Конспект открытого урока «Знакомство с жанром портрета. Рисование портрета человека»
Цель: Знакомство с жанром портрета в изобразительном искусстве.
Задачи:
1. Обучающие: Формировать представление о портрете, истории возникновения, его разнообразии. Познакомить обучающихся с новыми понятиями. Учить рисовать лицо человека поэтапно.
2. Развивающие: Развивать графические умения и навыки через метод поэтапного рисования. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности. Развивать пространственное воображение, творческую и познавательную активность. Развивать технику работы карандашом.
3. Воспитывающие: Приобщать обучающихся к восприятию и оценке произведений искусства. Расширять кругозор и повышать общую культуру обучающихся. Формировать эстетический художественный вкус, чувство прекрасного. Воспитывать интерес и любовь к искусству. Повысить настроение обучающихся, создать благоприятный психологический климат на уроке.
Оборудование: Для обучающихся: фотографии, рисунки лица (крупным
планом), образец рисунка учителя, альбомы, простые карандаши, ластики, ручки,
тетради по изобразительному искусству.
Для учителя: доска, мел, бумага, графические материалы, четыре панели для портретной рамки (50/150)
Зрительный ряд: репродукции картин – портретов художников, электронная презентация «Портрет», таблица «Пропорции «идеального» лица человека»
Музыкальный ряд: песни: «Губки бантиком, бровки домиком» в исполнении К.Орбакайте, «У нее глаза – два бриллианта в три карата» в исполнении группы «Премьер-министр»
ТСО: магнитофон,
медиапроектор, ноутбук, экран.
Тип
урока - Формирование новых знаний, умений и навыков.
Ход уроков
I.
Организационный момент: Проверка готовности рабочих мест.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу, что все вы готовы к уроку, у
вас есть альбомы, карандаши, ну и головы на плечах. Головы, кстати, сегодня нам
понадобятся. И не в переносном смысле, а в прямом.
II. Постановка цели урока:
Учитель: Итак, мальчишки и
девчонки, сегодня мы с вами поговорим о …. Впрочем, тему нашего урока вы
попробуйте назвать мне сами, после следующих подсказок.
Первая подсказка – кинематографическая.
Посмотрите, пожалуйста отрывок из фильма «Морозко» (Год: 1964. Режиссер: Александр Роу) (включаю отрывок из видеофильма Александра Роу «Морозко», где мачеха «прихорашивает» свою родную дочь перед зеркалом: красит брови углем, щеки – свеклой, примеряет купленную на базаре косу и т.д.).
Вторая подсказка – музыкальная. Послушайте отрывки из известных вам песен
Включаю на магнитофоне фрагменты песен: «Губки бантиком, бровки домиком» в исполнении К.Орбакайте, «У нее глаза – два бриллианта в три карата» в исполнении группы «Премьер-министр»
Третья подсказка – литературная: загадки.
Слайд 1: написан текст загадок
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
или
Живет мой братец за горой
Не может встретиться со мной
Дальше появляется картинка
Учитель: правильно, это глаза
Слайд 2: написан текст загадки
Между двух светил
Я в середке один
Учитель: совершенно верно, это нос
Слайд 3: написан текст загадки
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю
Учитель: вы совершенно правы, это губы и зубы
Слайд 4: написан текст загадки
Не сеют, не сажают
Сами вырастают
Учитель: совершенно верно, это волосы
Учитель: Итак, я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока. Пожалуйста.
Обучающимся предлагается ответить.
Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о портрете.
III.Актуализация знаний: Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.
Также, мы познакомимся с историей возникновения и разнообразием портретов – и ваша задача – после услышанного и увиденного – создать свой портрет по впечатлению и с моей помощью. Попробуем научиться рисовать портрет человека, используя метод поэтапного рисования. Для этого нужно быть терпеливыми и активными.
- Ребята, как вы думаете, что такое портрет?
Обучающимся предлагается ответить.
