Проблема формирования креативного мышления младших школьников в психологии и педагогике
Социальные преобразования, происходящие сегодня в нашей стране,
выдвинули на передний план проблему выявления и поддержки одаренных детей, которая еще недавно не вызывала столь пристального внимания.
Как отмечал исследователь данной проблемы В. С. Кагерманьян
« если благодаря усилиям последователей великого реформатора Петра I
к 1813 году в России было достигнуто весьма высокое отношение высокоинтеллектуальной части населения(6%) к общему числу грамотных…, то в последние 15-20 лет процент «элиты» в нашей стране опустился примерно до единицы. Несмотря на достаточно высокий образовательный потенциал и разнообразный опыт развития научно-технического творчества молодежи, в нашей стране наблюдался затяжной спад в решении проблемы».
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему:
-длительное время тесты были почти под запретом;
- специфические трудности тестирования младших школьников (застенчивость, страх перед незнакомыми людьми, легко отвлекаются, быстро утомляются);
- действующие программы и учебники по возрастной и педагогической психологии не содержат сведений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах их выявления, ни о стратегиях и моделях их обучения.
Около 30% отчисленных из школ, составляют дети одаренные и сверходаренные.
Таким образом, обучение одаренных детей для отечественной дидактики – проблема новая. И она требует, чтобы в качестве основной линии реорганизации содержания современного школьного обучения выступала задача развития и формирования креативного мышления младших школьников.
Рассмотрим, что в науке понимается под креативным мышлением.
В психологическом словаре дается следующее определение:
«Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями самой познавательной деятельности по его созданию».
В настоящее время все более авторитетным становится направление в рассмотрении креативного мышления как сплава способностей (общих, специальных) со свойствами личности, с характером, темпераментом, ее направленностью, опытом индивидуального психического развития в процессе социализации, образования, воспитания.
Уникален опыт Д. Родари, который огромное внимание уделял работе по овладению словом, художественной речью, опытом литературного творчества, что катализирует процесс развития творческого мышления и творческого развития личности в целом. Развивается не только фантазия, но и эмоциональная, коммуникативная культура ребенка. Катарсис творчества делает процесс обучения радостным и продуктивным.
В науке понятию «креативное мышление» соответствуют понятия
«дивергентное мышление» и «латеральное мышление».
Дж. Гилфорд ввел получившее широкое признание понятие дивергентного (расходящегося) продуктивного мышления как альтернативного, отступающего от логики мышления, которая проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов.
Э. Де Боно ввел понятие «латеральное мышление» - « мышление вширь», которое выискивает новые подходы. Он определил принципы
« латерального мышления»:
1.Преодоление барьера НЕТ (использовать заведомо неподходящую идею как переходной этап к другим идеям).
2.Создание связей между любыми, в том числе самыми отдаленными предметами и явлениями (прием «случайное совмещение»).
3.Преодоление барьера ДА (способность усомниться в истинности прописных истин, сомнение ради изменений).
Анализируя работы, связанные с особым проявлением креативного мышления с изобретательской деятельностью, целесообразно отметить, принципиально новое видение проблемы исследователем
Г. С. Альтшуллером. Основополагающей задачей исследователя была разработка алгоритма решения изобретательских задач. Авторская позиция отличается от различных схем членения творческого процесса на этапы, фазы, стадии, описанных в литературе по проблемам протекания творческого процесса изобретателей с конца прошлого столетия. Подобного рода изыскания, с точки зрения Г.С.Альтшуллера, не могут объяснить процесс прохождения изобретателем этапов решения и поэтому не объясняли сущность творческого процесса. Поэтому, исследователь считал их бесперспективными, с точки зрения, поиска путей усовершенствования процесса изобретения.
Положения, разработанные Г.С.Альтшуллером, легли в основу большинства современных программ изобретательской деятельности.
В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности стали предметом ряда специальных исследований отечественных специалистов (С.Д.Бирюков, А.Н.Воронин, В.Н.Дружинин, А.М. Матюшкин и др.)
Известный российский психолог В.Н.Дружинин, анализируя подходы большинства отечественных и зарубежных авторов к проблеме соотношения интеллекта и креативности, выделяет три основные позиции:
1.Отказ от какого бы то ни было разделения этих функций(большинство отечественных ученых; Г. Айзенк).
2.Между креативностью и интеллектом существуют пороговые отношения. Для проявления креативн6ости нужен интеллект не ниже среднего.
3.Мышление и креативность – независимые, ортогональные способности. при максимальном снятии регламентации деятельности в ходе тестирования креативности ее измерения у детей не зависят от уровня их интеллекта (В.Н.Дружинин, Дж.Клон и др.)
Обобщая различные подходы к изучению креативности и креативного мышления, констатируем факт, что эти трактовки различны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К.А. Активность и созидание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социальном обществе. Активность и развитие личности. - М..: Наука, 1989
2. Альтов Г.И. И тут появился изобретатель. – М., Детская литература,1989
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение,1991
4. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач.// Наука и технический прогресс. Справка- Баку: ТРГУ,1988
5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь,1994
6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. – М.: Просвещение, 1983
7. Амонашвили Ш. А. Как живёте, дети. - М.: Просвещение, 1986
8. Ананьев Б.Г. Формирование одарённости. – Л., 1962
9. Анастази А. Психологические тестирования. – М., Педагогика, 1982
10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Издательство Казанского университета, 1996
11. Аникин В.И. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., Учпедгиз, 1957
12. Белова Е. Одарённый ребёнок на пороге школы.// Семья и школа, 1994 № 3
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., Педагогика, 1989
14. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997
15. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности.//Психодиагностика и школа. – Таллинн: ТРГУ,1980
16. Богуславская Р.Н. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1990
17. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968
18. Большой толковый психологический словарь. Перевод с английского/ Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ», Издательство «Вече»,2001
19. Боно Э. Развитие мышления. – Минск: Попурри, 1997
20. Боно Э. Латеральное мышление. – СПб: Питер, 1997
21. Венгер Л.А. Программа «Одарённый ребёнок». – М., 1995
22. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. – М., Знание, Народный университет, 1985 № 12
23. Волков И.П. Много ли в школе талантов. – М., 1989
24. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. – М., 1992
25. Выгодский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991
26. Гадалко А.Е. задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М., 1985
27. Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети. – М.,1991
28. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одарённые дети: экология творчества. – М.: Челябинск, 1993
29. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. – М.: Педагогика, 1990
30. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.:ТИ сфера, 2000
31. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 1995
32. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985
33. Исследование проблем психологии творчества./ Под редакцией Я.А. Пономарёва – М.: Наука, 1983
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.