Конспект открытого урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова" 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова" 2 класс

Медиа
docx
30.11.2019
Однозначные и многозначные слова.docx

 

Конспект открытого урока по русскому языку

"Однозначные и многозначные слова" 2 класс

 

Цель урока:

Предметные:

·         создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

·         обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

·         помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

 

Метапредметные:

·         познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

 

·         коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 

·         регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

 

Личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи

 

·         Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер ,проектор - презентация карточки для групповой работы .

 

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

- Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

-Сейчас урок русского языка. Это наверное самый сложный предмет из всех в начальной школе.

- А вы любите преодолевать трудности?

-Поднимите руку те, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?

- Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2.Минутка каллиграфии.

- Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим свои 
пальчики.

(Пальчиковая гимнастика)

Прочитайте слова написанные на доске. Кто догадается, какую букву мы будем сегодня прописывать. Почему вы так решили?

- Назовите слова, в которых буква к обозначает твердый согласный звук.

- В каком слове буква к обозначает мягкий согласный звук?

-Молодцы! Прописываем заглавную и строчную буквы Кк. Запишите на следующей строке слова: кисть, корень, ручка, коса.

- В каком из этих слов буква к является суффиксом. Разберем слово ручка по составу.

 

3.Орфографическая минутка.

- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

  • Прибор для измерения времени.
  • Кислое травянистое растение
  • Хищная речная рыба.
  • Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
  • То же самое, что еда.

- Подчеркните орфограмму.

- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?

- Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.

Часы

Щавель

Щука

Задача

Пища

- Подчеркивание орфограмм.

-ча-ща – пишем с буквой А

, чу-щу – пишем с буквой У

- составление предложения.

 

4.Работа по теме урока

Работа в парах

Соедините линиями картинки, которые вы назвали бы одним и тем же словом.

(шляпка, шляпка, шляпка, мышка, мышка, шишка, шишка, иголки, иголки, иголки, берёза, морковь)

Проверка по слайду:

-Что это? С какой картинкой соединили? (мышка – мышка)

Лист – лист. Шишка- шишка. Шляпка – шляпка - шляпка. Иголки – иголки – иголки.

- С какой картинкой соединили берёзу? (ни с какой) Морковь? (-)

- Сколько значений имеет слово «морковь»? (1 )

-Сколько значений имеет слово «берёза»? (1)

-Как бы вы назвали слова, у которых только одно значение? (однозначные)

Давайте вставим пропущенные буквы и запишем в тетрадь эти слова.

- Давайте еще приведем примеры однозначных слов, желательно с непроверяемым написанием, т. е. словарные

(корова, собака, воробей)

-Сколько значений у слова мышка? Шишка? Лист? (два)

-Какое название дадим словам, у которых два значения?

- Сколько значений у слова шляпка? Иголки? (Три)

- Какое название бы вы им дали?

-А если четыре значения?

- А в русском языке есть слова, у которых 26 значений и тридцать. Как мы их будем называть?

(– значения слова «идти»)

- У нас не урок математики, а урок русского языка.

-Если у слов много значений, то как мы их назовем? (Многозначные)

- Итак давайте сформулируем правило:

Однозначные слова – это слова, …

Многозначные слова – это слова, …

-Давайте проверим наши выводы с выводами авторов учебника (с. 27)

- Верно ли мы сформулировали?

Какова же тема нашего урока?

Тема: Однозначные и многозначные слова.

 

5.Физкультпауза.

Вот мы руки развели

Словно удивились.

И друг другу до земли

Низко поклонились!

Поклонились, выпрямились 2раза

Ниже, дети, не ленитесь

Поклонитесь, улыбнитесь.

 

6.Первичное закрепление

Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)

- Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

- Почему слова так называются – однозначные и многозначные.

Рассмотрите схему на интерактивной доске:

                                         Слова

 

               Однозначные           Многозначные

- Какие бывают слова?

- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова

- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?

- однозначные и многозначные

- Однозначные слова имеют только одно значение

- Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.

 

7. Работа в парах (по карточкам):

- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в парах. На каждую парту я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова. линейка тетрадь ручка лист

(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).

- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?

- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…

 (- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).

- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?

- Читает… (Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом). Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради.

- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные).

Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.

