Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Окончания глаголов 3-го лица единственного числа»
Оценка 4.8

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Окончания глаголов 3-го лица единственного числа»

Оценка 4.8
docx
математика
18.09.2020
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме «Окончания глаголов 3-го лица единственного числа»
УМК «Школа России» Предмет: Русский язык Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Класс: 4 Тема урока: Окончания глаголов 3-го лица единственного числа.
Конспект урока.docx

МОБУ «Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока

по русскому языку в 4 классе

по теме «Окончания глаголов 3-го лица единственного числа»

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Ракитина В.Н. учитель начальных классов,  I категории

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Класс: 4

Тема урока: Окончания глаголов 3-го лица единственного числа.

Педагогическая цель: создать условия для того, чтобы понять какая      

     гласная пишется в личных окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа.

Тип урока: открытие и развитие новых знаний и способов действий /  

решение учебной задачи.

Планируемые результаты: овладевают учебными действиями с 

языковыми единицами и осознают безошибочное письмо как одно из

    проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические  

    правила при записи предложенных и собственных текстов; владеют умением  

    проверять написанное.

               Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества со взрослыми  

и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать    конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные): Познавательные: общеучебные — ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; используют знаково-символические средства; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; логические — умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений; осуществляют анализ, классификацию; постановка и решение проблемы — самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; высказывают свое мнение; активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Оборудование: учебник русского языка, ученические принадлежности, компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный материал, раздаточный материал.

 

Ход урока

 

I. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на меня посмотрели.

 

 – Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.

 – С каким настроением вы пришли на урок, покажите фишку.

 – Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки.

(Правописание личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.)

– Сегодня мы с вами продолжим работу над правописанием  личных окончаний глаголов и вы откроете  новые знания.

– Как вы будете это делать? (Сначала, выясняем, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить ее причину. Затем сами построим новое знание.)

 – Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнение на

восстановление дыхания – задуть одну свечу; пять свечей.

«Одна свеча» - сделать глубокий вдох и выдохнуть одним выдохом.

«Пять свечей» - сделать глубокий вдох и выдохнуть маленькими порциями в пять приемов.

– Желаю вам успешной работы.

 

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном

действии

– Прочитайте высказывание на доске:

Слово имеет окончание –ет

– Какой частью речи может быть это слово? (Глаголом)

– Какие грамматические признаки глагола можно указать по этому окончанию. (Это глагол настоящего времени, 3-го лица, единственного числа, I спр.)

– Какое еще окончание может иметь глагол 3-го лица единственного числа? (Окончание - ит.)

– От чего зависит различие в правописании гласной в окончании глаголов 3-го лица единственного числа? (Окончание зависит от спряжения.)

– Давайте вспомним, какие глаголы относятся к I и II спряжению.

– Какой наш следующий шаг? (Пробное действие.)

– А какая главная задача пробного действия? (Понять, что у нас не получается.)

 

Задание на пробное действие  (Р – №1)

 

         стро…т                       посад…т                 скаж…т            

         утон…т                      смотр…т                 заплач…т

 

– Объясните правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

– Кто не выполнил задание? Что не смогли сделать?

– Из тех, кто выполнил задание поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?

– Укажите эталон, которым вы пользовались.

 

III. Выявление места и причины затруднения

– Какое задание вы должны были выполнить?

– В чем ваше затруднение? (В выборе гласных е, и.)

– Какой учебный шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, что  мы не знаем.)

– Что вы будете делать дальше? (Сами строить новое знание.)

– Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Ныряльщик» (для снятия напряжения с мышц туловища)

И. п. – стоя. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, при этом закройте нос пальцами. Присядьте, как бы нырнув в воду. Досчитайте до 5 и вынырните, откройте нос и сделайте выдох.

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

– Какова же цель нашего урока? (Понять какая гласная пишется в личных окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа.)

– Ребята, вспомните что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Знание окончаний спряжения)

– Сформулируйте тему урока. (Окончания глаголов 3-го лица единственного числа.)

– Расскажите какие действия нужно выполнять, чтобы определить, какую         гласную букву нужно писать в личных окончаниях глаголов 3-го лица  единственного числа.

1. Поставить глагол в неопределенную форму.

2. Выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом неопределенной формой –ть.

