Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области “Школа-интернат №3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Тольятти”
ул. Кирова, д. 64, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445004. Тел./факс (8482)22-29-34. E-mail: school3i@edu.tgl.ru
ул. Матросова, д. 31, г.о. Тольятти, Самарская обл., 445008. Тел./факс (8482)24-51-31
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
по теме: « Режим дня. Часы. Профилактика переутомления»
Составила и провела учитель:
Кустова Марина Владимировна
Тольятти, 2020
Тема урока: « Режим дня. Часы. Профилактика переутомления»
Класс: 4 «а».
Тип урока: обучающий.
Дата проведения : 12 марта 2021г.
Цель урока: дать понятие «режим дня», важность режима дня в здоровье человека.
Задачи урока:
1) Образовательные: закрепить знания о частях суток, о занятиях в разное время суток; ознакомить учащихся с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня; закрепить знания об устройстве часов, о видах часов, их предназначении; познакомить и разучить комплекс физкультминутки для профилактики переутомления.
2) Коррекционно-развивающие: формировать начальные представления о здоровом образе жизни; способствовать развитию кругозора, словарного запаса учащихся, интереса к окружающему миру, умения работать с учебником и тетрадью.
3)Воспитательные: воспитывать осознание того, что для человека важен здоровый образ жизни; воспитать желание соблюдать режим дня; воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие.
Прогнозируемый результат:
Личностные (ЛР): самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
– формировать умение понятия «режим дня», важность режима дня в здоровье человека.
Коммуникативные
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника.
Предметные (ПР):
- знать части суток, о занятиях в разное время суток;
- познакомиться с режимом дня;
- знать об устройстве часов, о видах часов, их предназначении;
- разучить комплекс физкультминутки для профилактики переутомления.
Методы: словесный метод (рассказ, беседа), практический метод, логический метод, метод контроля, информативный метод.
Оборудование: учебник «Мир природы». 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Ч. 2. (Н. Б. Матвеева, И. Я. Ярочкина, М. А. Попова, Т. О. Куртова) – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019 г., медиа - проектор, ноутбук; презентация к уроку, интернет ресурсы: фильм «Режим дня учащихся», фильм «Виды часов и как определять время», комплекс видео гимнастики для профилактики переутомления; карточки с названиями режимных моментов и картинки (раздаточный материал); дневник, пенал.
Новые образовательные технологии, использованные на уроке: личностно-ориентированные, дифференцированное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
I. Орг. момент. (Слайд 1.)
-Послушайте стихотворение и помогите его закончить 2 мя словами.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья,
Должен быть …( режим дня)
-Напомнить о правилах посадки.
II. Объявление темы и цели урока. (Слайд 2.)
III. Работа по теме урока.
1) Вступительная беседа.
-Вам уже знакомо понятие «режим дня». Что оно обозначает? Нужно ли его соблюдать и почему?
2)СЦЕНКА : «РЕЖИМ ДНЯ »
- (Выходит к доске ученик )
Действующие лица: учитель и ученик Вова.
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
- Конечно! Режим…!
- Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю – 4.
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
- Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.
- Хорошо…
- А можно еще лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
- Как это с бабушкой?
- А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
- Не понимаю – как это?
- Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я,…
- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
Поможет правильно ответить нам на эти вопросы фильм, который мы сейчас посмотрим.
3)Просмотр фильма. (Слайд 3.)
4)Сделаем обобщение:
- Ребята, так что же такое режим дня? (Ответы детей).
Режим дня – это продуманный порядок действий в течение дня, где чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон. Он помогает школьнику становиться волевым, дисциплинированным. Сейчас мы проанализируем некоторые режимные моменты.
5) Работа по учебнику.
-Откройте учебник на с 55.
- Рассмотрите схему.
-Вспомним, как называются части суток? (Слайд 4.)
- Чем люди занимаются в разное время суток?
-Какими цветами обозначены на схеме части суток?
-Посмотрите на схему и расскажите, что люди делают по утрам? (Люди утром просыпаются, умываются, завтракают, дети идут в детский сад, школьники в школу, а взрослые на работу).
