Конспект открытого урока: Последовательное соединение проводников.
Оценка 4.7

Конспект открытого урока: Последовательное соединение проводников.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
20.02.2024
Конспект открытого урока: Последовательное соединение проводников.
Конспект урока по физике для 8 класса. Изучение темы ; Последовательное соединение проводников
Конспект урока _ Последовательное соединение проводников_.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ                            ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И.ФОКИНА

С. БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА   БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Конспект открытого урока физики

в 8 классе по теме:

«Последовательное соединение проводников»

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Богомолова М.С.

 учитель физики высшей квалификационной категории

 

 

 

 

с. Большая Глушица

2022 год

 

 

 

Конспект открытого урока в 8 «А»

Дата 2 февраля 2022 г

Место проведения: ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» им. В. И. Фокина с Б–Глушица

Тема: «Последовательное соединение проводников»

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно – коммуникативные, групповые, развития исследовательских навыков.

Цели: познакомить учащихся с последовательным соединением проводников;

 дать представления о закономерностях, существующих в последовательных цепях;

 познакомить с методами и приемами решения задач по теме.

Задачи:

Дидактическая: закрепить у учащихся знания по теме «Последовательное соединение проводников», продолжить формировать умения и навыки решать физические задачи, используя приобретенные теоретические знания; проверить уровень усвоения теоретического материала в ходе выполнения экспериментальной работы.

Развивающая: развивать умение анализировать учебный материал; содействовать дальнейшему формированию навыков практического применения законов физики.

Воспитательная: продолжить работу по воспитанию культуры, поведения, математической речи; точности и аккуратности математических и физических записей; умения слушать и слышать; воспитывать интерес к изучению физики; внимание, дисциплинированность;

Формируемые УУД: предметные: научится выявлять последовательно соединенные участки электрической цепи и существующие закономерности такого типа соединения, рассчитывать основные параметры последовательного соединения; метапредметные: выявлять проблему, сотрудничать в поиске и сборе информации для ее решения; оценивать качество и уровень усвоения материала; устанавливать причинно–следственные связи, строить логическую цепь рассуждений; выдвигать и обосновывать гипотезы; личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил техники безопасности при работе с электрическом током.

Приборы и материалы: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода, лампочки.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. Повторение.

3. Мотивация, постановка темы и цели урока.

4. Изложение нового материала.

5. Физкультминутка.

6.  Закрепление изученного материала.

7. Итоги урока. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Ход урока

1 Организационный момент. (Слайд 2)

В любой науке,  в любом искусстве
лучший учитель - опыт...  (Мигель де Сервантес)

Час работы научит больше,

 чем день объяснений (Руссо)

 

Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

Чтобы снять с вас напряжение, предлагаю повернуться и друг другу улыбнуться.  А теперь начнем работу. (Слайд 3)

2 Актуализация знаний учащихся. Повторение.

Вопросы: (Слайд 4)

1. А что такое электрический ток?

2. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нём возник и существовал ток?

3. Какие физические величины характеризуют электрический ток?

4. Сформулируйте закон Ома.

Письменный опрос Задание на знание физических величин, буквенных обозначений и формул отвечайте на бланке, цифрами

Вариант 1

 

Физическая величина

Условные обозначения

Единица измерения в СИ

Формула для вычисления

1.     Электрический заряд

1.

U

1.

с

1.

… = r×l/R

2.     Напряжение

2.

r

2.

Ом

2.

… = q/I

3.     Сила тока

3.

S

3.

м

3.

… = U/I

4.     Время

4.

R

4.

Ом×мм2

4.

… = R×S/l

5.     Сопротивление

5.

l

5.

Кл

5.

= U/R

6.     Длина

6.

t

6.

А

6.

= R×S/r

7.     Площадь сечения

7.

I

7.

В

7.

= I×t

8.     Удельное сопротивление

8.

q

8.

м2

8.

= I×R

Вариант 2

 

Физическая величина

Условные обозначения

Единица измерения в СИ

Формула для вычисления

1.     Сопротивление

1.

I

1.

А

1.

= I×t

2.     Время

2.

q

2.

м2

2.

= U/R

3.     Площадь сечения

3.

l

3.

с

3.

= U/I

4.     Длина

4.

U

4.

Ом×мм2

4.

= I×R

5.     Сила тока

5.

R

5.

Кл

5.

= r×l/R

6.     Напряжение

6.

t

6.

Ом

6.

= q/I

7.     Электрический заряд

7.

r

7.

м

7.

= R×S/r

8.     Удельное сопротивление

8.

S

8.

В

8.

= R×S/l

Номер задания

Вариант 1

Вариант 2

1

857

563

2

178

636

3

765

825

4

612

377

5

423

112

6

536

484

7

381

251

8

244

748

Ответы:(Слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

3 Мотивация, постановка темы и цели урока.

