Открытое занятие на тему «Новогодняя игрушка - Ёлка»
Программа «Живая глина». 03.12.2020г.
Открытое занятие.
Студия «Радуга». Педагог ДО: Шараева О.А.
Группа ПФДО № 2/М1
Продолжительность занятий: 2 занятия по 40 мин.
Тип урока: Освоение новых знаний.
Тема: Новогодняя игрушка - ЁЛКА
Цель занятия: изготовление ёлочной игрушки – Ёлочка из глины.
Задачи занятия:
Обучающие:
· Закрепление знаний способа скатывания шарика, раскатывания конуса и рельефной формы изделия.
· Дать определенные способы рельефа – 1) путём нанесеня рисунка на глине, 2) путём наложение формы шариков на основу.
· Показать приемы и технологии лепки, соединения частей в единое целое изделие - ёлки.
Развивающие:
· Развитие фантазии и воображения при лепке игрушки ёлки из глины по представлению образца изделия.
· Развивать устную речь, память, умение систематизировать изученный материал.
· Развивать умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей, давать самооценку.
· Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
· Развивать познавательную активность, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
· Содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и группы в целом.
· Помочь осознать ценность успешной деятельности товарищей.
· Формировать эмоционально-положительное отношение к лепке из глины.
Метод обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные - рассказ, объяснение, беседа; наглядные - демонстрация иллюстраций, фото образцов изделия; презентации по теме занятия, демонстрация образца готового изделия; практические и репродуктивные - практическое творческое задание с применением собственных творческих решений или частично-поисковых методов; проблемные - изложение материала с элементами проблемности, диалогическое проблемное изложение учебного материала, частично-поисковый метод; индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации обучения (методы формирования интереса – загадки, анализ жизненных ситуаций, выставка готовых изделий как создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в обучении – разъяснение общественной и личностной значимости обучения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (выставка готовых изделий – как итоговый контроль и оценка выполненной работы).
Форма урока: групповая с индивидуальным подходом.
Техническое оборудование: интерактивная доска для демонстрации учебного материала, образец готового изделия.
Содержание учебного материала:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Практическая часть.
5. Закрепление и рефлексия.
6. Итог занятия.
7. Уборка рабочего места.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Педагог: - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.
Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей) А какой праздник мы каждый год отмечаем зимой? (Ответ детей)
– А знаете ли вы, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответ детей)
Отгадайте загадку:
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (Ёлка)
Мы сегодня с вами узнаем историю Новогодней елки. Новогодняя ель – непременный атрибут празднования Нового года и Рождества. Сегодня мы с вами попробуем самостоятельно сделать креативную новогоднюю ёлку из глины.
2. Актуализация знаний
– А вы знаете, когда впервые люди стали отмечать Новый год и ставить елку?
Декабрь – любимое время года, когда ощущение праздника витает в воздухе, предвосхищая Новый год, праздник, который приносит в ваш дом очарование сказки, ожидание чуда и запах еловых веток.
– Ребята, а с чем у вас ассоциируется Новый год? (Ответ детей) А ещё со снегом, с пушистой, сверкающей ёлкой, морозцем, после которого так приятно очутится в теплом доме, где пахнет хвоей, загадыванием желаний на будущий год.
3. Изучение темы
Разве можно представить себе Новый год без пушистой, красивой, нарядной ёлки? Эта лесная красавица давно стала для нас символом Нового года.
– Ребята, а вы знаете какой национальности новогодняя елка? (Ответы детей) Новогодняя ёлка по национальности – немка. Немцы считали ель священным деревом. Она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие и достоинство.
Обычай наряжать новогоднюю ёлку прочно вошёл в моду к началу XVII века. В 1815 году на лесной красавице появились игрушки из дерева, олова и жести. Мастера стали изготовлять нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тонким слоем чеканной латуни.
Мода менялась, надо было придумывать новые изделия. Из азиатских глубинок в Европу стали завозить разноцветные фонарики и корзинки.
Но фантазия немецких стеклодувов опережала всех: птички, деды-морозы, кувшинчики, шишки, хрупкие амфоры и дудочки... Женщины и дети раскрашивали изделия золотой и серебряной пылью. Германия долго сохраняла свои позиции ведущего мирового производителя новогодних ёлочных украшений.
