Конспект открытого урока по истории в 8 классе «Экономическое развитие России в эпоху Екатерины II».
Оценка 4.6

Конспект открытого урока по истории в 8 классе «Экономическое развитие России в эпоху Екатерины II».

Оценка 4.6
docx
27.07.2021
Конспект открытого урока по истории в 8 классе «Экономическое развитие России в эпоху Екатерины II».
8 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru

 

Конспект открытого урока по истории в 8 классе

«Экономическое развитие России в эпоху Екатерины II».

 

Разработала урок

учитель истории

Магомедова Румина Загидиновна

 

Цели урока: - На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся,  что  в России крепостная система мешала развитию страны, определить основные тенденции развития страны в конце 18 века.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитать у обучающихся чувства взаимоуважения и самостоятельности; развить коммуникативных навыков при парной работе; способствовать нравственному развитию личности, умению анализировать свои и чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению обучающихся.

Метапредметные: сформировать регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: развитие грамотной речи; сформировать умение анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развить у учащихся самостоятельность; развить умение находить решение на проблемный вопрос.

Предметные: на основании статистических данных определить тенденции экономического роста российской экономики во второй половине XVIII в .; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы.

 

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

1. Тест  Внутренняя политика Екатерины II 1 вариант

1. Каким образом Екатерина II пришла к власти?

1) по наследству после смерти своего отца                   2) в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе                 4) по завещанию своего брата

2. Как назывался журнал, который издавала Екатерина II?

1) Куранты      2) Ведомости        3) Всякая всячина         4) Закон и порядок

3. Какой слой населения не был представлен выборными пред­ставителями в Уложенной комиссии ?

1) дворяне    2) горожане          3) казаки        4) помещичьи крестьяне

4. Правление Екатерины II получило название «золотого века» российского дворянства. Что стало одной из причин такого названия?

1) для дворян были введены дополнительные обязанности  2) дворяне снова должны были служить в течение 25 лет
3) срок службы дворян был ограничен десятью годами         4) дворяне получили от государства более 50 млн гектаров земли

5. В годы правления Екатерины II проходило изъятие церков­ных земель и церковной собственности в пользу государ­ства. Как называется этот процесс?

1) приватизация       2) секуляризация        3) национализация       4) инвентаризация

2. Допищите определения:

А) Временный коллегиальный орган в истории России 18 века, созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 года –

Б) Политика абсолютизма в ряде европейских стран второй половины 18 века, которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни по инициативе монарха-реформатора -

Работа  с новым материалом

Учитель: Ребята, посмотрите на слова, которые размещены на слайде, подумайте и скажите, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать?

Товарное хозяйство - хозяйство, главная цель которого продажа или обмен товаров на рынке

Всероссийский рынок - устойчивые хозяйственные связи между различными регионами России

Специализация - переход  жителей региона на производство одного или нескольких видов продукции

Мануфактура - предприятие, основанное на ручном труде при полном его разделении

Барщина - плата за аренду земли физическим трудом. Измеряется в днях

Месячина (оброк)- содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами

Ребята, к какой сфере человеческой деятельности относятся данные термины.

Ответ: к экономике

Ребята, какие понятия у вас асссоциируются с понятием «экономика»?

Составление схемы:

 

  На слайде к схеме добавляется портрет Екатерины Великой.

Обучающимся предлагается сформулировать тему урока. Затем учитель предлагает определить цели и задачи урока.

Учитель:

Мы изучали новую историю. Давайте вспомним особенности развития европейских стран к 60-м годам 18 века:

Ответы обучающихся:

отсутствие крепостного права.

свободный наем рабочей силы в промышленности, в сельском хозяйстве.

предпринимательство

капиталистические отношения в городе и в деревне.

В России к этому времени экономическая система страны, основанная на подневольном рабском труде, находилась в состоянии упадка. Его заменили капиталистические отношения. Это проявилось в следующем:

—разрушалась натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства;

—появлялись ростки системы, основанной на вольном найме;   

—в 1775 году вышел указ о свободе предпринимательства.

Но развитию новых капиталистических отношений препятствовало сохранение крепостного права в стране (недостаток свободной рабочей силы: технические новшества и новые формы труда не применялись из-за наличия дешевой или бесплатной рабочей силы крепостных; отсутствие денег среди крестьяне мешают развитию внутренней торговли)

Впервые в истории страны Екатерина II объявила конкурс на лучшую экономическую теорию для улучшения российской экономики. Победителем конкурса стал француз де Ламбей, который утверждал, что важнейшим условием успешного развития российской экономики является отмена крепостного права.

Учитель: Какую основную проблему мы должны решить на уроке?