3. По глагольному суффиксу определить спряжение глагола.

4. Вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения.

 

V. Реализация построенного проекта

– Где мы можем проверить правильный ли мы сделали вывод?

– Правильно. Откроем учебник на с. 92. Давайте прочитаем правило все вместе.

– Давайте вместе составим опорную схему «Шаги для определения гласной буквы в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа».

(Д – №2)

 

Задумайся, какая гласная Примени правило Выбери гласную
 


 

 

 

– Вы сейчас будете работать в парах и примените новое знание на практике.

– Объясните написание окончаний глаголов 3-го лица ед. числа. Записывать будете по образцу.

 (Р –  №2)

 

(копать – I, -ет) копает лопатой

(             )  корм...т  птиц

(             )  полива…т  цветы

(             )  держ…т  мяч

(             ) пиш…т  ручкой

(             )  смотр…т  вдаль

(             )  ед…т  в лагерь

(Взаимопроверка, эталон на экране)

 

Физкультминутка «Глаз-путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки с изображением  игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

 

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

– Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?

(Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.) (Эталон на экране)

 

 (Р - №3)

 

 

наступать – I,  наступает

сиять – I,  сияет

служить – II,  служит

жалеть – I, жалеет

возить – II,  возит

дышать – II, искл., дышит

 

наступа…т

сия…т

служ…т

жале…т

воз…т

дыш…т

 

 

VII. Включение в систему знаний и повторение

– Составьте по картине предложения.

– На какую тему будем составлять предложения?

– Давайте запишем с вами текст на тему «Весна»

(Запись предложений с комментированием)

Наступа…т весна. На вершине ели заигра…т луч солнца. Весенний ручей наполн…т голубой лес звонким журчанием. Вся природа ожива…т. Ты чувству…шь приход весны?

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности

– Что нового узнали на уроке?

– Что нужно сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

– Достигли ли вы поставленной цели?

– Как вы открыли новое знание? Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные фишки. Зеленая фишка означает положительный ответ, желтая – сомнение, красный фишка – отрицательный ответ.

– Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения и несогласия.

·                   Я знаю как объяснить правописание личных окончаний глаголов 3 –го лица единственного числа.

·                   В самостоятельной работе у меня все получилось.

·                   Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

·                   Я сегодня был в учебной деятельности.

·                   Я доволен своей работой на уроке.

 

 

Домашнее задание: дифференцированное задание:

                                                1) учебник: упр. 78, правило (с. 92);

                                                2) дидактический материал: упр. 21 (с. 81)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Демонстрационный материал:

 

 Д – №1

 

1. Поставить глагол в неопределенную форму.
 

 


 

 

 

 

Д - №2

 

Задумайся, какая гласная

,Примени правило

,Выбери гласную
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Раздаточный материал:

 

 

Р - №1

 

         стро…т                       посад…т                 скаж…т             
         утон…т                      смотр…т                 заплач…т
 

 

 

 

 


Р - №2

 

 

 

Р – №3

 

 

наступать – I,  наступает

сиять – I,  сияет

служить – II,  служит

жалеть – I, жалеет

возить – II,  возит

дышать – II, искл., дышит

 

наступа…т

сия…т

служ…т

жале…т

воз…т

дыш…т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. – Москва «ВАКО», 2010 г.

2. Учебник русского языка для общеобразовательных школ 4 класса, Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, 2010 г.

2. Обучающие карточки, серия «Учебные пособия для младших школьников». Времена года, 2010 г.

3. Интернет ресурсы


 

МОБУ «Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»

МОБУ «Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»

УМК «Школа России» Предмет: Русский язык

УМК «Школа России» Предмет: Русский язык

Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки

Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки

Какой учебный шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, что мы не знаем

Какой учебный шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, что мы не знаем

Взаимопроверка, эталон на экране)

Взаимопроверка, эталон на экране)

У вас на партах лежат цветные фишки

У вас на партах лежат цветные фишки

Приложение Демонстрационный материал:

Приложение Демонстрационный материал:

Раздаточный материал: Р - №1 стро…т посад…т скаж…т утон…т смотр…т заплач…т

Раздаточный материал: Р - №1 стро…т посад…т скаж…т утон…т смотр…т заплач…т

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2020