Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
по теме: "Н.Носов. Живая шляпа"
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Нурмагомедова З. М.
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Формировать УУД:
- Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,
- Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.
Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.
Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор , конверты с заданиями.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Психологический настрой. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Прозвенел звонок весёлый, - Ребята, а когда уроки проходят интересно? *Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации Любой урок надо начинать с хорошего настроения пришлите мне СМС-ку с вашим настроением. Напоминаю вам о том что в течении урока вы работаете с карточкой – «ВЫРУЧАЙКОЙ!!!» |
Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока,когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д) |
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви; Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность
|
Речевая разминка |
Плюх-ну-лось Со-скольз-ну-ла Рас-кра-ши-ва-ли |
Читают по группам
|
|
2.Создание проблемной ситуации. (мотивация) |
Читает стих Великоцкая Диана • Шляпа- лучший друг на свете • Знают взрослые и дети. • При ярком свете выручает • И быть модной помогает. • От дождя и ветра спрячет, • Пожелает нам удачи! А что такое шляпа? .(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову) Сегодня перед работу я посмотрела передачу «Необъяснимо, но факт» И вот какое видео взволновало общественность ПРОСМОТР ВИДЕО
Проблемный вопрос: (Стратегия “верите ли вы в то, что..”)
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Найдем ответ на этот вопрос в конце сегодняшнего урока . |
Совещаются в парах. Выска- зывают своё мнение . |
Регулятивные: Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные: Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний
|
3.Актуализация знаний.
Сообщение темы ,постановка целей урока.
Выявление места и причины затруднения
|
Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока На листах у вас изображены портреты писателей Разделите их на две группы Известные ВАМ и неизвестные. Сотнесите фамилии авторов. Сначала тех которые вам известны. А затем фамилия автора которого мы не изучали отправьте к неизвестному вам портрету. Итак с каким автором произведений мы с вами познакомимся?
Название произведения зашифровано на доске «ЖВИЯА Итак тема нашего урока «Н.Н. Носов «Живая шляпа» Давайте поставим ЦЕЛЬ урока Про биографию Николая Носова Подготовили доклад Аня Татарнецева и Даниил Смольянинов Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа,газетного торговца. Многое умел, мног знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании киг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказываеет о таких машинах ,приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться.
Дерево предсказаний: Ребята а давайте подумаем о чем может быть рассказ с таким интересным названием «Живая шляпа» Я предлагаю вам обратиться за помощью к нашему сундучку предсказаний -вытаскиеваете предсказание если вы с ним согласны крепите его на дерево, если нет откладываете его . Словарная работа
|
Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений
- О Н.Носове
1. Узнать бывают ли шляпы живыми? 2. Познакомиться с новым автором. 3.Прочитать его рассказ. 4. Узнать чему он нас учит
Отвечают на поставленные вопросы -недалеко от Киева в Украине -отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей -«Затейники»,»Огурцы»,»Телефон», «Приключения Незнайки» и т.д.
|
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
4.Открытие нового знания. А) стадия осмысления.
Б) первичное закрепление
|
Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте узнаем значения некоторых слов. Работа по группам 1 группа ищет значение слова «кочерга» при помощи словаря 2 группа ищет значение комод при помощи планшета -Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ? -А слово ПЛЮХНУТЬ?
Учитель заранее делит текст на смысловые части. -Ребята.Сейчас мы начнём читать текст по частям,с остановками. Первую часть нам прочтет, а мы послушаем мастер выразительной речи, актер театра Слушаем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось, упало» *Как вы думаете, что плюхнулось на пол? *А кто попробует предположить, что произойдет дальше?
Смориим видео Чтение 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли» -Что же так испугало ребят? -Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.
-Тогда что их так напугало? -Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх? Дети читают!!!Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну клюшкой» -Чей прогноз оправдался? _А кто из мальчиков оказался посмелей :Володя или Вадик? Обоснуйте ответ. -Как поведут себя мальчики дальше? Инсценировка 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху» -Кто из вас был прав? -Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? -Как вела себя шляпа? Почему? -Какой момент самый напряженный? -Предположите, чем закончится произведение . (УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА) -Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы? Ну как сбылись ваши предсказания – обратимся к нашему дереву предсказаний Обобщает ответы детей. Как вы думаете чувствовал себя котенок под шляпой!!! У него наверное затекли все лапки и он был рад вылезти из-под шляпки. Давайте и мы с нашим котиком проведем физкультминутку |
Отвечают на вопросы, объясняют значения слов. -инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. -низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей. -ударить -упасть, тяжело сесть
Слушают учителя, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.
Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории -Напугала их шляпа,которая двигалась. -Да,понимали,т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми» -обычный предмет,но ведёт себя странно. (высказывают мнения)
Отвечают на вопросы учителя.Высказывают своё мнение. - Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой,бросить друга.
Высказывают варианты ответов.
