота - браконьерство Высказывания детей |
Личностные: выполняют обязанности ученика Познавательные: умеют выделять необходимую информацию
|
Рефлексивно – оценочный 8:35-8:40 |
Установление обратной связи |
Словесный (беседа) |
Фронтальный |
-Итак, ребята, с какой природной зоной мы сегодня познакомились? -Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?
Продолжите данные высказывания с карточки: (на доске) Я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… -Запишите дз: прочитать текст на стр.59-67 учебника. Выполнить задания 6, 7 на стр.39 РТ. -Ребята, вы - большие молодцы. Я довольна вашей работой. Желаю вам дальнейших успехов и удач. Спасибо вам за урок. До свидания! |
С тундрой
В зоне арктических пустынь очень много льда и там холодная вода. В тундре есть почва, хотя и бедная перегноем. |
Личностные: выполняют обязанности ученика
|
Морошка — это ближайший родственник малины. Однако это не кустарник, а многолетнее травянистое растение. Каждую весну от тонкого корневища, находящегося в почве, вырастает невысокий прямостоячий стебель с несколькими листьями и только одним цветком. К зиме вся надземная часть растения погибает, а весной вновь вырастает очередной побег. Морошка во многом отличается от малины. Ее стебли лишены колючек, листья округло-угловатые. Цветки гораздо крупнее, чем у малины, с пятью белыми лепестками, направленными в разные стороны.
Голубика- один из невысоких тундровых кустарников. Отличительный
признак этого растения — голубоватый оттенок листвы. По форме и размерам листья
почти такие же, как у брусники, но сравнительно тонкие, нежные. Они появляются
весной и к осени опадают. Голубика, в отличие от брусники, кустарник
листопадный.
Плоды голубики — синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. Они напоминают
ягоды черники, но крупнее их. Мякоть плодов не такая, как у черники, — она
имеет зеленоватый цвет. Ягоды голубики съедобны, они слегка водянистые, но
сладкие.
Песец- очень красивое и интересное животное. Это животное способно
выдерживать очень низкие температуры, благодаря своему теплому меху.
Всем известно, что их мех очень ценен. Песца часто называют — полярной лисицей.
Кулики - птицы маленького размера, с миниатюрным тоненьким клювом, невысокими ножками, серо-рыжим оперением.
Кречет — это грозный хищник, самый большой сокол в мире, правит бесплодной тундрой и пустынными берегами в высокой Арктике. Там он охотится в основном на крупных птиц, обгоняя их в мощном полете. Это называние птицы известно с XII века, где оно было зафиксировано в «Слове о полку Игореве». Сейчас оно употребляется повсеместно на европейских частях России.
Краснозобая казарка – разновидность гусей, правда своими размерами больше напоминает утку. Длина туловища приблизительно 55 см, вес – 1-1,5 кг, размах крыльев до 155 см. Самцы значительно крупнее самок и отличаются от них более крупными размерами. Шея у птичек довольно короткая, голова небольшая, лапы средней длины, глаза – золотисто-карие с темной окантовкой. Они очень суетливые и шумные, находятся в постоянном движении, никогда не сидят на месте. Перелеты совершают не клином, а обычной стаей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.