Мы продолжаем изучать электрические явления, научились собирать электрические цепи и измерять физические величины; силу тока, напряжения, используя закон Ома вычислять сопротивление проводника.

1)    Как мы подключаем амперметр в электрическую цепь?

2)    Как включаем вольтметр?

Соберем электрическую цепь, состоящую из двух лампочек, ключа, источника тока.

Зарисуем схему электрической цепи.

3)    Как соединены лампочки в электрической цепи?

Последовательным считают такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.

4)    Где вы встречались с таким соединением?

5)    Сформулируем тему сегодняшнего урока. О каком виде соединении будем говорить?

Тема урока: Последовательное соединение проводников.

4. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое последовательное соединение проводников, каким законам подчинено, где применяется на практике. (Слайд 6)

Снимок 1

Запишем в тетрадь:

  Последовательное соединение — это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.

Что будет, если одну лампу вывернуть?

- Если вывернуть одну лампу, то вторая тоже погаснет, т.к. цепь разомкнется.

Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения.

 

Экспериментальное задание № 1 (Слайд 7)

1)    Соберите схему, состоящую из источника питания, ключа, двух резисторов, соединенных последовательно;

2)    Измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.

3)    Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;

 

Экспериментальное задание № 2 (Слайд 8)

1)    Измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;

2)    Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;

 

Экспериментальное задание № 3 (Слайд 9)

1)    Используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи. Рассчитайте сопротивления каждого резистора и общее сопротивление двух резисторов;

2)    Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим сопротивлением в цепи и сопротивлением на каждом участке цепи;

 

 

Прежде, чем приступить к исследованию, вспомним основные правила ТБ при работе с электрооборудованием

(Слайд 10)

1.     Работаем только при разомкнутом ключе

2.     При подключении приборов соблюдаем полярность

3.     Амперметр подключаем – последовательно

4.     Вольтметр – параллельно

 

Выводы (Слайд 11)

1 Ток, протекающий через все резисторы при последовательном соединении один и тот же.

I =I1 =I2. Первый закон последовательного соединения.

2 При последовательном соединении резисторов общее напряжение всех соединений равно сумме напряжений на каждом резисторе.

U = U1 +U2. Второй закон последовательного соединения.   

3 Общее сопротивление последовательно соединенных резисторов равно сумме сопротивлений каждого резистора.

R = R1 +R2. Третий закон последовательного соединения.

Применение последовательного соединения проводников. (Слайд 12)

Последовательно соединение проводников широко применяется на практике, например: выключатели, соединение источников тока (гальванических элементов); резисторов (проводников, имеющих сопротивление); электрических ламп (ёлочные гирлянды); обмотки трансформаторов; конденсаторы. Преимуществами последовательного соединения являются: проводники, рассчитанные на небольшие напряжения, соединяя последовательно можно включать в сети с большим напряжением; подбирая лампочки с разными сопротивлениями можно создавать различную освещённость.

5.Физкультминутка (Слайд 13)

Вспомним Новый год и хоровод вокруг ёлки, когда вы брали друг друга за руки и получался... замкнутый круг. Давайте изобразим. Встанем и возьмемся за руки!!! У нас получилась последовательная цепь. Поднимем руки вверх как можно выше мы вешаем гирлянду на елку. Улыбнемся. Наши улыбки пусть светятся как яркие лампочки на елки. Покажите, как движутся электроны в цепи.

елка... Хотя, у меня была вот такая проблема, достали гирлянду, хотели украсить елку, а гирлянда не горит… Почему?

 

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ ГОРЕЛА ГИРЛЯНДА.

Да, лампочка перегорела – цепь разомкнута.

Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защитить от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? (Например, использовать предохранитель).

Какой можно сделать общий вывод сегодняшнего урока?

Мы получили три закона последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач.

 

6.  Закрепление изученного материала.

Задачи

1 Устная разминка (Слайд 15)

1.     Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 4А)

2.     В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 120:3=40В)

3.     В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (При последовательном соединении общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений на участках цепи, если лампы имеют одинаковое сопротивление, то 400∙10=4000Ом.)

2 Расчетные задачи (Слайд 16 -19)

1.     Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.

    2. Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, если R1 = 20 Ом, R2 = 4 Ом?

Пергамент

   3. Определите показания амперметра и сопротивление R2, если R1 = 4 Ом.

 

4.     Резисторы сопротивлениями 2 кОм и 8 кОм соединены в цепь последовательно. На каком из них большее напряжение? Во сколько раз?

 

7. Итоги урока. Домашнее задание. Параграф 48 (пересказ), законы выучить, упр. 32 (1, 2, 3). (Слайд 20)

8. Рефлексия. (Слайд 21)

- Кто из вас понял так хорошо тему, что сможет уже сейчас поделиться своим опытом с другими ребятами? (Ребята поднимают руки)

- Кто сегодня был доволен своей работой на уроке?