(хотели треснуть, стучали клюшкой, кричали..) -Она не двигалась, т.к сам боялась. -Шляпа как подскочит кверху… Высказывают мнения
-Радость, что всё хорошо закончилось. Стыд, что они испугались шляпы. Жалость- Ваське зря попало. -высказывают ответы. |
Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме |
5.Физкультминутка |
Осторожно, как котенок, На носочках я пройдусь. Спинку я прогну немножко Распрямлюсь и потянусь. И из блюдца молочко Полакаю язычком. Лапкой грудку и животик Я помою, словно котик. А потом свернусь колечком И усну у теплой печки. |
дети идут на носочках
-прогибают спинку, -потягиваются -выполняют движения головой вверх-вниз -поглаживают ладошкой животик -приседают, -опускают голову на колени
|
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья |
Закрепление. |
Ребята,а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа» Работа в группах. . В сундучке у нас появились лежат они у вас одинаковые. 1 группа выберет те которые соответствуют теме трусости, страха А 2 группа о смелости . Спасибо ребята вот как много пословиц придумал русский народ который восславляют отвагу и смелость и порицают трусость и страх. Ну а теперь самое время провести работу с нашими шляпками Методики «Трех шляп» 1шляпа «Критик» ищет все отрицательное 2 шляпа «Добряк» ищет все положительное 3 шляпа «Мудрец» Чему учит нас рассказ *Верно..учись справляться со своим страхом ,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации. |
Расставляют картинки. |
|
6.Включение в систему знаний и повторений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
|
Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»
-Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ. УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ) - Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий. Итак возвращаемся к вопросу который у нас возник в начале урока: так бывают живые шляпы?
|
Учащиеся делятся на группы.
Приступают к выполнению заданий
Ребята одевают шляпу и анализируют текст.
Нет. |
Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов. Уметь находить дополнительные сведения по теме урока Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. Регулятивные: Уметь обобщать и делать выводы |
7.Рефлексия. |
Заполнили карточки самооценивания!
|
Высказывают свои варианты ответов.
Оценивают результаты своей работы
|
Регулятивные: Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач |
8.Подведение итогов урока |
--Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал? -Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора? -Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
|
9. Домашнее задание |
Предлагаю вам дома: прочитать текст по ролям или попробовать его пересказать.
|
Дети делают выбор и записывают домашнее задание |
Регулятивные: Уметь сделать выбор
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задание №1.-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»
Задание №3.- прочитав авторские слова, дети должны, используя слова для справок, вписать в таблицу ,какое чувство испытывали герои.
ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ |
АВТОРСКИЕ СЛОВА |
|
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки. |
|
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит: - Ай! - и прыг на диван. |
|
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя. -Куда? -Пойду к себе домой. -Почему? -Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. |
|
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать: -Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? |
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ
Директор МБОУ «СОШ№58» Насухова Ф. Н.
Завуч начальных классов Сейфулаева М. Р.
Заместитель директора по УМР Омарова Н. Х.-А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Отзыв коллег
на открытый урок по литературному чтению во 2 «9» классе
по теме: "Н.Носов. Живая шляпа"
учителя начальных классов Нурмагомедовой З.М.
Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Прослушивание аудиозаписи рассказа позволило плавно перейти к определению темы урока самими учениками, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. Дети активно отвечали на вопросы, анализировали прочитанные произведения, учились высказывать свою точку зрения, делали взаимопроверку, что способствовало развитию коммуникативных учебных действий.
На уроке прослеживалась межпредметная связь (изобразительное искусство, музыка, окружающий мир), связь с жизнью.
Система заданий, используемая на уроке, была направлена также на формирование знаний по теории литературы ( загадки, стихотворения, рассказ). Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое,
просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает
им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения ,развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока
соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Материал урока носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.
На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.
Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель. Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным
материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведены физминутки, чередовались письменные и устные задания.
Директор МБОУ «СОШ№58» Насухова Ф. Н.
Завуч начальных классов Сейфулаева М. Р.
Заместитель директора по УМР Омарова Н. Х.-А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58»
г. Махачкала п. Семендер
Отзыв родителей
на открытый урок по литературному чтению во 2 «9» классе
по теме: "Н.Носов. Живая шляпа"
учителя начальных классов Нурмагомедовой З.М.
На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: подача справочного материала, осуществление самопроверки, взаимопроверки, визуальное восприятие информации. Урок был призван способствовать развитию у учащихся монологической речи, развитию речи, способности мыслить словесно- художественными образами; развитию памяти, внимания, мышления, познавательной активности. Включение в урок иллюстраций детских рисунков, фотографий способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был большим..
Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. Мною использовались такие формы работы, как фронтальная, групповая ( по вариантам чтение слов с целью тренировки, составление и выбор соответствующей пословицы, работа в печатной тетради( при проверке домашнего задания). Формированию познавательных учебных действий способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы: использование разнообразных видов чтения (чтение слушание, первичное, выразительное, вслух, по ролям, выборочное,). Дети активно отвечали на вопросы, анализировали поступки героев, учились высказывать свою точку зрения, что способствовало развитию коммуникативных учебных действий. На уроке прослеживалась межпредметная связь (изо, русский язык, музыка), связь с жизнью. Система заданий, используемая на уроке, была направлена также на формирование знаний по теории литературы (виды сказок, жанр текста). Соблюдались санитарно-гигиенические требования: не превышались нормы работы с компьютерной техникой, проводилась физкультминутка. Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка
Родители 2 «9» класса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.