Давайте обратимся за помощью к презентации.
Слайд 5:
Портрет (франц. рortrait) - направление изобразительного искусства, посвященное изображению определенного человека или группы людей - внешне сходное изображение человека, его нрав, внутреннее мироощущение, жизненный настрой.
Вот еще один вариант определения «портрет»
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Учитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадях определение портрета со слайда, которое вам понравилось.
Портретное искусство это уникальный мир воображений художника - портретиста, стремящегося выразить в своих произведениях красоту человека и его образ, разнообразие окружающего мира и его богатство. Художественный портрет располагает зрителя огромным влечением к тайне человеческой личности. Человек это венец творения, созданный по образу и подобию Бога с неповторимой красотой личности, богатством внутренней жизни. Чем глубже и богаче внутренняя жизнь души художника, тем возвышеннее его ум, тем прозрачнее для него становятся тайны природы, особенно тайны сердца человеческого
Учитель: Интересно, а когда появился первый портрет?
Слайд 6: История портрета
Кикладский идол создан в 2700—2300 гг. до н. э., когда его авторы ещё не обладали достаточными навыками для портретирования, а сама индивидуальность отдельного человека ещё ничего не значила
Учитель: Конечно же, портрет - это живое свидетельство, образ конкретной исторической эпохи.
Слайд 7: История портрета
Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
В истории Русского портрета, начиная с самых истоков, портретная живопись занимает передовое направление в русском искусстве с 18 века.
Большой вклад внесли в развитие искусства портретной живописи русские художники 19 века, из этой эпохи особенно выделяются художники передвижники утвердив собственное видение портретных жанров, описывающих нелегкую крестьянскую жизнь простых людей.
Учитель: Посмотрите на следующий слайд: на нем представлена информация о том, какие функции выполняет портретная живопись.
Слайд 8: Функции портрета
религиозные, погребальные
В домах хранились посмертные маски, снятые с предков, и эти портретные скульптуры обеспечивали покровительство роду. На похоронах члена рода эти маски несли в погребальной процессии, обозначая усопших родных и предков.
репрезентативные
В Римской империи портреты императора были обязательным атрибутом судебных процедур, обозначая присутствие собственно правителя на заседании.
мемориальные
Другие общества также использовали портрет как мемориальное средство: египетские портретные скульптуры, золотые микенские погребальные маски, фаюмские портреты использовались при погребениях. Сходство требовалось тут в магически-сакральных целях — чтобы в загробном мире при взаимоотношениях данного тела и покинувшей его души не происходило путаницы и неузнавания.
В Японии создают скульптурные портреты усопших монахов, а черепа, облепленные так, чтобы опять воспроизвести лицо, в Океании также являются мемориальными объектами.
Учитель: В политике портрет главы государства часто используется как символ собственно государства. В большинстве стран распространён обычай вешать портрет лидера в важных государственных зданиях. Традиционным является использование текущего правителя (для монархий) или правителей прошлого (для демократических государств) на банкнотах и монетах, а также на марках. Чрезмерное использование портретов лидера является одним из признаков культа личности (например, Сталин, Туркменбаши).
Слайд 8:
Увековеченная память о В.И. Ленине – Гигантская голова Ленина в Улан-Удэ
Учитель: Рассмотрим поджанры портрета. Перед вами представлены образцы портретов, относящиеся к разным жанрам.
Слайд 8:
Угадай!
Автопортрет А.С. Пушкина
Франсуа Буше «Портрет мадам Помпадур»
Орест Кипренский «Портрет гусара Евграфа Давыдова», 1809.
Хуан Грис «Портрет Пикассо», 1912
Варианты: исторический, портрет-картина, автопортрет, портрет-тип.
Учитель: Сопоставьте портреты и варианты жанров. Определите жанр каждого представленного портрета.