Вместе с обучающимися должны сформулировать основную проблему урока:

Сегодня мы должны рассмотреть развитие экономики России в эпоху правления Екатерины Великой: выяснить положительные изменения и выяснить причины, которые мешали развитию экономики.

 

Работа в группа. Раздача конвертов с заданиями.

1 гр. – Развитие сельского хозяйства

2 гр. – развитие промышленности

Учитель: Пришло время работы в группах. На столах вы видите конверты с заданием для каждой группы. Задача заключается в следующем: при помощи материала учебника, текстов документов, исторической карты, ответить на вопросы, представленные в задании. На все отводится время 5-7 минут.

Учитель: Российская империя являлась аграрной страной, следовательно, сельское хозяйство было основой экономики Российской империи.

Слово первой группе: Задание заключалось в том, что необходимо было выписать успехи и трудности в области  сельского хозяйства. Называйте их, а мы вместе проверим. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях верные предположения.

Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.

Успехи

Трудности

1.Освоение новых земель

 (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье)

-  выделение земель

2. Внедрялись новые породы скота

 и сельскохозяйственные культуры

Отсутствие новых форм труда

Личная зависимость крестьян

 

Вывод: (Слайд презентации) Сельское хозяйство развивалось экстенсивно, т.е. благодаря освоению вновь присоединённых малонаселённых земель. Несмотря на начало разложения феодально-крепостнической системы, сельское хозяйство страны довольно успешно развивалось в 60-х и 90-х годах.. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, завоеванных Россией в Северном Причерноморье. Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, которые согласились переместить своих крепостных в южные районы (Новороссию), выделить от 1500 до 12 000 десятин земли в плодородных местах.  Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любые желающие, кроме крепостных крестьян. В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и экспортировать хлеб за границу.

Были введены новые породы крупного рогатого скота и культуры. Картофель и подсолнух постепенно приобретали все большее значение.

Выполнение задания 3, стр. 64 в рабочей тетради.

Отметить районы нового сельскохозяйственного освоения во второй половине 18 века.

 

Слово второй группе:

Успехи

Трудности

1.Высокие темпы развития

(непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары)

2.Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие

 

1.Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне.

2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур

3.Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития.

 

Вывод: Переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими, феодальными  в начале 18 в. насчитывалось 30 мануфактур, 1725 г. – 200, 1750 г. – 600, в конце 18 в. – 1200.

Работа с картой:

Выполнение задания 3, стр. 64 в рабочей тетради.

Отметить предприятия различных отраслей промышленности, возникших во второй половине 18 века.

Учитель: скажите, какие отрасли промышленности были развиты в России во второй половине XVIII века.

Выступление обучающегося с сообщением о развитии торговли и транспортных путей в России во второй половине 18 века.

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли

Крупнейшие торговые центры – Москва, Петербург.  В Петербург ежегодно доставлялось 11 млн. пудов хлеба.

Новые ярмарки появились на Украине и в Сибири, 25 крупнейших ярмарок приобрели в это время общероссийское значение.

Нежинская – товары свозились три раза в год со всей России, из Западной Европы, Турции.

Между русскими и украинскими купцами заключались торговые сделки на Коренной ярмарке под Курском.

Ирбитская ярмарка – служила торговым посредником между Европейской Россией и Сибирью.

Внешняя торговля – Рига, Петербург – оборот увеличился в четыре раза.

Началось строительство южных портов – Одессы, Херсона и др.

.

Учитель:  Посмотрите на следующие данные:

В 1763-1765 гг. экспорт составил 12 млн. руб., импорт – 9,3.

В 1781-1785 гг. экспорт –23,7, импорт – 17,9.

В 1763-1765 гг.  импорт – 9,3.

В 1781-1785 гг. импорт – 17,9.

Учитель: Ребята, изучите текст учебника на стр. 18 и скажите, что могла Россия вывозить на продажу, а именно какие продукты или товары, а, что могла ввозит, т.е., что Россия экспортировала, и какой импорт ввозился  в страну.

                    Экспорт

                        Импорт

Лен, пенька, пакля, кожа, ткани, лес, смола, канаты, щетина, сало, железо, пушнина, хлеб.

Сахар, сукно, шелк, шерсть, хлопок, вино, фрукты, пряности, краски, фарфор, парфюмерия, чай, металлические изделия.

то есть предметы, непосредственно используемые человеком.

Во второй половине 18в., резко очутилась нехватка финансов в государственной казне. Это было связано, с непрерывными войнами(активной внешней политикой, содержание флота и армии).

 Ростом количества чиновников, т.о. увеличение расходов на содержание гос. аппарата (1775г.-реформа местного управления). Содержанием флота

Так как денег все также было недостаточно, Екатерина впервые прибегла к внешним займам под большие проценты (голландские купцы, а потом генуэзские), на уплату процента к концу века расходовалось до 5%  государственного бюджета.

