Конспект открытого урока по биологии 7 класс фгос на тему "Общая характеристика царства растений"
Оценка 5

Конспект открытого урока по биологии 7 класс фгос на тему "Общая характеристика царства растений"

Оценка 5
docx
17.03.2022
Конспект открытого урока по биологии 7 класс фгос   на тему "Общая характеристика царства растений"
otkrytyy_urok.docx

МБОУ «Кокрекская средняяобщеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по биологии 7 класс фгос

 

"Общая характеристика царства Растений"

.https://fs00.infourok.ru/images/doc/12/16234/hello_html_41af48e1.gif

                                                                 Составила: учитель биологии

                                                          Магомедрасулова К.А.

 

 

 

 

Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ;

                        формирование  представлений о целостности растительного организма .

 

Задачи урока:

 

Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их  взаимосвязи ,  создать условия для осознанного применения знаний.  

Коррекционно – развивающие :  продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

                                 развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

                                 коррекция памяти на основе упражнений  в припоминании изученного;

                                 развивать умения применять предложенный  учителем способ получения  и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

                                 воспитывать бережное  , гуманное отношение к природе.

 

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

 

Ход урока.

 

    I.             Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте  ребята , садитесь .

  Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему  покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений  , стараний и успехов .

 

Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

 

Актуализация знаний . Мотивация .

 

Скажите ребята,  что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что  общего  у  всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

 

 

        

Теперь отгадайте загадку:  Один в земле копается ,

                                                Другой в свету купается,

                                                И хотя они друзья –

                                                Поменяться им нельзя.

 О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

 Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

 Какой орган помогает им дружить , поддерживать  их взаимосвязь ?( стебель ).

 Можно  сказать  , что эти органы взаимосвязаны друг  с другом ? (да ).

 Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды  образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

 

II.             Изучение нового материала.

 

Итак , тема нашего урока  « Общая характеристика царства Растения»  ( запись даты и темы в тетрадь ). 

  А так  ли  это ?   Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы  в этом убедиться , что мы   должны  вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

 Для этого наш класс  превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

 Произвольно разделились на группы .

 

1 .Организация деятельности  по группам .

    

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

                       Не рыли , не бурили ,

                       А воду добыли.     ( корни )

Следовательно ,  ваша лаборатория получит название  « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне. 

   

 2 группа : обучающимся предлагается загадка.

                         Вверх по стене крутой ,

                         По бетонке литой ,

                         Многоножка ползет ,

                         С собой листья везет . (стебель ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля»  и вы будете обобщать информацию о стебле .

  

  3 группа : обучающимся предлагается загадка .

                        Из почек появляются ,

                        Весною распускаются ,

                        Летом шелестят ,

                         Осенью летят . ( листья ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях .

  

       4 лаборатория  изучает цветы и плоды: предлагается  загадка .

                          Он в саду моем расцвел,

                           В удивленье всех привел-

                           Лепестки атласные,  

                           Пестики овальные .

                           А внутри на ниточках –

                           Туфельки хрустальные.                             ( цветок).

Следовательно , ваша лаборатория  получит название « Лаборатория изучения цветка».

 

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

 

2. Осуществление деятельности.

       

Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»

 

1 . Используя дополнительный материал, изучите строение  и  функцию  корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?                 

 

2.  По таблице  составьте рассказы  по  вопросам :

            - строение корня;

             - типы корневых систем;

             - значение корня.

 

Орган растения

Строение корня

Типы корневых систем

Значение корня

 

Корень

 

Главный корень

 

Боковые корни

 

Придаточные корни

 

Корневые  волоски

 

Стержневая   корневая

 

система

 

Мочковатая    корневая

 

система

1.Удерживает растение .

 

2 .Всасывает воду  и минеральные соли   из почвы  для всех органов.

 

3 .Запасает  питательные вещества (корнеплод).

 

Участвует в размножении.

 

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой  .

Задание для 2 –ой группы  .  Лаборатория изучения стебля « Стебель»

 

1.     Используя дополнительный материал , изучите строение стебля и его  значение для растения   . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?

 

2.      Используя таблицу составьте рассказы   по вопросам :

- строение древесного стебля;

-разнообразие стеблей;

 - значение стебля.

Орган растения

 

Строение древесного стебля

 

 

Разнообразие стеблей

 

 

Значение стебля

 

 

 

Стебель

 

Кора

 

 

 

Камбий

 

 

Древесина

 

 

Сердцевина

 

 

 

Укороченные

 

Прямостоячие

 

Вьющиеся.

 

Ползучие .

 

Цепляющиеся.

 

 

Опорная

 

Проводящая

 

 

Запасающая

 

Молодые зеленые стебли на свету  образуют органические вещества

  3

Задание для 3-ей группы.  Лаборатория изучения листа «Лист»

   1.Используя дополнительный материал , изучите  строение и значение листьев для организма растения  . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

 

 

2. Используя  таблицу , составьте рассказы по вопросам :

                     - строение листьев ;

                     - типы жилкования листьев ;

                     - значение листьев для растения.

4 . Задание для 4 группы  . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

 1.Используя дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения  . Ответьте на вопрос то такое  : Что такое  цветок?

    2. По таблице составьте рассказ   о строении и значении цветка.

Орган растения

Строение цветка

Виды соцветий

Значение цветка

 

 

Цветок

Цветоножка

Цветоложе

 Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

 

Кисть

   Зонтик

Колос

Корзинка

 

 

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с  семенами

 

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

1)    Защита сотрудников  лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

           Почему растение погибнет  , если у него поврежден корень ?

2)    Защита сотрудников  лаборатории «Стебель»: Слайды

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

3)    Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

           Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

            4)Защита сотрудника лаборатории  « Цветок».

               Что произойдет , если погибнет цветок ?

   Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Я предлагаю  совместно разыграют   сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов  растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!  Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

     – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто   поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения  и наоборот от  листьев к корню?

–  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый.  Он бы продолжался  до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался  в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

« Все вы  важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все  вы  части одного организма».

4.Подведение итогов групповой работы .

III.             Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией  схемы « Взаимосвязь частей растения» .

   Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части  растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

    Каждая часть растения выполняет свою  работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

 Зарисуйте в тетрадь схему  , подписать название органов  ,  стрелками обозначить движение веществ по растению .

http://biolicey2vrn.ucoz.ru/Jizn_rasten/6-39_Provodayschie_sistem.jpg

IV.            Задание на дом: выучить схему из тетради, напишите RAFТ на тему «Растения – целостный организм»

 V.            Объявление оценок.

VI.            Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики  на солнце согласно своему настроению.


 

МБОУ «Кокрекская средняяобщеобразовательная школа»

МБОУ «Кокрекская средняяобщеобразовательная школа»

Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ; формирование представлений о целостности растительного организма

Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ; формирование представлений о целостности растительного организма

Скажите ребята, что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья )

Скажите ребята, что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья )

Из почек появляются ,

Из почек появляются ,

Корень Главный корень

Корень Главный корень

Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам : - строение листьев ; - типы жилкования листьев ; - значение листьев для растения

Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам : - строение листьев ; - типы жилкования листьев ; - значение листьев для растения

Защита сотрудников лаборатории «Стебель»:

Защита сотрудников лаборатории «Стебель»:

Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это

Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это

I. Задание на дом: выучить схему из тетради, напишите

I. Задание на дом: выучить схему из тетради, напишите
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022