Ну, исследователи, пришла пора проверить, как вы умеете применять то, что знаете.

 

8. Самостоятельная работа

Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по карточкам: вы можете выбрать себе задание сами

Желтая карточка – задание потруднее:

Подчеркни многозначные слова: вертолёт, спорт, груша, ключ, учебник, телевизор, труба.

Зелёная карточка – задание полегче:

Догадайся по лексическим значениям, о каком многозначном слове идет речь:

Инструмент художника, маляра.

Часть руки с пальцами.

Часть ягодного растения

Запиши это слово:

Взаимопроверка по слайду.

 

9.Итог урока и оценивание.

- Чтобы знания были впрок.

Давайте повторим урок.

 

- Какие слова мы называем однозначными?

-Какие слова мы называем многозначными?

- Где вы можете посмотреть значение слова?

 

10. Рефлексия

- Чему учились на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу

Я хорошо выполнил свою работу на уроке  – используем зеленый цвет;

Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет

Я плохо работал на уроке –  используем красный цвет.

- Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?

- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

- Я сегодня хочу похвалить ….. за аккуратность письма, быстрый ответ, внимательность, за активность на уроке и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв коллег об открытом уроке

Во 2 «А» классе

«Однозначные и многозначные слова»

учителя начальных классов


Данный урок был разработан для учеников второго класса, обучающихся по программе ,,Школа России”. Данный урок является уроком усвоения новых

знаний, в ходе которого ученики должны запомнить правила переноса слов и

научиться применять их на практике.

На уроке использована проблемно-диалогическая технология. На уроке

ученики отрабатывали умения различать однозначные и многозначные слова, умение с ними составлять предложения, давать нужное лексическое значение.

В ходе работы на уроке используются разные виды работы: работа в парах, взаимопроверка, карточки с разноуровневыми заданиями.

Урок был построен методически грамотно, тесно связывались все этапы, использовались разные методы и приемы, в том числе и инновационные, что характерно для работы учителя  Усаевой З.З. Урок был построен методически грамотно. Цели реализованы.

Все этапы урока логически связаны между собой. Урок был проведен в быстром темпе. Учащиеся много анализировали, сравнивали, выделяли главное.

После каждого этапа урока учитель подводил итог. Подводя общий итог урока,

было видно, что дети усвоили тему урока. Эстетически оформленная наглядность, раздаточный и дидактический материал, презентация, составленная самим учителем, помогали лучшему восприятию материала урока, активизировали работу обучающихся 2 класса. Интересно прошла рефлексия. Свое отношение к уроку ребята должны были обозначить одним из смайликов. Все дети работали заинтересовано, с удовольствием и выбрали улыбающийся смайлик.

Доброжелательный настрой на уроке способствовал активности и работоспособности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв родителей об открытом уроке

Во 2 «А» классе

«Однозначные и многозначные слова»

учителя начальных классов

 

Усаева Захра Заирхановна максимально разнообразила деятельность учеников на уроке. Урок начался с опроса домашнего задания. Потом плавный переход к новой теме. Хочется отметит очень тщательную и многостороннею подготовку учителя к уроку : использовался мультимедийный проектор, наглядные пособия.

Дети активно принимали во многих видах опроса, как индивидуально, так и коллективно, им было интересно. Непринужденная обстановка в классе , манера преподавания, доброта и искренность учителя , сделали урок интересным и познавательным. Чтобы показать красоту, глубину и  богатство русского языка Захра Заирхановна  подготовила ребятам  необычные задания, используя русские народные пословицы, загадки, фразеологические обороты, шарады.  На уроке царила доброжелательная атмосфера. Приглашенные гости  незаметно для себя стали участниками урока, помогая своим детям справиться с заданиями, которые  вызывали у них затруднения. Все время на уроке поддерживался высокий темп работы. Все дети получили поощрения в виде звездочки за правильные ответы. Проведение таких уроков является большим подспорьем родителям для анализа своих занятий с ребенком, выполнения домашних заданий.

Хотелось бы и в дальнейшем посещать такие открытые уроки, они дают очень много информаций к размышлении, замечаешь свои ошибки в процессе обучения.

Большое спасибо нашей учительнице Захре Заирхановне, за ту любовь и понимание, с которым она относится к каждому ребенку.

 

 

 

Родители учеников 2 «А» класса

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)