Конспект открытого урока в 7 классе по теме «Путешествие в мир клеток»

  • doc
  • 17.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Путешествие в мир клеток».doc

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Чанкурбенская средняя общеобразовательная школа"

368217, с. Чанкурбе, Буйнакский район, Email:chancurbe_school@mail.ru

 

Конспект открытого урока в 7 классе

  по теме

«Путешествие в мир клеток»

 

Разработал урок

учитель биологии

Алиев М.М.

Цель урока:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:                                                                                                       

образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

- проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

 

 

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

-способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Методы:

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с интерактивными тренажерами;

исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

 

Оборудование: компьютер, персональные компьютеры, цифровые микроскопы, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, интерактивный конструктор «Растительная и животная клетка».

ХОД УРОКА.

I.      Организационный этап. (5 минут). (Слайд 1)

Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, ноутбук, лабораторные принадлежности, цифровой микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,…

1.Психологический настрой. (Слайд 2).

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Возьмитесь за руки и повторяйте: (слайд 3)

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

2. Постановка темы, цели урока. (Слайд 4,5).

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.                                                             Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков.

-Как вы думаете, что он увидел? (растительные клетки).

Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоит растительная клетка.

Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. (Слайд 6,7,8)

(На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)

 

- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.)

Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры.

- Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать, строение животной клетки, чем отличается клетка растения от клетки животного.)

 

Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока? 

1. Узнать строение и функции органоидов животной клетки.

2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки.

3.Научиться распознавать органоиды  по внешнему виду, находить черты сходства и различия животной и растительной клеток.

 

Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому.

Вперёд в «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ»!!! (Слайд 9,10)

- А зачем нужно знать строение клетки.(Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают тоже на уровне клетки. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и

изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое — волнующее, таинственное, неизвестное.

Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?

(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).)

Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одно из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.

 

II. Актуализация знаний.(6 мин).

1.     Фронтальный опрос учащихся (слайд 11,12).

 

 

Игра «Цепочка».

Каждый ученик получает две карточки с вопросом и ответом, которые не подходят друг к другу. Игру начинает любой ученик, он читает вопрос вслух и ждет ответа. Ученик, у которого есть ответ, читает его и предлагает свой вопрос. Итак, до тех пор, пока не закончатся все карточки.

Предложенные вопросы для игры «Цепочка»

Предполагаемые ответы

1.Назовите основные части клетки…

Ядро, цитоплазма, ядро.

2.Что примыкает у растительных клеток с внешней стороны мембраны…

Клеточная оболочка, она состоит из целлюлозы.

3.Как называются части клеток, расположенные в цитоплазме…

Органоиды.

4.Этот органоид клетки содержит клеточный сок, с растворёнными в нем питательными веществами…

Вакуоль.

5.Органоиды растительной клетки, которые содержат хлорофилл…

Хлоропласты.

6.Какую функцию выполняют хлоропласты…

Участвуют в образовании органических веществ в процессе фотосинтеза.

 

 

 

 

-Строение какой клетки мы повторили? (Растительной) (слайд 13).

-Как вы догадались? (Наличие пластид зеленого цвета – хлоропластов,

Наличие вакуолей с клеточным соком,

Прочная клеточная стенка из целлюлозы).

 

2. Модель растительной клетки).(слайд 14,15, 16).

- Следующее задание у доски собрать модель растительной клетки. С чего мы начнем собирать клетку? (с оболочки, чтобы показать ее границы, отделить от внешней среды).

Назовите структуру растительной клетки. (ядро, митохондрии, вакуоли, хлоропласты,

III. Введение новых знаний с опорой на опыт детей. (12 мин) Слайд 17, 18).

Все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам,

выполняют разные функции. Внутри клеток есть органоиды, о которых мы с вами говорили при изучении курса биологии в 6 классе: аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, ядро, митохондрии, цитоплазма, мембрана и другие.

Все ли клетки имеют одинаковый набор органоидов? От чего это зависит?

Существуют ли такие органоиды, которые есть в каждой клетке? На эти вопросы мы сейчас ответим, проведя небольшое исследование. Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

 

1.     Лабораторная работа (11 мин). Слайд 19,20,21)

Цель:

Сравнить особенности клеток растений и животных.