- Кто из ребят больше всего вам помог получить знания на уроке?

- Кто из вас легко переходил от этапа урока к этапу?

-Плюсы и минусы последовательного соединения?

- Где используется последовательное соединение?

- Какой ещё вид соединения используют? Почему современные гирлянды многожильные?

Спасибо за урок! (Слайд 22)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1                                                                  Вариант 1

 

Физическая величина

Условные обозначения

Единица измерения в СИ

Формула для вычисления

1.     Электрический заряд

1.

U

1.

с

1.

… = r×l/R

2.     Напряжение

2.

r

2.

Ом

2.

… = q/I

3.     Сила тока

3.

S

3.

м

3.

… = U/I

4.     Время

4.

R

4.

Ом×мм2

4.

… = R×S/l

5.     Сопротивление

5.

l

5.

Кл

5.

= U/R

6.     Длина

6.

t

6.

А

6.

= R×S/r

7.     Площадь сечения

7.

I

7.

В

7.

= I×t

8.     Удельное сопротивление

8.

q

8.

м2

8.

= I×R

Вариант 2

Физическая величина

Условные обозначения

Единица измерения в СИ

Формула для вычисления

1.     Сопротивление

1.

I

1.

А

1.

= I×t

2.     Время

2.

q

2.

м2

2.

= U/R

3.     Площадь сечения

3.

l

3.

с

3.

= U/I

4.     Длина

4.

U

4.

Ом×мм2

4.

= I×R

5.     Сила тока

5.

R

5.

Кл

5.

= r×l/R

6.     Напряжение

6.

t

6.

Ом

6.

= q/I

7.     Электрический заряд

7.

r

7.

м

7.

= R×S/r

8.     Удельное сопротивление

8.

S

8.

В

8.

= R×S/l

Приложение 2

 

Экспериментальное задание № 1

 

1)    Соберите схему, состоящую из источника питания, ключа, двух резисторов, соединенных последовательно;

2)    Измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.

3)    Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;

 

Экспериментальное задание № 2

 

1) Измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;

2) Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;

 

Задание № 3

 

1)    Используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи. Рассчитайте сопротивления каждого резистора и общее сопротивление двух резисторов;

2)    Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим сопротивлением в цепи и сопротивлением на каждом участке цепи;

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Задачи

1 Устная разминка

1.     Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом.

2.     В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе?

3.     В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Расчетные задачи

1.     Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.

    2. Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, если R1 = 20 Ом, R2 = 4 Ом?

Пергамент

   3. Определите показания амперметра и сопротивление R2, если R1 = 4 Ом.

 

4.     Резисторы сопротивлениями 2 кОм и 8 кОм соединены в цепь последовательно. На каком из них большее напряжение? Во сколько раз?

 

 

 

 

 

Приложение 5

Бланк ответов

Фамилия, имя:

Класс:

1.     Письменный опрос

Номер задания

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

2.      

 

Экспериментальное задание № 1

 

Показания амперметра

I, А

I1, А

I2, А

 

 

 

 

 

         Экспериментальное задание № 2

 

Показания вольтметра

 

U1, В

U2, В

U, В

(U1 + U2), В

 

 

 

 

 

          Задание № 3

R1, Ом

R2, Ом

R, Ом

(R1+R2), Ом

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Конспект открытого урока в 8 «А»

Конспект открытого урока в 8 «А»

Приборы и материалы: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода, лампочки

Приборы и материалы: источники тока, резисторы, амперметры, вольтметры, соединительные провода, лампочки

Чтобы снять с вас напряжение, предлагаю повернуться и друг другу улыбнуться

Чтобы снять с вас напряжение, предлагаю повернуться и друг другу улыбнуться

Площадь сечения 3 . l 3

Площадь сечения 3 . l 3

Как мы подключаем амперметр в электрическую цепь? 2)

Как мы подключаем амперметр в электрическую цепь? 2)

Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения

Хорошо. Теперь постараемся выяснить закономерности данного соединения

I = I 1 = I 2. Первый закон последовательного соединения

I = I 1 = I 2. Первый закон последовательного соединения

Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные

Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные

Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, если

Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, если

Плюсы и минусы последовательного соединения? -

Плюсы и минусы последовательного соединения? -

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2 Экспериментальное задание № 1 1)

Приложение 2 Экспериментальное задание № 1 1)

Приложение 3 Задачи 1 Устная разминка 1

Приложение 3 Задачи 1 Устная разминка 1

Приложение 4 Расчетные задачи 1

Приложение 4 Расчетные задачи 1

Приложение 5 Бланк ответов

Приложение 5 Бланк ответов

Экспериментальное задание № 1

Экспериментальное задание № 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2024