Конспект открытого урока Окружающего мира в 4 классе . Тема урока: «Тундра»
Оценка 5

Конспект открытого урока Окружающего мира в 4 классе . Тема урока: «Тундра»

Оценка 5
docx
10.12.2023
Конспект открытого урока Окружающего мира в  4 классе .    Тема урока: «Тундра»
конспект по окр.мир «Тундра».docx

           

 

Предмет: Окружающий мир  Класс: 4   Учебник (УМК): Школа России

Тема урока: «Тундра»

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: учебник А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир», 4 класс 1ч., рабочая тетрадь, раздаточный материал(план работы), наглядный материал(иллюстрации животных, растений)

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне - тундре

Задачи:

Обучающая: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, и деятельностью человека

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, делать выводы                                               

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны

 

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

учащиеся научатся проверять парные звонкие

и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными

учащиеся научатся проверять парные звонкие

и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными

учащиеся научатся проверять парные звонкие

и глухие согласные в корне слов, подбирать примеры слов с парными согласными

 Узнают географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

Метапредметные

Познавательные УУД

Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, умеют выделять необходимую информацию, умеют выдвигать гипотезы и их обосновать

Регулятивные УУД

 

Умеют формулировать  и  удерживать  учебную  задачу,  применять установленные правила

 

Коммуникативные УУД

Умеют слушать и слышать друг друга, могут вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умению аргументировать свою точку зрения, умею договаривать, находить общее решение

Личностные

Выполняют требования и нормы школьной жизни; выполняют обязанности ученика

 

Этап урока, время

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно – целевой

8:00-8:01

 

Настроить на урок и изучение новой темы

Словесный (приветствие)

Фронтальный

-Здравствуйте, ребята! Перед началом работы я хочу вам пожелать хорошего настроения, внимательности и активности.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку

Приветствуют учителя

 

 

 

 

Проверяют

 

Личностные: выполняют обязанности ученика

Ориентировочный

8:01-8:06

Подготовка к восприятию темы. Заинтересовать детей для изучения новой темы. Определить тему урока совместно с детьми.

Поставить задачи урока совместно с детьми.

Словесный (беседа)

Наглядный (карточки)

Практический (выполнение теста)

Фронтальный

Индивидуальный

Парный

-Давайте освежим ваши знания с предыдущего урока, выполнив тест. Тест будете выполнять на листочках. Я буду читать вопрос, а вы ставите а б или в.

Тест «Зона арктических пустынь»:

1.Природная зона арктических пустынь расположена …

а) на островах Тихого океана;

б) на островах индийского океана;

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория Арктики …

а) густо заселена людьми;

б) не имеет коренного населения.

в) не пригодна для жизни людей

3.В Арктике для растений и животных сложились …

а) суровые условия;

б) комфортные условия

в) заповедные условия

4. В зоне арктических пустынь растут:

а) кедры, березы, черемуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

в) бузина, орешник, айва

5. Большое скопление птиц на скалах называют:

а) птичьи базары

б) птичьи рынки

в) птичьи гнездовья

6.Арктический заповедник расположен …

а) на земле Франца Иосифа;

б) на Северной земле;

в) на острове Врангеля.

7. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?

а) температура повысится

б)температура не изменится

в) температура понизится

-Сейчас поменяйтесь листочками с соседом по парте. ОТВЕТЫ ЗАПИСАНЫ НА ОБР. СТ. ДОСКИ. Сверьтесь. За правильный ответ ставите +, за неверный -.

-Кто ответил правильно на все вопросы? Поднимите руки. Молодцы. Кто допустил ошибки в следующий раз, будьте внимательнее.

-Какие явления природы характерны для арктической зоны?

-Хорошо. Мы с вами поработали над прошлой темой, идем дальше.

-А вот какая тема сегодняшнего урока, вы узнаете, с помощью карточек, которые вывешены на доске.

Буквы разбросаны в хаотичном порядке,

Расставить карточки по возрастанию

1, 2, 3, 4, 5, 6.

-Кто хочет выйти к доске?

 

-Итак, какая тема урока?

-Верно. ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТЕМА УРОКА НА ДОСКУ

-Какие задачи поставим на урок?

 

 

 

 

 

Выполняют тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют

 

 

 

 

 

Полярное сияние, полярный день/ночь

 

 

 

 

 

 

 

 

Расставляет карточки, переворачивает

Тундра

 

 

Познакомиться с новой природной зоной тундры; узнать, кто там живет..