Украшения рождественских ёлок менялись в зависимости от моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя ёлка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного тона, её вытеснила строгая, стильная ёлка в серебристо-белых тонах. Позже вновь вернулась тенденция наряжать новогоднюю ёлку просто – соломенными звездочками и фигурками из бумаги и картона.
– Ребята, а у вас дома на Новый год, какая ель стоит? (Ответы детей)
– Ребята, а какими елочными игрушками вы украшаете? (Ответы детей)
– Сегодня ёлочные игрушки – это традиционное праздничное украшение ёлки. По игрушкам можно «прочесть» историю страны. Какие бы события ни проходили в стране, мастера ёлочных украшений отзывались новыми игрушками.
В каждом доме Ёлка воспринимается как декорация для семейного праздника, а то, как сделать этот праздник более приятным мы с вами сегодня отобразим в созданной вами креативной новогодней ёлочке, и к её созданию отнесёмся со всей серьёзностью.
4. Практическая часть
4.1. Техника безопасности
– Прежде чем приступить к изготовлению ёлки, помните ребята, что необходимо помнить о технике безопасности при работе с острыми инструментами: стейком, острой палочкой-зубочисткой. Не делать резких движений, не держать острием вверх, и по окончании работы убрать их на место в стаканчик.
4.2. Создаем креативную новогоднюю елочку
– Обратите внимание, у вас на столе много разнообразного материала. Раскажите какие материалы и инструменты приготовлены у вас на столе и для чего они нам необходимы.
1. Дощечка для лепки.
2. Влажная салфетка для укрытия куска глины и смачивания пальцев и рук при работе с глиной.
3. Стек для работы с глиной.
4. Острая палочка или зубочистка для нанесения рельефа на глине.
5. Шликер – жидкая глина для склеивания деталей из глины.
6. Кисточка для нанесения шликера на поверхность глины.
7. Глина - 2 куска: большой и маленький.
4.3. Этапы работы над изделием
- Из большого куска глины скатываем шар.
- Из шара формируем конус (конус цельный или конус - «колокольчик»).
- От маленького куска глины отламываем кусочик и скатываем шарик для макушки-звёздочки. Шликером приклеиваем шарик к макушке ёлочки.
- На конусе зубочисткой или острой палочкой прорисовываем иголки ёлки.
- Из глины скатывает колбаску и делим на равные маленькие части для шариков-украшений ёлки. Из полученных частей скатываем одинаковые шарики-украшения для ёлки и шликером приклеиваим к ёлке.
- Ставим автограф на своём изделии-ёлке.
ФИЗМИНУТКА.
В прятки пальчики играли
И друг друга обнимали.
Вот так, вот так,
И друг друга обнимали. (Ритмично наклоняем вниз пальцы и поочерёдно скрещиваем парные пальцы)
5. Закрепление и рефлексия
Итак, мы сделали с вами ёлочку. Какие этапы мы с вами выполнили чтобы создать такую красавицу? (Ответы детей)
Как у нашей ёлочки
Зелены иголочки,
Украшенья — шарики,
Звёздочки, фонарики.
- Давайте выстраим хоровод из наших ёлочек и посмотрим как мы справились. Теперь, мы дадим нашим изделиям высохнуть и следующим этапом будет роспись нашеё работы. Скажите сколько времени нам необходимо для сушки нашего изделия? (Ответы детей)
- Ваша ёлочка может служить как подарок-сувениром, может быть ёлочной игрушкой. Когда высохнет мы её раскрасим и прикрепим подвеску-верёвочку.
6. Итоги занятия
- Что особенно понравилось на занятии? Что не понравилось? Почему?
- Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии?
- Что вызвало затруднение? Почему?
– А кому вы решили подарить созданную вами новогоднюю елочку? (Ответы детей)
7. Уборка рабочего места
- Наше занятие подходит к концу. Давайте приведем в порядок наше рабочее место.
– Ребята, вам было интересно делать красоту? (Ответы детей)
– И мне тоже было с вами интересно. Я буду очень рада видеть вас снова. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.