Конспект открытого урока по химии в 8 классе на тему: Массовая доля растворённого вещества в растворе
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по химии в 8 классе на тему: Массовая доля растворённого вещества в растворе

Оценка 4.8
docx
29.01.2020
Конспект открытого урока по химии в 8 классе на тему:  Массовая доля растворённого вещества в растворе
ур.8.docx

                                              

 

Массовая доля растворённого вещества в растворе

8 класс

 

http://fs00.infourok.ru/images/doc/292/291263/3/640/img0.jpg

 

 

 

 

           Учитель : Ибрагимова Фатимат Мурадагаевна,

учитель химии МКОУ «Аладашская СОШ-детский сад»

В процессе изучения химии широко используется решение задач. Часто у детей  задачи вызывают трудности и  отбивают интерес к предмету. А также решение задач необходимо для успешной сдачи ЕГЭ. В 8 классе на уроках химии мы начинаем решать задачи на  расчёт концентрации, массовой доли, процентного содержания, вывод формулы. Интегрированный урок математики и химии должен помочь при решении подобных задач, а также повысить мотивацию обучения и интерес учащихся к предмету.

                         

                                   «При изучении наук задачи полезнее правил»              

                                                                        (Исаак Ньютон).

Цель. Используя межпредметные связи, сформировать у школьников осознанное понимание явления растворения, познакомить с понятием «концентрация», «процент", "массовая доля растворенного вещества"; применение их в математике и химии; рассмотреть моделирование и решение типовых задач.

 

Образовательная задача: сформировать понятия «раствор», «растворитель», «массовая доля растворённого вещества»; показать, как изменяется процентное содержание веществ  в растворе при добавлении растворителя или растворяемого вещества, научить рассчитывать процентное содержание веществ в растворе;

Развивающая задача: продолжить развитие у учащихся основных приёмов мышления (умение анализировать, сравнивать, синтезировать)

 

Воспитательная задача: продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

 

 

ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент 0,5 мин

 Проблемная ситуация.

- Возьмём стаканчик с надписью «соль» добавим воду; размешаем. Что мы с вами получили? (Раствор)

3 .Сообщаю тему, цели и задачи урока.


  Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир растворов. Разнообразный мир растворов окружает нас со всех сторон. Растворы

«живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нём разобраться с точки зрения таких великих наук, как химия и математика.

- Давайте вспомним, с какими растворами мы встречаемся в своей жизни.

(Называют: рассол, соки, сиропы и т. д..)

II.                А из чего состоят растворы? (м/м -рисунок прил.)

III.            На уроках химии в дальнейшем мы встретимся с различными растворами, в том числе и с «волшебными».

Демонстрационный опыт 1
«Взаимодействие раствора гидроксида натрия с фенолфталеином»

Этот занимательный опыт проводится для создания эмоционального настроя, активизации мышления. При добавлении спиртового раствора фенолфталеина к водному раствору NaOH окраска изменяется от бесцветной к малиновой.

Демонстрационный опыт 2
«Содержание вещества в растворе»

Предлагается к рассмотрению два химических стакана, в которых содержится по 100 г раствора голубого цвета (медный купорос), причем один раствор заметно светлее. Учитель объясняет различие интенсивности окраски разным содержанием растворенного вещества в растворе: в первом стакане растворено 5 г вещества, а во втором стакане – 15 г вещества.
Учитель математики. Для того чтобы грамотно выразить различия этих и других растворов, будем в дальнейшем пользоваться понятием «концентрация раствора». Концентрацией раствора называют содержание растворенного вещества в единице массы раствора:

http://him.1september.ru/2005/01/46-1.gif Концентрация может быть выражена в долях (от 0 до 1) или в процентах (от 0 до 100%). Чтобы определить концентрацию раствора, нужно знать массу вещества и массу раствора. Масса раствора складывается из массы вещества и массы воды.