Регулятивные: Умеют формулировать  и  удерживать  учебную  задачу

Коммуникативные: Умеют слушать и слышать друг друга, могут вступать в диалог

 

Поисково – исследовательский

8:06-8:20

Изучение нового теоретического учебного материала

Словесный (беседа)

Наглядный(карта, учебник)

Фронтальный

Индивидуальный

 

-Сейчас найдите эту природную зону на карте. После, какой зоны расположилась тундра?

-Как протянулась тундра?

-Верно. Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей.

 

-Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная” или "враждебная”.

-В каком тепловом поясе находится эта природная зона?

-Расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

 

 

 

 

 

-В учебнике на стр 60.  найдите подтверждение своих слов.

-Где протянулась зона тундры? Что представляет собой тундра?

 

 

 

-Какая зима в тундре? Опишите.

 

 

 

 

-Что узнали про лето?

-А почему в тундре много болот и озер?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак, что можем сказать о тундре?

 

 

-А сейчас мы с вами будем ботаниками, зоологами и экологами. Вам предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут. Работать будем в группе. Вспомним правила работы в группе.

1ряд: ботаники (по 2 группы)

2ряд: зоологи (по 2 группы)

3ряд: экологи (по 2 группы)

-У каждой группы будет свое задание, план работы у вас на партах. Ответы на задания записываете на лист, под планом.

Время на выполнение: 4 мин, выступление-3мин.

План работы для 1 ряда: 1 группа

Учебник стр.61, ответьте на вопросы:

1.Какие растения растут в тундре?

2. Как растения приспособились к жизни?

2 группа: готовит доп. сообщение про морошку и голубику, текст на парте.

План работы для 2 ряда: 1 группа

Учебник стр.61, 64 ответьте на вопросы:

1.Какие животные обитают в тундре?

2.Как они приспособились к жизни?

·        Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

·        Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

·        Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

2 группа: готовит доп. сообщение про песца и птицу кулик, текст на парте.

План работы для 3 ряда: 1 группа

Учебник стр.64-66 ответьте на вопросы:

1.Основные занятия населения тундры.

2.Экологические проблемы тундры.

3.Охрана природы тундры.

2 группа: готовит доп.сообщение про редких птиц: кречет и краснозобая казарка, текст на парте.

-Приступайте к работе.

 

 

 

-Давайте, начнем проверять, что у вас получилось. Слушаем выступление 1 ряда ботаников.

-Итак, какие в тундре растения?

 

 

 

-Слушаем выступление 2 ряда зоологов.

 

-Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры?

 

 

-Слушаем выступление 3 ряда экологов.

 

-Итак, что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

 

 

 

-Молодцы, хорошо поработали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ты по тундре стал шагать (шагаем)

Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)

Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)

Их, смотри, не растопчи (прыжок)

Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)

А зимою – не дрожи (похлопывают себя)

Сядем за парты, и опять

Будем дальше тундру изучать (сели на место)

 

После арктических зон

 

С запада на восток

 

 

 

 

 

 

Тундра находится за линией северного полярного круга

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодноС моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.

 

 

Вдоль берегов северных морей. Тундра-это безлесная равнина, которая раскинулась на тысячи километров с запада на восток.

Суровая,  длится 7-8 месяцев, в середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь, много дней свирепствует пурга

Лето короткое, прохладное.

Потому что снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.

Тундра: равнина, вечная мерзлота, суровая зима, прохладное короткое лето.

 

 

 

1.выбрать лидера группы

2. работать тихо

3.все включены в работу

4.важно мнение каждого

5.не спорить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление 1 ряда

 

Низкорослые растения, стелящиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.

Выступление 2 ряда

 

У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.

 

 

 

Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам

 

Выполняют физкультминутку

 

Познавательные: умеют выделять необходимую информацию

Личностные: выполняют обязанности ученика

Коммуникативные: Умеют слушать и слышать друг друга, могут вступать в диалог

 

Практический

8:20-8:35

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков

Словесный (беседа)

Наглядный (рабочая тетрадь)

Практический (выполнение работ в РТ)

Фронтальный

Индивидуальный

 

-Сейчас для закрепления, откройте тетради на странице 44, выполните 4 задание. Что нужно сделать?

Ответ: лемминг-песец-волк.

 

-Следующее задание 5. Что нужно сделать?

 

-Давайте, проверим, что вы записали.

-Какая проблема в 1 знаке? 2, 3, 4?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы?

