ОТКРЫТЫЙ УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ.
Тема: "Передача давления жидкостями и газами. Давление в жидкости и газе."
Цели урока:
Образовательная цель - познакомить с законом Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности. Воспитательная цель – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока:
Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма организации познавательной деятельности: Фронтальная, парная, групповая.
Оборудование:
Карточки с тестовыми заданиями, компьютер, презентация, воздушный шар, насос, пакеты, пластмассовые емкости , тюбик пасты, английские булавки.
План урока.
1. Орг.момент.
2. Актуализация знаний. Самостоятельная работа: выполнение заданий в тестовой форме по теме «Давление газа». Взаимопроверка, парная работа.
3. Мотивация и целеполагание. Постановка проблемы. Формулирование целей урока учащимися. 4. Этап получения нового знания. Выдвижение гипотезы. Проведение эксперимента. Исследовательская деятельность учащихся. Обсуждение результатов экспериментов. Вывод закона Паскаля.
5. Закрепление учебного материала. Работа в группах. Экспериментальная деятельность учащихся по изученному материалу.
6. Домашнее задание и пояснение к нему.
7. Рефлексия.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
А) Самостоятельная работа. Проверка знаний учащихся по ранее изученной теме «Давление газа». Тесты по теме “Давление газа”.
1. При неизменной массе с уменьшением объёма газа его давление
а) не изменяется;
б) увеличивается;
в) уменьшается.
2. Как изменится давление газа, если его нагреть при постоянном объёме?
а) не изменится;
б) станет больше; в) станет меньше.
3. Резиновый мяч, сжав руками, деформировали. Изменились ли при этом:
масса –
вес –
объём –
плотность –
давление –
воздуха в нём? (Написать да или нет.)
4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?
а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па, на правую 200 Па;
б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;
в) одинаковое по всем направлениям.
5. Главной причиной давления газа на стенки сосуда является
а) удары молекул газа о стенки сосуда;
б) мало взаимное притяжение молекул газов;
в) очень малые размеры молекул газов.
Б) Взаимопроверка. Работа в парах.
3. Мотивационный этап.
А) Постановка проблемы перед учащимися:
- В каком направлении производят давление газы? В комнате, где мы находимся, есть воздух.
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок?
- Как же газ производит давление?
Б) Целеполагание. Формулирование учащимися цели урока.
4. Этап получения нового знания.
А) Историческая справка о биографии Блеза Паскаля.
Б) Опыт “Воздушный шар под колоколом”.
В) Выдвижение гипотезы учащимися о том как происходит передача давления жидкостями и газами. Учащиеся выступают в роли ученых-исследователей.
Г) Выполнение экспериментов с пролитой на стол водой, в результате которых ребята приходят к заключению: “Подвижность частиц жидкости, а так же и газа, объясняет, что производимое на них давление передается не только в направлении действия силы, но и по всем направлениям”.
Д) Заполнение таблицы.
Состояние вещества |
Подвижность молекул |
Направление передачи давления |
Твёрдые тела |
|
|
Жидкость и газ |
|
|
Е) Опыт “Изменение давления воздуха внутри воздушного шара”. Учащиеся делают вывод, что при накачивании шара давление воздуха внутри него увеличивается.
Ж) Опыт “Шар Паскаля”. Учащиеся делают вывод и формулируют закон Паскаля: «Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку объема жидкости или газа.» Таким образом получение новых знаний происходит через исследовательскую деятельность.
5. Закрепление учебного материала.
А) Опыт с пакетом надутым воздухом. Ребята делают вывод: пакет разрывается не в том месте, где мы давим, а в другом, т.к. давление ,оказываемое на одну часть пакета, распространяется в другие части, и пакет разрывается там где он тоньше.
Б) Работа в группах. Ученики выполняют эксперименты и объясняют полученные результаты с помощью закона Паскаля.
6. Домашнее задание. (Слайд № 10 )
§ 36. (Выучить закон Паскаля);2) Упр. 14 № 2;3) Задание 7. Пояснение домашнего задания.
7. Рефлексия.
Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
Самоанализ урока.
Урок по данной теме определен действующей программой.
Данный урок, его структура, спланированные вопросы, задания практическая деятельность учащихся способствует их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться изученным ранее материалом.
Кратковременный оргмомент позволил быстро включить всех учащихся в деловой ритм и начать урок с создания эмоционального настроя.
Актуализация знаний проходила через проверку ранее изученного материала в форме тестирования, через взаимопроверку.
Ученики на этом уроке выступали в роли ученых-исследователей. Самостоятельно выдвигали гипотезы, ставили эксперименты, по полученным результатам делали выводы. Получение новых знаний происходило благодаря исследовательской деятельности учащихся.
Мотивация сформулировала у учащихся потребность дальнейшего изучения и углубления знаний данного раздела физики.
Все этапы урока, логически связанные между собой, способствовали формированию знаний и умений учащихся с учетом поставленных целей.
На протяжении всего урока формулировали понятия на простом, доступном и частично известном материале, использовали при этом компьютер, иллюстрации, проводили опыты.
Для рационального использования времени урока удачно была использована презентация учебного материала “Закон Паскаля”.
Данный урок способствовал развитию у учащихся умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Смена деятельности на уроке и соблюдение техники безопасности при выполнении опытов дали возможность выполнить задачи здоровьесберегающего характера.
Командная работа в парах в конце урока носила не только проверочный характер, но и продолжала формировать понятийное мышление, развивать исследовательские и творческие навыки, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
На уроке была использована разнообразная учебная деятельность: фронтальная, парная, групповая.
При реализации знаний создавались проблемные ситуации, которые были разрешены путем самостоятельного решения учащимися. Использованные на уроке проблемно-поисковые методы обучения и способы управления учебной деятельностью учащихся способствовали достижению целей и задач урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.