Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее
Оценка 4.8

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Оценка 4.8
docx
16.01.2020
Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее
Открытый урок В. Осеева Хорошее.docx

Открытый урок по литературному чтению

Тема урока: В Осеева «Хорошее»

Ход урока:

I. Орг. момент

- Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

 

II. Настройка на урок

- Урок литературного чтения.  -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

 

- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение  говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

 

III. Подготовка к работе

 

1) Разминка  речевого аппарата

-  На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это?  СЛАЙД 2

 

Про пёстрых птиц поёт петух,  

Про перья пышные, про пух.

 

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.       

 

2) Подготовка к изучению нового материала

- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку. 

- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор?  СЛАЙД 3

 

                "Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

              - Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!"           (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

       

- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое об Осеевой, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)

- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.        

Дорогие ребята!

           Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

           - Понравился тебе рассказ?

           Я ответила:

          - Не знаю. Я о нем не думала.

          Мама огорчилась.

          - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

         С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)

 

-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

- О чём, о ком её  рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)

 

У: Сегодня мы будем читать еще один рассказ с очень приятным названием. Откройте учебники. Что это за рассказ? («Хорошее»)

 

-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?  СЛАЙД 6

: Как вы думаете, о чем может говориться в этом рассказе? (Дети выдвигают гипотезы, посовещавшись в группах. Гипотезы оформляются как «Дерево предсказаний».)

1

 

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

1.       - Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

 

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом В. А. Осеевой. Ребята расскажут о её  творчестве, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чем она писала рассказы.

 

На доске лента жизни писательницы.

1937

 
                                               

 

1 ученик:

Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. С 1937г. она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборник “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело

 

2 ученик:

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

 

3 ученик 

Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачева сражается” В.А. Осеева прожила 67 лет.

 

- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.

         

Что означает слово «хорошо», "хороший"?  (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)

 

2. Работа над рассказом "Хорошее"

 

1) Первичное чтение рассказа (учитель)              (у детей учебники закрыты)

- Я прочитаю рассказ ,а вы  подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

 

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

 

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

 

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

 

2) Проверка первичного восприятия.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

 

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

 

- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

 

3) Чтение рассказа детьми

А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

-- Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.

4) физмин для глаз

 5) Анализ произведения. Выборочное чтение:

 - Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

 

- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

 

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

 

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

 

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

 

- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

 

- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)

 

 - Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".

 

5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

 

8) Работа с пословицами ( в парах)

- На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы.    СЛАЙД 8

- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

 

V.  Итог урока. Рефлексия.

 

- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

 - А какие хотели бы совершить?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

 

Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добро не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды и ответа. Ведь жизнь дана на добрые дела.

Слайд

Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

 

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее

Конспект открытого урока В. Осеева Хорошее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020