- Я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки.
- А теперь расскажите, какие действия происходят днем? (Люди днём делают самые важные дела, дети находятся в детском саду: они занимаются, играют, гуляют, обедают, спят, школьники учатся, взрослые работают.)
- Что люди делают вечером? (Люди возвращаются домой с работы, с детского сада, с учебы, ужинают, отдыхают: смотрят телевизор, играют, чистят зубы, ложатся спать.)
- А что люди делают ночью? (Спят.)
-Откройте учебник на с 56.
-Давайте вспомним основные моменты из режима, которые совпадают почти у всех детей.
- Я буду читать текст в учебнике, а вы будете накладывать на картинки слова, обозначающие режимные моменты.
-Дети встают. (Ученики находят картинку, обозначающую подъем и выкладывают на парту.) Проверяем. (Слайд 5.)
-Делают зарядку. (Слайд 6.)
-Мы тоже выполним сейчас зарядку. (Слайд 7.)
-Принимают водные процедуры. (Слайд 8.)
-Завтракают. (Слайд 9.)
-И идут в школу. (Слайд 10.)
-Что мы должны соблюдать, когда идем в школу? (ПДД.)
-В школе они учатся, узнают что – то новое. (Слайд 11.)
-Наступает время обеда. (Слайд 12.)
-И отдыха. (Слайд 13.)
-Дети готовят уроки. (Слайд 14.)
-Посещают кружки и секции. (Слайд 15.)
-Время ужина. (Слайд 16.)
-И тихих спокойных игр. (Слайд 17.)
-Дети готовятся ко сну и ложатся спать. (Слайд 18.)
-Ответим на вопрос, используя текст?
-Чем дети занимаются утром, днем и вечером? (Утром дети выполняют самую важную работу: встают, делают зарядку, принимают водные процедуры, завтракают и идут в школу.) (Днем они учатся, обедают, отдыхают, готовят уроки, посещают кружки и секции.) (Вечером: ужинают, играют в тихие спокойные игры, готовятся ко сну и ложатся спать.)
-Почему людям нужен ночной сон? (Организм отдыхает. Защита и восстановление органов и систем организма для нормальной жизнедеятельности. Переработка, закрепление и хранение информации. Адаптация к изменению освещенности (день-ночь). Поддержание нормального психоэмоционального состояния человека.
Восстановление иммунитета организма.)
- В какие игры можно играть вечером?
-Вспомни расскажи ,чем ты любишь заниматься вечером? В какие игры играешь?
6) А сейчас поговорим о часах. Прочитаем вопросы и текст на с. 56 -57.
- Посмотрим на слайды и узнаем, какие бывают часы. (Слайд 19-24.)
1. Он всем показывает, что уже наступило утро.
Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу.
2.Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера. Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня. Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.
3. Главное, что нужно увидеть – это то, что наша «тень – стрелка» передвигается по кругу.
После ответа на вопрос: подумай, для чего в школе звенят звонки?)
7)Посмотрим фильм « Как определять время». (Слайд 20.)
8)Вывод: чтение в учебнике на с. 58.
9)Беседа о профилактике переутомления.
-Сначала выясним, что такое переутомление?
Переутомление — очень опасное состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека. Утомление — это усталость, всеобщее истощение организма, а переутомление — это стадия длительного утомления.
-Запомните основные правила, чтобы не было переутомления.
1.Установить правильный режим дня для школьника: ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложиться спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
2. Правильно организуйте рабочее место школьника: стол, за которым вы занимаетесь, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот; Свет от настольной лампы не должен бить в глаза.
3. 3. Позаботьтесь об отдыхе.
4. Не забывайте о правильном питании.
5. Отключите компьютер
6. Не требуйте лишнего.
7. Укрепляйте иммунитет.
10)Запись комплекса гимнастики при переутомлении.
11) Физкультминутка для переутомления. (Слайд 21.)
IV.Итог урока
-Ребята, какой вывод вы сделали для себя?
-Что на уроке узнали?
12)Домашнее задание
13)Выставление оценок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.