Ответы детей:
Автопортрет А.С. Пушкина - автопортрет
Франсуа Буше «Портрет мадам Помпадур» - портрет-картина
Орест Кипренский «Портрет гусара Евграфа Давыдова», 1809. - исторический
Хуан Грис «Портрет Пикассо», 1912 - портрет-тип
Учитель: Давайте убедимся в правильности ответов. Предлагаю обратиться к следующему слайду.
Слайд 9: Поджанры портрета
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала.
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический
Семейный портрет
Жанровый портрет
Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленнопреклоненным).
Иногда при классификации используется сословный принцип: купеческий, крестьянский портрет, портрет духовного лица, шутовской портрет,
Учитель: Итак, правильные ответы. Следующий слайд.
Слайд 10: Правильные ответы:
Автопортрет
Портрет-картина
Исторический
Портрет-тип
Учитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадях поджанры портрета со слайда.
Учитель: Предлагаю немного подвигаться. Встаньте, пожалуйста, в проходы между колонками парт.
IV.ФИЗМИНУТКА
1. И.п. – стоя, руки за головой. На счет «раз» - присесть, руки вперед; на счет «два» - вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки в замок. На счет «раз» - руки вверх с полунаклоном назад; на счет «два» - энергичный наклон вперед, руки вниз. Повторить 6-8 раз.
Учитель: Спасибо. Следующий слайд говорит о том, что портреты еще различают по характеру изображения
Слайд 11:
Тициан. «Император Карл V в сражении при Мюльберге». 1548.
Парадный конный портрет императора в доспехах полководца на фоне пейзажа, где разворачивается битва, в которой он победил.
Кристоф Амбергер. «Карл V в юности», до 1532.
Практически камерный портрет, где монарх изображен почти как простой горожанин.
Энгр. «Наполеон на троне», 1804.
Парадный тронный портрет Бонапарта в виде императора со всеми сопутствующими атрибутами.
Учитель: Если кого-то заинтересовало различие портретов по характеру изображения, вы можете прочитать следующий слайд.
Слайд 12: По характеру изображения:
Парадный (репрезентативный) портрет — показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
Коронационный (реже встречается тронный)
Конный
В образе полководца (военный)
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
Полупарадный — обладает теми же принципами, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты
Учитель: Вот еще некоторые характеристики, по каким различают портреты.
Слайд 13: Различие по размеру:
Портретная миниатюра
станковые (картины, бюсты, графические листы)
монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика).
Слайд 14: По числу изображений
на одном холсте, помимо обычного, выделяют двойной и групповой портреты. Парными (или pendant — пандан) называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Вот примеры:
Двойной
портрет
Рубенс, «Автопортрет с Изабеллой Брант»
Групповой
портрет
Гойя, «Портрет семьи Карлоса V»
Парный
портрет
Пьеро делла Франческа, «Герцог и герцогиня
урбинские»
Слайд 15: Различие по форме:
Прямоугольные
Вертикальный формат — в случае одиночного портрета, самый популярный из форматов
Горизонтальный формат — в случае группового портрета, редко используется в случае изображения одной модели
Квадратный (редко встречается)
Овальный — будучи изысканным, усиливает декоративную функцию портрета
Круглый (т. н. тондо) — редко встречается
Вертикальный:
Леонардо
да Винчи,
«Мона Лиза», 1503-1505
Горизонтальный:
Джованни
Джероламо Савольдо,
«Женский портрет», 1525
Квадратный:
Эль
Греко,
«Портрет Херонимо Севальоса», 1613
Овальный:
Доссо
Досси,
«Портрет Лукреции
Борджиа»
Круглый:
Пармиджанино, «Автопортрет в
зеркале», ок. 1523-1524
Учитель: Предлагаю записать в тетрадях формы портретов. А следующая информация о композиции портрета. Я предлагаю список о различии живописных и скульптурных портретов по формату.