Ход работы:

1. Приготовить временный препарат кожицы лука. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом пинцетом снять часть кожицы лука и поместить ее в раствор йода. После этого накрыть полученный препарат покровным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения растительной клетки.

2. Приготовить временный препарат буккального эпителия ротовой полости человека. Для этого на предметное стекло нанести каплю раствора йода. Потом стеклянной палочкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло. Полученный препарат накрыть предметным стеклом, поместить под микроскоп и рассмотреть. Отметить особенности строения животной клетки.

3. Сделать общий вывод из работы. (Таким образом, посредством сравнения клетки лука и животной клетки под микроскопом, я убедился  в справедливости одного из основных положений  клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________, ____________________, ____________. Только в животной клетке имеется ____________________.

 

Но сначала мы повторим правила техники безопасности во время проведения лабораторной работы.

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

 

Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте???

2.     Просмотр видеофрагмента: Строение животной клетки (1 мин) (Слайд 22)

Сегодня на уроке мы говорим о сложном строении клетки. И, наверно, не задумываемся о том, что когда-то эти знания добывались по крупицам, и было время, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

Оказывается, мы стоим с вами на пороге великого открытия. Только оно было сделано еще в 19 веке. И произнося, казалось бы, такую простую фразу: «Организмы имеют клеточное строение», мы формулируем одно из положений клеточной теории, основоположниками которой являются зоолог Теодор Шванн и ботаник Матиас Шлейден. (Слайд 23)

Нами проведены наблюдения растительных и животных клеток, результаты которых подтверждают положения клеточной теории.

Знания, накопленные с использованием клеточной теории, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности.

 

IV.Физминутка.( 3 мин) (Слайд 24)

 

V.Первичное закрепление нового материала. (Слайд 25,26)

1.     Работа с интерактивным тренажером: (3 мин)

- Проверь себя.

- Собери животную клетку.

VI.Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику (стр. 26) Вставьте пропущенное слово. (2 мин) (Слайд 27,28)

... — структурная и функциональная единица всех живых организмов.

Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.

Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные .... .

Важнейшим органоидом клетки является .... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … .

Термины: цитоплазма, митохондрия,  клетка, мембрана, ядро, органоиды.

 

Обменяйтесь листами, проверьте тест, выставив оценку соседу по парте.

0 ошибок - «5»

1,2,3 ошибки – «4»

4,5 ошибки – «3»

2.Театрализованное представление: (7 мин.) (Слайд 29.)

Учитель: Сейчас мы посмотрим театрализованное представление, подготовленное учениками вашего класса, и постараемся помочь решить проблему героям «клеточного государства». (Учащиеся должны ответить на вопрос, кто самый главный в клетке).

АВТОР:

В царстве, что ни дать, ни взять,
В микроскопе лишь видать,
Приключилась небольшая
Раз история такая.
У себя собрав совет,
Царь потребовал ответ:
Кто в его сторонке малой
Самый главный из вельмож?
Кто бы, что ни говорил,
Царь подумал и решил -
Не жалеючи наград,

Оценить сей важный вклад.
Все вокруг засуетились -
Каждый хочет доказать,
Что работа в государстве
Без него враз может встать.

ЯДРО:

Я сейчас вопрос задам вам,
Дайте на него ответ!
Что для пользы государства
Сделал каждый конкурент?

КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ:

.Всех вокруг я заверяю,
Роль я важную играю,
У меня есть свой завод.
Ежегодный оборот
Составляет много тонн.
В государстве важен он.
Я в мембранные структуры
Упакую всякий хлам,
Позже от него избавлюсь,
Если повезет - продам.
Запасаюсь всем, чем надо,
Забиваю свой же склад,
И за это я имею
Очень скромненький оклад.

МЕМБРАНА:

Заявляю без обмана —
Всех важнее я - мембрана!
Я на страже государства
День и ночь стою без сна
И его оберегаю, без прикрас скажу —
Одна!
Чтобы не иссякла влага,
Чтобы не пробрался враг,
И поэтому сегодня
Не представлю я бумаг!
Здесь и так уже все ясно,
Что с мембраной все прекрасно,
И пока на страже я,
Спит спокойно вся страна.

