Конспект открытого урока
Тема: Жизнь и творчество А.А.Фета.
Составил: Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ№5 Мусаева М.А.
Цели:
1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета;
2. Развивать творческое воображение;
3. Развивать речь учащихся, умение работать с текстом, со словом.
4. Воспитывать эстетические чувства учащихся.
Оборудование: Рабочая тетрадь, аудиозаписи
Вступление
- Здравствуйте. Меня зовут Ольга Владимировна. Чтобы вам было удобно ко мне обращаться во время урока, я написала свое имя на титульном листе Рабочей тетради.
Эмоциональный настрой
- Какое чудесное время года сейчас наступило. Вы согласны? Почему?
- Назовите, с чем у вас ассоциируется Весна? Начните свой ответ со слов: «Весна - это»
- К нашей беседе будет рад присоединиться еще один человек. Послушайте.
Звучит стихотворение А.А.Фета в исполнении Якова Смоленского
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
- Кто узнал нашего гостя?
- Это поэт 19 века Афанасий Афанасьевич Фет.
Целеполагание
Сегодня мы совершим удивительное. Мы будем вести диалог с великим русским поэтом. Будем учиться у него совершенствовать свою речь. А поэтическая речь Афанасия Афанасьевича будет для нас образцом.
Рассказ учителя
Сейчас мы с вами познакомимся с ним поближе. История его жизни началась в небольшом курортном городке Германии. Афанасий Неофитович Шеншин, немолодой русский помещик 44-х лет, приехал в Дармштадт на лечение, где и встретил Шарлотту Фёт. Она была замужем и ждала второго ребенка. Через несколько месяцев Шеншин увез беременную Шарлотту в Новоселки в свое имение. Там у нее и родился мальчик, которого записали под фамилией Шеншин. Мальчик рос как старший сын помещика до 14 лет. Затем по чьему-то доносу и долгих разбирательств мальчику дали фамилию Фёт, лишили его права наследовать дворянство и поместье. А под документами ему полагалось подписывать: «К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил».
Обратная связь
- Подумайте, как повлияет это событие на дальнейшую жизнь поэта. Как бы вы отреагировали на его месте?
(Афанасий Афанасьевич всю жизнь пытался вернуть свою фамилию и права на дворянства.)
Рассказ учителя
Это обстоятельство навсегда определило направление и его творческого пути. Афанасий Афанасьевич навсегда разделил два понятия «поэт» и «человек». А также стал приверженцем «Чистого искусства».
Словарная работа
- Как вы понимаете определение «Чистое искусство». Какую характеристику поэзии дает слово «чистая»?
Приверженцы этой теории утверждали, что искусство, литература в частности, не должна «служить», а должна изображать прекрасное для эстетического наслаждения.
Но если на крылах гордыни
Познать дерзаешь ты как Бог,
Не заноси же в мир святыни
Своих невольничьих тревог.
Пари всезрящий и всесильный,
И с незапятнанных высот
Добро и зло, как прах могильный,
В толпы людские отпадет.
Рассказ учителя
Итак, смена фамилии изменила всю жизнь поэта. Поэзией Фет заинтересовался еще в период обучения в Московском университете. Но сможет ли он связать свою жизнь со своим призванием? К сожалению, нет. Чтобы вернуть свое дворянское положение как можно быстрее он выбирает чуждую для него военную службу и уезжает далеко от столицы. Он понимает, что поэзия не может обеспечить его жизнь. Среди людей, которые его совсем не понимали молодого поэта, ему посчастливилось познакомиться с Марией Козьминичной Лазич. Они полюбили друг друга.
Обратная связь
- Предположите, чем закончится для Фета встреча с Марией Лазич?
Фет писал: «Я встретил существо, которое люблю… Но у нее нет ничего, у меня ничего – и я ни с места». К сожалению, эта любовь закончилась трагично. Мария Лазич бросила на пол зажженную спичку, загорелось платье, ее пытались спасти, но безуспешно. Ее последними словами была просьба: «Сохраните письма».
- Как вы думаете, какие чувства испытывал поэт, после этого поступка Марии Лазич?
Всю жизнь поэт испытывал чувства раскаянья и вины за поступок любимой. Это отразилось на его поэзии. Множество стихов было написано в посвящение Марии, а также стихи как бы от ее имени, в которых выражалась безысходность ее положения.