Слайд 16: По формату различают:
Живописные:
головные (поплечные)
погрудные
поясные
по бедра
поколенные
во весь рост
Скульптурные:
герма (одна голова с шеей)
бюст (голова и верхняя часть туловища, примерно по грудь)
статуя (целая фигура, с головы до ног)
Учитель: Используя эти четыре панели, я предлагаю заключить в рамки одного из вас, поочередно, используя различия по формату.
Предлагаю выйти пяти обучающимся: один – позёр, остальные – держат панели. Сначала ребята показывают живописные: поплечный портрет, затем погрудный и т.д., а далее скульптурные, проговаривая названия.
Учитель: Молодцы. Хорошо бы еще, если бы вы записали эту информацию в тетрадях. Я вижу, что у тех кто записывает, и у тех кто этого не делает – разный поворот головы. Так вот, в живописном портрете тоже есть различия по повороту головы. Если бы я была натурой для художника – портретиста, и он попросил бы меня повернуть голову в анфас, я бы сделала вот так…
(показываю головой положение анфас. Далее, демонстрируя слайд, поочередно показываю все возможные положения головы)
Слайд 17: По повороту головы:
в анфас (фр. en face, «с лица»)
в четверть поворота направо или налево
в пол-оборота
в три четверти (фр. en trois quarts)
в профиль - это одна из древнейших форм, поскольку для создания требовалось меньше навыков рисования — человек в некоторых случаях рисовался не с натуры, а через подсвеченный полупрозрачный экран, на котором обводили его силуэт.
так называемые фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля
Слайд 18: Примеры портретов:
В
анфас
Леонардо да Винчи «Женский портрет (Лукреция
Борджиа)», 1502
В
три четверти
Леонардо да Винчи, «Портрет Джиневры Бенчи», ок.1476
В
пол-оборота
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489-1490
В
четверть
Леонардо да Винчи, «Портрет музыканта Франчино
Гаффурио», 1490
Профиль
Леонардо да Винчи, «Женский портрет», конец XV века
С
затылка
Леонардо да Винчи, этюд головы Иуды для «Тайной вечери», ок. 1495
Учитель: Ну, и, наконец, перейдем к технике выполнения портретов. Техника, в которой выполнен портрет, является одним из важных факторов, влияющих на образ созданного портрета. В период Древней истории приоритет оставался за портретами, выполненными в камне. В период Возрождения на первый план вышли портреты, выполненные маслом, до настоящего момента сохраняющие первенство.
Слайд 19: По живописному средству различают:
карандашные
акварельные
гравированные
живописные (масло, темпера, гуашь)
рельефные (например, на медалях и монетах)
скульптурные
фотопортреты
Карандаш:
Франсуа Клуэ. «Портрет Екатерины Медичи», ок. 1560
Акварель:
Александр Брюллов. «Портрет Натальи Гончаровой», 1831
Гравюра:
«Портрет Джорджа Вашингтона», фрагмент 1-долларовой купюры, 1863
Масло:
Ван Гог, «Автопортрет», 1889
Рельеф:
«Камея Гонзага», резьба по камню, III век до н. э.
Скульптура:
Неизвестный скульптор, «Портрет Петра Великого», XVIII век
Фотопортрет:
Альберто «Кордо» Гуттьеррес, «Портрет Че Гевары», 1960 год
V. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок композиций портретов героев литературных произведений.
VI. Рефлексия: учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.
Презентация зарисовок: учащиеся, завершившие работу, объясняют портрет к какого персонажа они создали.
Оценка деятельности на уроке: учащиеся высказывают свое мнение об уроке, заполнив сигнальные листы.
Учитель
задает вопросы обучающимся:
-
Интересно ли вам было на сегодняшних уроках?
- Какое действие наиболее вам понравилось?
- Какую отметку вы бы поставили себе?
Учитель: Молодцы, вы хорошо потрудились. Благодаря вашим стараниям мы сможем организовать выставку портретов. И, возможно, кто-то из вас в будущем сможет стать замечательным художником – портретистом.