МИТОХОНДРИЯ:

Для такого государства
Ведь энергия нужна.
Без энергии заводы — ерунда,
Ни дать, ни взять.
И мембране без нее же
Как задачу выполнять?
Все знают, без энергии
Придет всему конец.
Ее даст митохондрия,
Работая, как ТЭЦ.

РИБОСОМА:

Я уже здесь всем знакома.
Мое имя — Рибосома.
Мы производим белок для строительства
И строим. Для жителей и для правительства.
Вклад в дела государства
Мы вносим весомый —
Все здания в клетке
Построены Рибосомой.

ХЛОРОПЛАСТ:

Здравствуйте, здравствуйте, господа!
Узнали? Узнали! Конечно же, да.
Меня не узнать почти невозможно,
Без нас государство почти безнадежно.
Мы производим, без всяких хлопот
Важный для всех газ — кислород.
И углеводы, что скажем заранее,
Важные очень продукты питания.

ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ:

 Выступить должна успеть
Эндоплазматическая сеть.

Я буду краткой, все устали,
Но я хочу, чтоб вы узнали,
Что все перевозки от двери до двери
Осуществляю совсем без потери.
Заказ доставят в срок специалисты,                                                                          Сработают четко, красиво и быстро.

Конкурсанты совещаются.

ЯДРО:

 Мы спорили долго и совещались,
И, надо признаться, совсем растерялись.
Выглядит каждый вполне убедительно,
И список заслуг имеет внушительный.
Время пришло награждать победителя.
Может быть, в этом помогут нам зрители?

 Кто самый важный? Скажите скорее.
Без вас разобраться мы не сумеем.

Ученики дают ответы.

АВТОР:

Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:
Все очень важны и незаменимы.

- Итак, подведем итог. Государство - это система, поэтому клетку мы тоже можем назвать системой и приходим к выводу (ученики вместе с учителем формулируют вывод): «Клетка - целостная система, в которой каждый органоид выполняет свои особые функции и поэтому является незаменимым».

 

(Слайд 30)

VII. Итог урока. (3 мин.)

Учитель: отложите свои маршрутные листы на край стола, закройте учебники, и давайте проверим,  насколько хорошо вы запомнили материал новой темы.

 

Какие клетки изображены на рисунках?

Если органоид есть и в растительной и животной клетке – хлопаете в ладоши.

Если только в растительной клетке – поднимаете руки вверх.

Если только в животной клетке – встаете.

(митохондрия, хлоропласт, цитоплазма, комплекс Гольджи, Эндоплазматическая сеть, вакуоль, рибосома, клеточный центр).

Достигли мы с вами цели урока? (слайд 31)

- оценка работы учеников во время урока.

 

(Слайд 32)

А теперь вернемся к теме нашего урока: клетка — живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу.

…Так клетка, кажется, мала,

    Но в микроскоп взгляните:

    Ведь это целая страна…

(Слайд 33)

Рефлексия. (1 мин)

 

В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

Домашнее задание. (3 мин.) (Слайд 34)

Запишите домашнее задание. 1. (обязательное): Параграф 5

2. (познавательное)   подготовить сообщение об открытии клетки

3. (творческое) Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

 

(Слайд 35, 36)

Маршрутный лист: «Путешествие в мир клетки» ученика ___________________________

Тема урока: ____________________________________________.

Задание 1:  Лабораторная работа

Ход работы:

1 вариант.

Приготовить препарат кожицы лука.

1.     На предметное стекло нанести каплю йода.

2.     Сними часть кожицы лука и помести ее в каплю йода.

3.     Рассмотри под микроскопом

4.     Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения растительной клетки.

2 вариант.

 Приготовить препарат эпителия ротовой полости человека (животной клетки).

1.     На предметное стекло нанести каплю йода.

2.     Потом ложечкой взять мазок с внутренней поверхности щеки и нанести его на предметное стекло.

3.     Полученный препарат поместить под микроскоп и рассмотреть.

4.     Отметь в маршрутном листе на рисунке особенности строения животной клетки.

Сделай подписи к рисункам и вывод.