Эмоциональный настрой
Стихи на тему любви Фета настолько проникновенны, что и в наши дни они интересны современникам. Прослушайте песню, которую исполняет Алла Борисовна Пугачева. Дайте свою оценку, сумела ли певица отобразить чувства лирического героя и что это за чувства? Вы можете попутно читать стихотворение.
Звучит песня.
Отчего со всеми я любезна,
Только с ним нас разделяет бездна?
Отчего с ним, хоть его бегу я,
Не встречаться всюду не могу я?
Отчего, когда его увижу,
Словно весь я свет возненавижу?
Отчего, как с ним должна остаться,
Так и рвусь над ним же издеваться?
Отчего — кто разрешит задачу?—
До зари потом всю ночь проплачу?
Рассказ учителя
В дальнейшем Фет женится на прекрасной женщине – Марии Боткиной, с богатым приданным. Фет приобретает поместье, становится хорошим хозяйственником. В конце своей жизни, Афанасий Афанасьевич подал прошение Николаю I, чтобы вернуть фамилию Шеншин и дворянское звание. Прошение знаменитого поэта было удовлетворено. Поэтому свои стихи он подписывал фамилией Фет, а документы фамилией Шеншин.
Физминутка
- Я предлагаю вам немного отдохнуть. Задание называется «Муха». Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за ее движением мысленно и ответить, через какую клетку она вылетела.
Слушаем: 4 вверх, 5 вправо, 4 вниз, 3 влево, 3 наверх, 1 назад, 3 влево, 1 вниз.
Рассказ учителя. Особенности лирики Фета.
- Как вы считаете, что отличает талантливого поэта от любителя? Талантливый человек не останавливается на выборе своей ниши в творчестве, в жизни, в науке. Он постоянно совершенствуется, создает что-то свое, что отличает его от других).
Как у каждого из вас есть свой индивидуальный подчерк, так и у каждого поэта есть свой стиль. Да, Фет относится к поэтам школы Чистого искусства. Но он пошел еще дальше. Его стихи имеют свои особенности. Сейчас мы с этим разберемся.
Творческая мастерская
Поэзии, по Фету, нечем поживиться в «мире скуки и труда»; красоту надо искать не «в мраке жизни вседневной», не «средь жалких нужд земных». Фет писал: «Поэт — тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит». И часто его стихи «обвиняли» в чрезмерной экспрессии, эмоциональности. Основная тема его стихов — наслаждение красотой, красоту же Фет видит, прежде всего, в простых явлениях природы. Проанализируем.
Послушайте стихотворение. Давайте найдем слова, которые художественно изображают предметы. Предметы выделены жирным шрифтом. Эти слова отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какой? Каков? Найденные слова подчеркиваем.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
Развитие речи
- Чем выражены подчеркнутые вами слова? (прилагательными ,краткими прилагательными, прилагательными в превосходной степени).
Вот в чем и выражается особенность лирики поэта. Самые простые сюжеты природы обладают красотой в превосходной степени).
Словарная работа
Слова, которые мы подчеркнули в науке литературоведение называются Эпитетами. Эпитеты это художественные определения. Сейчас мы попробуем себя в роли поэтических художников.
Самостоятельная работа
Потренируемся. Возьмите листы с Самостоятельной работой. За выполнение заданий вы получите оценки.
Итак, первое задание.
Подберите к словам - предметам эпитеты и запишите их. Подчеркните тот, который, по-вашему мнению, выбрал бы А.А.Фет.
Творческая мастерская.
Та же особенность прослеживается и в словах-действиях. Такой художественный прием называется метафора.
Прочитайте стихотворение. Задача та же, что и в предыдущий раз, только теперь мы подчеркиваем действия: что делает?
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли,
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Самостоятельная работа
1. Перед вами строчки из стихов Фета. Переведите на поэтический язык фразы.
2. Составьте несколько метафор самостоятельно.
Эмоциональный отклик
- Назовите 5 причин выучить это стихотворение.
- Назовите 5 причин прочитать другие стихи А.А.Фета.
Подведение итогов. Рефлексия по предмету
Подведем итоги нашей работы. Сегодня вы узнали этапы жизни и творчества замечательного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета. Познакомились с его творчеством. Надеюсь, что после урока вы раскроете книгу со стихами Фета и прочтете еще не одно его стихотворение.
А сейчас попробуйте заполнить эту таблицу.
Я знал |
Я узнал на уроке |
Я бы хотел узнать |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.