Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Конспект открытого урока повторения и обобщения
по теме: «Смутное время» 7 класс
Разработала урок
учитель истории и обществознания
Мусаева Майсарат Магомедовна
Цели урока:
повторить основные понятия, события, даты , личности Смутного времени,
развивать
умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий,для систематизации знаний и воспроизведения более
полной картины по данному периоду.
Задачи :
образовательные:- воспроизвести в памяти учащихся основные события и итоги Смутного времени;
- дать оценку Смуты;
развивающие: - развивать умения учащихся решать проблемные задачи;
- давать оценку происходившим событиям;
-развивать у детей умение анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать,
- продолжать развивать устную речь, формировать интерес к предмету.
воспитательные:
-Способствовать
развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
-
способствовать воспитанию коллективизма и ответственности (в ходе совместной
деятельности) и любви к родной земле (на примере защитников «земли русской»)
-Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени
Тип урока: Повторительно-обобщающий
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: Мультимедиа, презентация,учебник, доска, раздаточный материал, ручки, фломастеры.
Оформление доски: Эпиграф
Смутное время впервые и больно ударило по
сонным русским умам, заставило способных
мыслить людей раскрыть глаза на
окружающее, взглянуть прямым и ясным
взглядом на свою жизнь.
В.О.Ключевский
Проблемный вопрос:«Смута- это трагедия, либо очищение и возрождение России? »
Ход урока.
«Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»
М.Горький
Учитель.Здравствуйте! Я очень рада Вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю Вам успешной работы. Поприветствуйте своих партнеров по плечу, по лицу. Пожелайте друг другу удачи и хорошего настроения.
Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время в России». Из этого следует, что на уроке мы должны повторить, закрепить и обобщить знания, полученные в ходе изучения этой темы.
План работы на уроке следующий: большую часть урока мы работаем устно по понятиям, событиям, персоналиям, а в конце урока пишем хронологический диктант.
Чтобы работа проходила более динамично, класс делится на 3 группы:
1 ряд: 1598-1606гг.
2 ряд: 1606-1610гг. на доске
3 ряд: 1611-1613гг.
Учитель. Представьте, что вы попали в Россию в эпоху Смуты, но только в разные периоды. Свидетелями каких событий вы могли бы стать?
Несколько учащихся получают индивидуальные задания:
1(кроссворд) «Исторические деятели эпохи Смутного времени».
Задание: 1. Руководитель крестьянского восстания.
2. Фамилия самозванца.
3. Фамилия царя, занявшего престол в 1613г.
4. Первый патриарх на Руси.
5. Крестьянин, герой Смутного времени.
Примечание: если кроссворд разгадан правильно, то в красном вертикальном столбце должно получиться имя одного из российских царей.
1.Б |
О |
Л |
О |
Т |
Н |
И |
К |
О |
В |
2. О |
Т |
Р |
Е |
П |
Ь |
Е |
В |
|
|
3. Р |
О |
М |
А |
Н |
О |
В |
|
||
4. И |
О |
В |
|
||||||
5. С |
У |
С |
А |
Н |
И |
Н |
|
2(тест)
1. Смутное время в России началось после смерти царя:
а) Ивана Грозного б) Фёдора в) Бориса Годунова
2. Настоящее имя Лжедмитрия I:
а) Григорий Отрепьев б) Истома Пашков в) Пр. Ляпунов
3. Сколько ополчений было создано в России в годы Смуты?
а) 1 б) 2 в) 3
4. Крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова происходило в:
а) 1605-1606гг. б) 1606-1607гг. в) 1607-1608гг.
5. Первого представителя династии Романовых звали:
а) Иван б) Фёдор в) Михаил
3(из предложенных портретов выбрать те, которые относятся к изучаемой теме, и соотнести со стихотворными отрывками):
1) На славное царство Российское,
Дал Господи царя нечестивого,
Называется, собака, прямым царем,
Дмитрием, царевичем московским.
2) Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмет венец и бармы Мономаха!
3) Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
4) Брал он, расстрига, в проклятой Литве,
У Юрия дочь его, злу еретицу, безбожницу.
5) Выезжает вор-собачушка на добром коне.
На добром коне во чисто поле.
Становился вор-собачушка под столицею.
Под столицею, в славном рубеже.
6) Куда ты ведешь нас?...
Не видно не зги!-…
Мы вязнем и тонем
В сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться
С тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно,
Нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Итак, задания получены. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте ответим на следующие вопросы:
- Наша тема называется «Смутное время». А что такое Смута?
- Какой период российской истории назван Смутным временем?
- В чем выразилась Смута?
После ответов учитель продолжает:
«Итак, представьте себе заснеженную Москву 1598г. 20 февраля. В Кремлевские палаты входят князья Воротынский и Шуйский, и мы слышим их разговор:
Звучит отрывок из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина
Какой странный диалог. Кто сможет объяснить, о чем говорят князья?
Ответ. Идет рассказ об убийстве царевича Дмитрия, о смерти царя Федора и воцарении Б. Годунова.
