Тема: Жизнь луга
Цели: сформировать представления учащихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, атлас-определитель, гербарий растений луга, тест.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли тихонько в класс.
Стали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Мы начнём урок , друзья.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация опорных знаний
Тест
1. Лес называют природным сообществом, потому что:
а) там рядом друг с другом растут разнообразные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными
2. На деревьях обитают:
а) белки, дятлы, кедровки
б) мыши, зайцы, медведи
в) кроты, лоси, черви
3. В лесной подстилке живут:
а) ежи, кроты, землеройки
б) бактерии, насекомые и их личинки
в) божьи коровки, жуки-короеды, лесные мыши
4. К съедобным грибам относятся:
а) мухоморы, говорушки восковые, желчные грибы
б) дождевики, пороховки, шампиньоны
в) лисички, рыжики, маслята
Взаимопроверка с эталона (слайд № 1)
- Обменяйтесь тестами. Проверьте работу по эталону. Выставьте оценки. Поднимите руку кто получил оценку 5, кто 4, кто получил оценку 3.
III. Самоопределение к деятельности
Посмотрите, пожалуйста, на экран (демонстрация слайдов с изображением луга)
(слайд № 2 - 5)
— Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке. ( Мы сегодня будем говорить о луге.)
На экране тема: «Жизнь луга» (слайд № 6)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?(слайд № 7)
— Что мы будем делать для достижения этой цели, постройте план урока?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы. (Приём «Ромашка Блума»)
-Возьмите оценочные листы заполните их на начало урока. (Дети заполняют оценочные листы)
- Поднимите руки кто думает, что всё знает по этой теме, кто знает, но не всё, кто мало знает, кто ничего не знает по данной теме.
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
— Послушайте еще одно стихотворение. Постарайтесь запомнить названия растений.
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ, как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынъ
— Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик и т. д.)
— Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений — цветы.)
— Давайте поближе познакомимся с растениями луга. (слайд № 8)
Работая в группах с гербариями, выполните задание 1 на с. 78 в рабочей тетради. (Работа в группах с гербариями). (Ученики записывают названия растений луга, которые им
удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)
-Какие растения записала 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа, 5 группа?
Какие растения вам доводилось видеть в природе.
- Пользуясь атласами – определителями, выполните задание 3 на стр. 79 в рабочей тетради. (Ученики узнают название растений луга, подписывают их. Отмечают растения, которые они видели в природе).
Давайте проверим:
Первое растение 1 группа (первоцвет)
Второе растение называет вторая группа (зверобой)
Третье растение называет третья группа (колокольчик)
Четвёртое растение называет 4 группа (клевер луговой)
-Какие растения вы встречали в природе? – 5 группа.
3. Самостоятельная работа
— Каким вы представляете животный мир луга? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.)
— Каких животных луга вы можете назвать? (Ответы детей.)
— Прочитайте задание 3 на с. 171 учебника. (слайд № 9)
-Возьмите листочки бумаги, которые лежат у вас на столе и выполните задание.
— Кто смог правильно назвать всех животных луга?
Работа в парах (Ученики работают в парах и проверяют друг друга, как запомнили животных луга. Один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.) Поднимите руки кто не допустил ни одной ошибки?
-Ребята, как вы думаете, что такое луг?
4. Работа по учебнику С. 171-175
— Предлагаю прочитать статью в учебнике «Природное сообщество луга» и узнать новую информацию о луге. Возьмите в руки карандаши. (слайд № 10)
Если информация уже знакома ставьте знак «+», если материал новый для вас ставьте букву «н», если есть непонятные слова и выражения ставьте знак «?». (Приём «Инсерт»)
(Ученики читают статью.)
-Давайте обсудим: что нового вы узнали? (Ответы детей.)
-Какой материал был вам знаком? (дети зачитывают предложения).
Что для вас было непонятным? (Ответы детей).
— Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? Назовите экологические связи. (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество.)
V. Физкультминутка
На лугу растут цветы
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
VI. Первичное закрепление
2. Выполнение заданий в рабочей тетради (слайд № 11)
— Выполните задание 4 на с. 79 рабочей тетради.
(Ученики соединяют стрелками рисунки и названия, сравнивают насекомых. Выделяют признаки, по которым их можно различить в природе.). Проверяем: первый рисунок название, отличительные признаки и т.д.
— Выполните задание 5 на с. 80.
— Что за птица постоянно потряхивает хвостиком? (Трясогузка.)
— Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»? (Коростель.)
— А какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»? (Перепел.)
VII. Работа по новой теме
1. Моделирование
Из предложенных картинок на доске постройте цепи питания, характерные для луга. (3- 4 ученика).
— В задании 7 на с. 81 предложено составить памятку «Как вести себя на лугу». Запишите только правила.(1. Не рвите на лугу цветы. 2. Не ловите на лугу бабочек. 3. Не разоряйте гнезда шмелей на лугу. 4. Не поджигайте на лугах сухую прошлогоднюю траву. 5. Берегите живущих на лугу птиц, ящериц, жаб.) Давайте проверим, что вы записали.
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
Возьмите листы для самооценки, заполните строчки для конца урока. Давайте проверим.
Домашнее задание слайд № 8
1. Прочитать текст на с. 170—174, вопросы с. 176 учебника.
2. Выполнить задания в рабочей тетради 2, 6, 7 до конца на с. 78, 80, 81
3. Дополнительные задания:
1)№ 2, с. 176 учебника
2) сообщение «Насекомые – санитары» с. 177 учебника или из доп. литературы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.