 

 

Демонстрационный опыт 3
«Разбавленный раствор»

Предлагается рассмотреть два химических стакана с растворами. В первом стакане находится 100 г раствора, а во втором – 150 г раствора. Раствор во втором стакане заметно бледнее (это может быть раствор перманганата калия или любой другой яркий раствор). В каждом стакане содержится одинаковое по массе количество растворенного вещества – по 5 г. Однако в первом стакане раствор более концентрированный, а во втором стакане – разбавленный. Докажем это утверждение.
Концентрация 1-го раствора равна:      http://him.1september.ru/2005/01/47-1.jpg

Концентрация 2-го раствора равна:

http://him.1september.ru/2005/01/47-2.jpg

Действительно,

http://him.1september.ru/2005/01/47-3.jpg

Демонстрационный опыт 4
«Растворы одинаковой концентрации»

Предлагаются к рассмотрению два химических стакана с растворами одинакового цвета. В первом стакане находится 100 г раствора и растворено 10 г вещества, а во втором находится 50 г раствора и растворено 5 г вещества. Учитель химии в ходе демонстрации растворов задает вопросы, на которые учащиеся стараются ответить: «Каковы концентрации этих растворов?», «Какой станет концентрация раствора, если мы смешаем эти два раствора?» Ученик у доски рассчитывает концентрации растворов.
Концентрация 1-го раствора:

http://him.1september.ru/2005/01/47-4.jpg

Концентрация 2-го раствора:

http://him.1september.ru/2005/01/47-5.jpg

Концентрация 3-го раствора:

http://him.1september.ru/2005/01/47-6.jpg

Получается, что концентрации всех трех растворов – двух исходных и третьего, образующегося при их смешивании, – одинаковые.
Учитель математики. Обратите внимание, что при смешивании растворов мы суммируем массы растворенных веществ и массы растворов.
Подведем итог на данном этапе работы. Ответьте на вопросы: «Из чего состоит раствор?», «Как найти массу раствора?», «Что такое концентрация раствора?»

 

Самостоятельная работа учащихся по карточкам

Задания несложные: первичный контроль на усвоение понятия «концентрация» и зависимости ее от соотношения масс воды и растворенного вещества.
Пример. Для консервирования огурцов приготовили рассол: на 2 л воды взяли 100 г соли, а для консервирования томатов – рассол из 100 г соли на 3 л воды. Какой рассол получился более концентрированным?
Выберите правильный ответ:
а) первый;
б) второй;
в) концентрации растворов равны между собой.

Карточки разложены на столах перед началом урока, по 3 карточки каждому ученику. На выполнение задания отводится 1,5–2 мин, после чего карточки быстро передают на первую парту, и там их собирает учитель химии.
Учитель математики. Прочитайте типовые задачи, записанные на доске.

• Задача 1. Сколько граммов соды содержится в 200 г 40%-го раствора?
• Задача 2
. Найдите массу 10%-го раствора сахара, если известно, что сахара в растворе 25 г.
 Задача 3. Дан 40%-й раствор соли в воде. Во сколько раз содержание воды в растворе больше содержания соли?
(Подсказка: рассмотрите задачу для 100 г 40%-го раствора.)
Предложенные типы задач мы определим так:

1-я – нахождение доли от целого,
2-я – нахождение целого по его доли,
3-я – отношение величин.

РЕШЕНИЕ
(запись на доске)

• Задача 1.

1-й способ.

http://him.1september.ru/2005/01/47-7.jpg г.

2-й способ.

200 г – 100%,

х г – 40%,

http://him.1september.ru/2005/01/47-8.jpg г.

Ответ. Масса соды – 80 г.

• Задача 2.

1-й способ.

http://him.1september.ru/2005/01/47-9.jpg г.

2-й способ.

25 г – 10%,

х г – 100%,

http://him.1september.ru/2005/01/48-1.jpg г.

Ответ. Масса раствора – 250 г.

 Задача 3

Для 100 г раствора масса вещества (40%) равна 40 г, а масса воды (60%) – 60 г.
Отношение масс:

http://him.1september.ru/2005/01/48-2.jpg

Ответ. Воды в растворе больше, чем вещества, в 1,5 раза.

Самостоятельная работа учащихся по карточкам
(Проверка уровня усвоения типовых задач)

Пример. Найдите массу соды в 400 г 25%-го раствора.
Примечание. 
Карточки для самостоятельной работы учащихся проверяет учитель химии.
Карточки не подписаны фамилией ученика, а отмечен вариант, парта, ряд. Пока учитель математики работает с классом, у учителя химии есть возможность проверить карточки и результаты занести в таблицу. За неверный ответ в таблице ставится пометка «http://him.1september.ru/2005/01/gal.jpg».
На доске приготовлена таблица:

Номер
парты

1 ряд 

2 ряд

3 ряд

Вариант

I

II

I

II

I

II

1

C

C

C

C

C

C

2

C

C

C

C

C

C

3

C

C

C

C

C

C

4

C

C

C

C

C

C

5

C

C

C

C

C

C

6

C

C

C

C

C

C

Если все задачи решены верно, то ученик получает «5»; если одна неверно решенная задача, то «4»; если две, то «3». Если неверно решены три задачи, то ученик приглашается на дополнительные занятия.