Вопрос. Чем же вам запомнились годы правления Б. Годунова?
Ответ. Рассказ о каменном строительстве, об учреждении патриаршества в 1589г., а также о неурожае, голоде и волнениях 1601-1603гг.
Карта. Показать города, в которых вспыхивают народные волнения.
Вопрос. И на фоне всеобщего бедствия и недовольства Годуновым появляются слухи о том, что…
Ответ. …царевич Дмитрий жив. Идет рассказ о Лжедмитрии I, акцентируется внимание на понятии «самозванец». О смерти Б.Годунова, о вступлении Лжедмитрия I в Москву, о признании его Марфой Нагой.
Карта. Путь Лжедмитрия I к Москве.
Вопрос. Но что-то насторожило бояр в поведении новоявленного царя.
Ответ. Несоблюдение русских обычаев и традиций, большие расходы из казны, неприятие невестой Лжедмитрия I Мариной Мнишек православной веры. В. Шуйский организовал восстание в Москве, Лжедмитрий I убит, на престоле В. Шуйский (1606).
1 ряд закончил работать. В перерыве проверяем, как разгадан кроссворд.
Вопрос. Но с воцарением на престол Шуйского мир и спокойствие не вернулись на русскую землю. Вот, что написано в летописи: «Собрахуся боярские люди и крестьяне…и стрельцы и казаки и начаша по градам воеводы имати…»
О чем пишет летописец?
Ответ. (у карты) Восстание Ивана Болотникова.
Вопрос. Но и подавление восстания Болотникова не привело к успокоению страны. На смену одному самозванцу уже спешил…
Ответ. О Лжедмитрии II, о помощи Швеции, о вступлении в войну Речи Посполитой. Понятие «интервенция».
Карта. Путь Лжедмитрия II к Москве, Тушино, Смоленск, Балтийское побережье и г. Корела.
Вопрос. Как же повели себя бояре в этой непростой обстановке?
Ответ. Низложение В. Шуйского, семибоярщина, приглашение на русский престол Владислава, вступление польских войск в Москву (1610г.)
2 ряд закончил работу. Проверяется работа с тестом.
Вопрос. Итак, в России царит полная неразбериха. Кто же в этих условиях взял дело спасения России в свои руки.
Ответ. (у карты) О создании народных ополчений, о Минине и Пожарском, об освобождении Москвы.
Вопрос. Итак, Москва освобождена, но в стране ещё хозяйничают интервенты, да и царя нет. Как вышли из этой ситуации?
Ответ. О соборе 1613г. и избрании М. Романова, о Столбовском мире со Швецией (1617г.) и Деулинском перемирии с Речью Посполитой (1618г.)
Карта. Столбово и территория, отошедшая к Швеции. Деулино и территория, отошедшая к Речи Посполитой.
3 ряд закончил работу. Проверка задания с портретами.
Учитель. Устная часть урока закончилась, переходим к хронологическому диктанту (8 минут). В тетрадях напишите даты и далее события, подчеркните их что бы потом получилось 2 столбика. Подумайте, вспомните и запишите как можно больше дат и соответствующие им события. Закончили? Проведите черту.
1 вариант 2 вариант
1598 1589
1601-1603 1605
1606 1606-1607
1608 1609
1610 1613
1617 1618
Учитель. И так следующее задание: На слайде представлены личности вам предстоит их узнать и под соответствующим номером написать кто это, а на следующем слайде 2 карты написать соответствующее событие .По очереди зачитайте нам вслух свои записи, но не повторяемся. Остальные по возможности дописывают в тетради. (учитель по возможности записывает на доске).Спасибо.
Вот и подошел к концу урок. Цель, поставленная в начале урока, выполнена.
Д/задание. Познакомиться с п.4 «Новые явления в экономике»
Директор МБОУ "Мегебская СОШ" Виштаев М. М.
Зам.директора по УВР Омарова П. И.
Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Отзыв коллег на открытый урок
учителя истории и обществознания
Мусаевой Майсарат Магомедовны
МБОУ "Мегебская СОШ"
«Смутное время» 7 класс
Тип урока – обобщающий, с элементами интеграции. На первом этапе урока учащиеся познакомились с планом работы, определили цели на урок. Тема «Смутное время в России» изучается впервые. По счету это шестой заключительный урок, проведен в рамках программы. Основной акцент сделан на повторение и закрепление того, что уже пройдено. Задания составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки класса.Был показан современный урок, основанный на системно-деятельностном подходе. Урок имел чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представлял законченный смысловой блок, при этом не нарушалась логическая последовательность в материале, выбранных методах и приёмах обучения. Идея урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения материала частично – поисковый, использовались технологии проблемного изучения материала, технология сотрудничества, игровые технологии. В начале урока с целью проверки усвоения ранее пройденных тем учащиеся в течение 7 минут отвечали на вопросы по датам, определениям, угадывали личностей, отличившихся в данный период. Мобилизующему началу урока способствовали элемент драматизации, подводящий к теме урока, в результате повторения алгоритма разбора подобных тем учащиеся формулировали цели и задачи урока. На уроке использовались межпредметные связи, ИКТ, индивидуальные сообщения, выступление с индивидуальным проектом; осуществлялся взаимоконтроль, взаимооценка, самооценка. Велась работа с историческими терминами, датами. Правильно осуществлялось целеполагание и рефлексия в конце урока. В ходе изучения темы большое внимание уделялось самостоятельной работе по рассмотрению нового материала. Для этого использовалась групповая работа (историки – социологи, историки - картографы, историки - аналитики), каждая группа получила задание, пакет с документами, таблицы для заполнения. При ответе второй группы учащиеся также демонстрировали умения работы с картой, показывая основные события народного движения. После ответа каждой группой делался вывод.