Проверь себя с.67

Ответить на вопросы

Вывод читаем вслух

Составить схему цепи питания, которая характерна для тундры

 

 

Сформулировать и записать экологические проблемы

 

1.Разрушение почвы от вездеходов и тракторов

2.Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти

3.Ягель исчезает, т.к. оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище

4.Незаконная охота - браконьерство

Высказывания детей

Личностные: выполняют обязанности ученика

Познавательные: умеют выделять необходимую информацию

 

 

Рефлексивно – оценочный

8:35-8:40

Установление обратной связи

Словесный (беседа)

Фронтальный

-Итак, ребята, с какой природной зоной мы сегодня познакомились?

-Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

 

 

Продолжите данные высказывания с карточки: (на доске)

 Я узнал(а)…

 Было интересно…

 Было трудно…

-Запишите дз: прочитать текст на стр.59-67  учебника. Выполнить задания 6, 7 на стр.39 РТ.

 -Ребята, вы - большие молодцы. Я довольна вашей работой. Желаю вам дальнейших успехов и удач. Спасибо вам за урок. До свидания!

С тундрой

 

В зоне арктических пустынь очень много льда и там холодная вода. В тундре есть почва, хотя и бедная перегноем.

Личностные: выполняют обязанности ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морошка — это ближайший родственник малины. Однако это не кустарник, а многолетнее травянистое растение. Каждую весну от тонкого корневища, находящегося в почве, вырастает невысокий прямостоячий стебель с несколькими листьями и только одним цветком. К зиме вся надземная часть растения погибает, а весной вновь вырастает очередной побег. Морошка во многом отличается от малины. Ее стебли лишены колючек, листья округло-угловатые. Цветки гораздо крупнее, чем у малины, с пятью белыми лепестками, направленными в разные стороны.

 

Голубика- один из невысоких тундровых кустарников. Отличительный признак этого растения — голубоватый оттенок листвы. По форме и размерам листья почти такие же, как у брусники, но сравнительно тонкие, нежные. Они появляются весной и к осени опадают. Голубика, в отличие от брусники, кустарник листопадный.
Плоды голубики — синеватые, округлые ягоды с сизым налетом. Они напоминают ягоды черники, но крупнее их. Мякоть плодов не такая, как у черники, — она имеет зеленоватый цвет. Ягоды голубики съедобны, они слегка водянистые, но сладкие.

 

Песец- очень красивое и интересное животное. Это животное способно выдерживать очень низкие температуры, благодаря своему теплому меху. 
Всем известно, что их мех очень ценен. Песца часто называют — полярной лисицей.

 

Кулики - птицы маленького размера, с миниатюрным тоненьким клювом, невысокими ножками, серо-рыжим оперением.

 

Кречет — это грозный хищник, самый большой сокол в мире, правит бесплодной тундрой и пустынными берегами в высокой Арктике. Там он охотится в основном на крупных птиц, обгоняя их в мощном полете. Это называние птицы известно с XII века, где оно было зафиксировано в «Слове о полку Игореве». Сейчас оно употребляется повсеместно на европейских частях России.

 

Краснозобая казарка – разновидность гусей, правда своими размерами больше напоминает утку. Длина туловища приблизительно 55 см, вес – 1-1,5 кг, размах крыльев до 155 см. Самцы значительно крупнее самок и отличаются от них более крупными размерами. Шея у птичек довольно короткая, голова небольшая, лапы средней длины, глаза – золотисто-карие с темной окантовкой. Они очень суетливые и шумные, находятся в постоянном движении, никогда не сидят на месте. Перелеты совершают не клином, а обычной стаей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Предмет : Окружающий мир Класс: 4

Предмет : Окружающий мир Класс: 4

Предмет : Окружающий мир Класс: 4

Предмет : Окружающий мир Класс: 4

Определить тему урока совместно с детьми

Определить тему урока совместно с детьми

Буквы разбросаны в хаотичном порядке,

Буквы разбросаны в хаотичном порядке,

В учебнике на стр 60. найдите подтверждение своих слов

В учебнике на стр 60. найдите подтверждение своих слов

У каждой группы будет свое задание, план работы у вас на партах

У каждой группы будет свое задание, план работы у вас на партах

Приступайте к работе. -Давайте, начнем проверять, что у вас получилось

Приступайте к работе. -Давайте, начнем проверять, что у вас получилось

Их, смотри, не растопчи (прыжок)

Их, смотри, не растопчи (прыжок)

Практический 8:20-8:35

Практический 8:20-8:35

Морошка — это ближайший родственник малины

Морошка — это ближайший родственник малины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2023