В 1768 г. – Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег (1769 г.).

Выступление обучающегося с сообщением «Бумажные деньги – история создания и причины их появления в России».

 

С 1770 г. банки впервые стали принимать деньги на хранение. В 1786 г. на базе ранее существовавших банков был создан единый Государственный заёмный банк. Вскоре бумажный рубль был на 40 % дешевле серебряного. Всё это не могло не привести, с одной стороны, к росту цен, а с другой – к инфляции, т.е. обесцениванию денег. Так в 1796 г за один рубль ассигнациями давали лишь 68,5 копеек серебром. Постоянно рос и дефицит бюджета.

 Итоги развития экономики. Учитель: Мы, с Вами рассмотрели, охарактеризовали, проанализировали экономическое развитие России во второй половине 18в. С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях. С другой стороны, поддержание крепостнической системы было тяжелым бременем для экономики страны, особенно для крестьянского хозяйства. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Вcе это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

Закрепление. ( Рефлексия. подведение итогов урока)

  Выберите тенденции, свидетельствующие о развитии экономики России во второй половине 18 века. 

Рост количества мануфактур.

Преобладание крепостного труда.

Экстенсивная система землепользования.

Рост числа «капиталистых» крестьян.

Рост оброчной повинности.

Разрешение на организацию мануфактур и заводов.

Разложение натурального хозяйства.

Рост наемного труда.

Рост барщины.

Рост денежного оброка.

Низкая покупательная способность крестьян.

Внедрение новых сельскохозяйственных культур.

Сохранение прежнего уровня развития орудий труда.

Подведение итогов урока, оценка своей работы и работы класса

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

пар. 19, задание  5 в рабочей тетради.

 

 

 

 

Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.

 

Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru

 

Отзыв коллег на открытый урок по истории в 8 классе

«Экономическое развитие России в эпоху Екатерины II».

учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»

Магомедовой Румины Загидиновны

 

 Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 8 класса.

Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. это 3-й урок по теме «Российская империя при Екатерине II». Образовательная цель урока – на конкретных примерах объяснить и доказать учащимся, что в России крепостная система мешала развитию страны, определить основные тенденции развития страны в конце 18 века. Поставленные цели были достигнуты, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения при работе с тестом и картой; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.

Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.

В ходе урока развивались навыки работы с исторической информацией , умение работать в группах. Основной задачей на уроке являлось создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение. Применение на уроке практико-ориентированного обучения, способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха при поддержке со стороны педагога и одноклассников. Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «Ашагастальская СОШ» _____________Махмудов Ф. А.

 

Зам.директора по УВР_____________Абдулмеджидова Ф. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АШАГАСТАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

с.Ашагастал, ул. Идрисова 1, тел: 89285286704, E-mail: ashagastal.sosh@yandex.ru

 

Отзыв родителей на открытый урок по истории в 8 классе

«Экономическое развитие России в эпоху Екатерины II».

учителя истории МКОУ «Ашагастальская СОШ»

Магомедовой Румины Загидиновны

 

Тема и цель занятия, чётко сформулированные в начале уроке,  были отмечены в течение всего урока красной нитью. Тип урока: обобщительно-повторительный. Учитель использовал разнообразные методы и приёмы работы, что позволило всем ребятам принимать активное участие в игре. Учащиеся с интересом  выполняли задания. Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Применение здоровьесберегающей, проблемно-обучающей технологии позволило сделать урок рациональным и результативным. 

Румина Загидиновна вовлекла  всех учащихся в работу на уроке, удачно скомплектовала творческие группы из разных по характеру и уровню развития учащихся. 

Учащиеся принимали активное участие в постановке цели и формулировки задач по теме урока. На уроке была использована групповая работа, которая позволила включить всех учащихся в решение проблемы, предусмотренной задачами урока. Органично в уроке была использована мультимедийная презентация, которая помогла учащимся использовать информационно - коммуникационные технологии в качестве средства наглядности и в качестве дидактического пособия.

      Применяемые методы (наглядные, словесные и практические) и применяемые информационно-коммуникационные технологии, позволили преподавателю сохранить познавательную активность учащихся в течении всего урока, а следовательно, достичь цели и выполнить поставленные задачи.

      Урок с использованием позиционной технологии можно назвать позитивным и эмоционально ярким.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

Урок получился интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

 

Родители 8 класса


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Правление Екатерины II получило название «золотого века» российского дворянства

Правление Екатерины II получило название «золотого века» российского дворянства

На слайде к схеме добавляется портрет

На слайде к схеме добавляется портрет

Успехи Трудности 1

Успехи Трудности 1

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли

Итоги развития экономики. Учитель:

Итоги развития экономики. Учитель:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2021