С помощью информационных технологий контроль уровня знаний происходил непосредственно на уроке. Одни ребята работали на компьютерах, выполняя составленный учителем тест по теме «Экономические реформы», другие - решали кроссворды по той же теме. Учащиеся с предложенными заданиями справились успешно. В завершение работы учащиеся сделали вывод о необходимости проведения экономических реформ в России, уделив особое внимание аграрной реформе, и получили домашнее задание на дальнейшее закрепление данной темы. Считаем, что использование компьютерных технологий позволило достичь поставленные цели и выполнить задачи урока. Благодаря использованию информационно – коммуникационных технологий ребята усвоили материал урока. В ходе групповой работы происходило формирование речевой культуры, формировались навыки самоконтроля, самостоятельности, установления причинно – следственных связей, отстаивания собственной точки зрения и активизировалась мыслительная деятельность. Школьники приобретают навыки работы с программами Word, PowerPoint. Домашнее задание было дано на выбор учащегося.
Присутствующие учителя дали высокие отзывы проведённому уроку.
Директор МБОУ "Мегебская СОШ" Виштаев М. М.
Зам.директора по УВР Омарова П. И.
Муниципального казенного общеобразовательного учреждение
«Мегебская средняя общеобразовательная школа им. М.Ю.Гамзатова»
368352, Р. Дагестан, Гунибский район, с.Мегеб, тел.89882022110, эл.почта: vishtaev77@mail.ru
Отзыв родителей на открытый урок
учителя истории и обществознания
Мусаевой Майсарат Магомедовны
МБОУ "Мегебская СОШ"
«Смутное время» 7 класс
Мы родители 7 класса были приглашены на открытый урок. Тема открытого урока «Смутное время». Во время объяснения материала раскрывается хорошее знание предмета учителем. Главное, что учитель легко умеет оперировать своими знаниями и доносить их до учеников. Она часто проводит параллели между историческими событиями того времени и фактами недавнего прошлого России.
Учитель держит в классе дисциплину, но в то же время демократичен во взаимоотношениях с учащимися.
Речь учителя образна и эмоциональна. Материал, наиболее сложный для понимания, учитель повторяет ученикам несколько раз, делает краткие выводы после изучения каждого из пунктов плана урока.
Ученики умеют анализировать и систематизировать материал, работать с текстом параграфа, хорошо знают исторические факты.
Материал доступен и посилен для понимания семиклассниками. Учитель хорошо смог систематизировать материал. В процессе объяснения использовался не только материал учебника. Учитель проводит урок в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Изучаемый материал научен: учитель использует в своем рассказе даты, факты и термины. Материал не перегружен ненужной и пустой информацией.
Во время урока на доске записываются важнейшие даты, факты, имена исторических деятелей. Таким образом, учащиеся записывают в тетрадях краткий конспект изучаемого материала.
Учитель, благодаря своему педагогическому мастерству, четко рассчитал время урока, которое было использовано рационально.
На уроке – постоянный контроль за работой учеников: учитель задает вопросы, работа учащихся с текстом учебника и запись конспекта в тетрадь. На уроке происходит чередование видов деятельности (присутствует объяснение и деятельность самих учеников).
Из всех видов наглядности используется материал учебника и карта в учебнике на стр.244 и школьная карта).
Можно сформулировать требования учителя к знаниям и умениям учеников:
Четкость в изложении мыслей
Грамотность построения ответов на вопросы
Изложение материала в соответствии с историческими фактами
Критическое отношение к источнику
Умение работать с исторической картой и учебной литературой.
Обучающиеся выполняют упражнения развивающего характера, самостоятельно добывают знания, используя книгу. Применяются словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские методы. На уроке используется наглядность, учебник. Для активизации познавательной деятельности на уроке используются групповые формы работы. Обучающиеся имеют возможность внести изменения в планирование работы. Соблюдаются принципы развивающего обучения: научность, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности (изучение исторических документов, сопоставление современного и исторического написаний).
Учащиеся осознанно выполняют задания,
делают обобщения и выводы. Предлагаются задания на выбор.
Организация монолога способствует развитию
познавательной активности детей, учит аргументировать свою точку зрения. На
уроке используются воспитательные возможности содержания учебного материала.
Формируется правильная самооценка учащихся. Воспитывается честь и
гордость за Россию.
Родители 7 класса
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.