Выставка рисунков на доске (на магнитиках). Рассматривание детьми.
Учитель: Портреты готовы. Сегодня вы справились с задачей поэтапного рисования, композиционно правильно построили рисунок, выдержали пропорции и правильно изобразили все части лица. Рисунки получились у всех разные, индивидуальные, выразительные.
Учитель: Спасибо за урок, не забудьте привести в порядок свои рабочие места!
VII. Домашнее задание
Подобрать информацию по теме урока; по желанию подготовить рассказ об одном портрете любого художника, который привлек ваше внимание и вызвал интерес.
Тип урока- изучение нового материала.
При построении урока Магомедова Х.К. пользовалась
принципами: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и
последовательности.
Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний. Так, например, тема урока не была сообщена, а дети вышли на неё сами.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе через нетрадиционное приветствие: видео отрывок из фильма «Морозко» (Год: 1964. Режиссер: Александр Роу), а так же слушание музыкального произведения «Губки бантиком, бровки домиком» в исполнении К.Орбакайте, «У нее глаза – два бриллианта в три карата» в исполнении группы «Премьер-министр», литературные загадки.
Объём материала урока и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередуются формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность учащихся организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ, т.к. это наиболее эффективно. Дети очень любят уроки с яркой наглядностью, видеороликами. С удовольствием выполняют предложенные задания. Работа получается интересной и радостной. Переход к практическому этапу осуществлялся при помощи загадок о части лица. Здесь для детей создан момент неожиданности, так как ответы на загадки были нарисованы. При разгадывании картинка становилась доступной.
Методы стимулирования и мотивации учащихся способствуют достижению высоких результатов. На уроке использован свободный выбор творческого задания. Работа в парах, индивидуальная работа, групповая и исследовательская деятельность повышает интерес к уроку. Музыка во время самостоятельной работы так же вызывает положительные эмоции, активизирует на работу. С помощью исследования проблемных вопросов и рассуждений по иллюстративному материалу учащиеся получили полное представление о разновидности портрета, его цели в изображении, знаменитых авторах, истории появления портретного жанра.
Рациональное использование времени на уроке способствовало выполнению намеченного плана, этапы урока плавно сменяли друг друга.
В конце занятия был подведён итог, рефлексия, анализ работ.
Активность и работоспособность учащихся наблюдалась на протяжении всего урока.
Учитель был полностью готов к уроку, у него был опорный конспект, и презентация с темой урока и изображениями. В течении всего урока учитель контролировал работу учеников. Учащиеся были так же абсолютно готовы к уроку– у всех на рабочих столах были альбомы, краски и письменные принадлежности. Кабинет так же был подготовлен для проведения урока технологии – были соблюдены санитарно-гигиенические требования к уроку, учитель использовал презентацию и колонки и включал музыку. Использование здоровьесберегающих технологий: дифференцированный подход в обучении; наличие эмоциональной разрядки (презентация творческой работы); чередование разных видов деятельности : беседа, просмотр фильма; «Презентация портретов художников».
Учащиеся
сравнивают репродукции, определяют сходство и различия образов человека. Таким
образом, была определена тема и цель урока.
С помощью исследования проблемных вопросов и рассуждений по иллюстративному
материалу учащиеся получили полное представление о разновидности портрета, его
цели в изображении, знаменитых авторах, истории появления портретного жанра.
Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к
другому.
В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую
деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: мозговой
штурм, беседа, рассказ, наглядность, метод самостоятельной работы.
В ходе урока планировалось развитие творческих способностей в процессе
выполнения самостоятельной работы над разновидностью жанров портретов.
Рефлексия учебной деятельности позволила учащимся осознанно оценить свою работу
на уроке, ученики высказываются по поводу результата урока, выбрали
предложенные мимические образы человека как оценку настроения в конце урока – у
всех восторг.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.