                                            

Вывод: Сравнив клетку лука и животную клетку под микроскопом, я убедился  в справедливости одного из основных положений  клеточной теории о единстве происхождения органического мира. И растительная клетка, и животная клетка, под микроскопом, имеют ____________________строение. Только в клетке растений имеется _______________________,____________________,___________________. Только в животной клетке имеется ____________________.

Задание 2. Вставь нужные слова, используя учебник (стр.26) .

 

 

1.___________— структурная и функциональная единица всех живых организмов.

2.Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... — плотной прозрачной оболочкой.

3.Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - _____________.

4.В цитоплазме располагаются многочисленные _______________________.

5.Важнейшим органоидом клетки является _____________, которое хранит наследственную информацию.

6.Энергетический центр клетки _________________.

Термины: цитоплазма, митохондрия,  клетка, мембрана, ядро, органоиды.

Проверьте тест самостоятельно, выставив оценку соседу по парте:_______________________

0 ошибок - «5»

1,2 ошибки – «4»

3,4 ошибки – «3»

Задание 4. Определи свое настроение.

 

 

 

 

     

 

 Урок окончен, всем СПАСИБО

 

 

 

 

Директор МКОУ «Чанкурбенская СОШ»               Тагаева М. К.

 

Заместитель директора по УВР                                  Тагаева Н.Р.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Чанкурбенская средняя общеобразовательная школа"

368217, с. Чанкурбе, Буйнакский район, Email:chancurbe_school@mail.ru

 

Отзыв коллег

на открытый урок по биологии:

«Путешествие в мир клеток» в 7б классе,

учителя биологии МКОУ «ЧСОШ»

Алиева М.М.

 

Урок комбинированный, построенный на основе технологии развивающего обучения. Применены здоровьесберегающие технологии. Содержание урока соответствует требованиям программы. Структура урока соответствует его содержанию и поставленным целям. В течение урока учащиеся изучают новый материал и добывают необходимую информацию с помощью исследовательской работы, просмотра видеофильмов о строении растительной, животной клеток, которые заставляют учащихся думать, искать ответы на вопросы в учебнике, запоминать научный материал.

Предусмотрены различные формы деятельности учащихся на занятии, способствующие развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, познавательной и социальной компетентности. В результате проблемного поиска дети узнают о строении клеток, сравнивают растительную клетку с животной и прописывают выводы в маршрутный лист урока. В ходе занятия тренируется память учащихся. Они учатся объективно оценивать работу товарища.

Четко рассчитано время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе, в заключении сделаны выводы, объяснено задание, данное на дом, выставлены оценки учащимся за работу на уроке, проведена рефлексия.

         Итогом урока является самостоятельно заполненный маршрутный лист по теме «Путешествие в мир клеток». За него каждый ребёнок получает оценку. Дополнительную оценку получают все активно работающие во время занятия учащиеся.

           Урок направлен на  решение задач личностного развития учащихся, обеспечивает их продвижение в развитии и усвоении знаний. Ученики являются соавторами урока и проявляют активность, умение делать выбор, давать оценку фактам, оценивать свою работу. Изучение и закрепление новых знаний происходит  на втором и третьем этапах урока. Урок цели достиг.

 

 

Директор МКОУ «Чанкурбенская СОШ»               Тагаева М. К.

 

Заместитель директора по УВР                                  Тагаева Н.Р.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Чанкурбенская средняя общеобразовательная школа"

368217, с. Чанкурбе, Буйнакский район, Email:chancurbe_school@mail.ru

 

Отзыв родителей

на открытый урок по биологии:

«Путешествие в мир клеток» в 7б классе,

учителя биологии МКОУ «ЧСОШ»

Алиева М.М.

 

На уроке осуществлены межпредметные связи с медициной, валеологией, историей, литературой, обеспечением безопасности жизнедеятельности, внутрипредметные связи с темой: «Строение растительной клетки», также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями.

На уроке целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса  к изучению материала темы.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы, работа с интерактивными тренажерами, исследовательская работа и конкурсы способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения.

Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые и элементы занимательности.

Проведение урока в форме игры дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило  вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

 

 

 

Родители 7б класса


Скачано с www.znanio.ru