Далее ученики решают более сложные задачи.

• Задача 4. Сколько воды нужно добавить к 500 г 16%-го раствора, чтобы концентрация раствора стала 10%-й? Как изменяется концентрация при добавлении к раствору воды? Что остается неизменным в растворе при добавлении воды?

(Ответ. 300 г воды.)

• Задача 5. Смешали 200 г уксусной кислоты и 600 г воды. Найдите процентное содержание уксусной кислоты в растворе.

• Задача 6. Смешали 200 г индийского чая и 600 г грузинского чая. Найдите процентное содержание индийского чая в полученной смеси.

Учитель химии. Если при смешивании двух веществ не образуется новое вещество, а составляющие компоненты просто перемешиваются, то для решения подобных задач нужно использовать типовые задачи и основное правило решения задач на смешивание.
Если к смеси добавляют какое-либо вещество, то необходимо определить, какое вещество остается в неизменном количестве, и принять его за основу при решении задачи.

В конце урока каждый ребенок в таблице видит свой результат.

 Итог урока

Сегодня на уроке мы выполнили большую работу:

n  Установили связь между двумя науками, изучающими следующие понятия – «процент», уравнения при решении химических задач.

n  Увидели, как широко применяется понятие  проценты в жизнедеятельности человека: в быту, в решении расчетных задач.

n  Провели опыты по приготовлению растворов, определили массовую долю  растворённого вещества в растворе.

n  Научились решать задачи на проценты.

 

Домашнее задание:

 

1. Задача. Определите массовую долю вещества в растворе, полученном в результате сливания 120 г. 16% раствора с 60 г. 20% раствора.

2. Задача. (ГИА 2012 г.) Сколько грамм 70% раствора кислоты надо добавить к 30 грамм 15% раствора кислоты, чтобы получить 50% раствор кислоты?

3. Самостоятельно составить и решить задачу на проценты по изученному материалу на уроке. Оформить в виде буклета.

 

Рефлексия

1.     Что нового я узнал на уроке?

2.     Каким показался мне урок?

3.     Как я работал на уроке?

4.     Доволен ли я своей работой?

5.     С какими трудностями я встретился?

6.     Нужно ли проводить такие уроки и почему?

 

Знаете ли вы, что…

В каждой домашней аптечке есть:

n  10% - ный раствор аммиака,

n  5% - ный спиртовой раствор йода,

n  1% - ный спиртовой раствор бриллиантового зеленого,

n  3% - ный спиртовой раствор борной кислоты

 

n  А желаете отведать ароматный, сочный шашлычок? Нужно приготовить маринад с содержанием уксусной кислоты 9 %.

n  Для засолки грибов необходимо приготовить

   12 %-ный солевой раствор.

n  Витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой. Для этого его необходимо заготовить заранее и сварить в 30 %-ном сахарном сиропе.

n  Вода - одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани - кровь, мозг, жировая ткань больше чем наполовину (65 %) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90 % (некоторые виды морских медуз).

n  В 1 кг сочных овощей и фруктов (помидоров, огурцов, слив, апельсинов и т.д.) может содержаться до 800 мл воды! А это - 80 %.

 


 

Массовая доля растворённого вещества в растворе 8 класс

Массовая доля растворённого вещества в растворе 8 класс

В процессе изучения химии широко используется решение задач

В процессе изучения химии широко используется решение задач

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир растворов

Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир растворов

Демонстрационный опыт 3 «Разбавленный раствор»

Демонстрационный опыт 3 «Разбавленный раствор»

Получается, что концентрации всех трех растворов – двух исходных и третьего, образующегося при их смешивании, – одинаковые

Получается, что концентрации всех трех растворов – двух исходных и третьего, образующегося при их смешивании, – одинаковые

Ответ . Масса соды – 80 г. •

Ответ . Масса соды – 80 г. •

Карточки не подписаны фамилией ученика, а отмечен вариант, парта, ряд

Карточки не подписаны фамилией ученика, а отмечен вариант, парта, ряд

В конце урока каждый ребенок в таблице видит свой результат

В конце урока каждый ребенок в таблице видит свой результат

Знаете ли вы, что… В каждой домашней аптечке есть: n 10% - ный раствор аммиака, n 5% - ный спиртовой раствор йода, n 1% -…

Знаете ли вы, что… В каждой домашней аптечке есть: n 10% - ный раствор аммиака, n 5% - ный спиртовой раствор йода, n 1% -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020