Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики».

  • docx
  • 24.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.3 ФЭМП старшая группа.docx

Заведующий МКДОУ «Д/с №5 «Соколёнок» 

 

                                     с. Майданское, Унцукульский район

 

 

Нурмагомедова Р. М.  __________________

 

 

 

2.3 Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

«путешествие на планету Математики».

Подготовила и провела:

Расулова Асият Апандиевна

 

 

 

 

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе, с использованием игровой технологии «Путешествие на планету Математики».

 

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Обучающие задачи:

• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше -меньше.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстрации).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материал: цифры, знаки, мяч.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, листочки, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть.

-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

Воспитатель: А теперь давайте красиво сядем, ножки поставим вместе, спинка прямая. Послушайте пожалуйста, стихотворения.

Давайте, ребята, учиться считать!

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа,

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Беритесь ребята скорей за работу

Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

- Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

- Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие, нам нужно внимательно сосредоточатся на задание.

Гимнастика для глаз

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так:

тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.

(Воспитатель раздает листки в клетку, где отмечены точки с цифрами, которые необходимо соединить по порядку.)

Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.) (Слайд небо)

Воспитатель: Ну вот, сели по удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо начать обратный отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. (музыка взлёт ракеты) (слайд небо)

-А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте немного поиграем.

Определим предыдущее и последующее числа. Соседи числа.

Игра с мячом «Назови число»

Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного?

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:

посчитай по порядку от 1 до 5

посчитай по порядку от 5 до 10

Посчитай в обратном порядке от 5 до1

Назови соседей числа 3

Назови соседей числа 5

Назови соседей числа 9

Назови соседей числа 2

Молодцы вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.

Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Слайд инопланетянина)

Кто это? (Ответы детей.)

Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.

Задачки - то заколдованные и зашифрованные, но ведь мы не боимся трудностей и справимся с вами.

Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки

«Пальчиковая гимнастика»

Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно пять.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, складывают пальчики обеих рук в виде геометрических фигур. Показывают раскрытую ладошку.

Геометрический диктант

Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание :

Дидактическая игра «Отгадай фигуру».

Вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом,

Вдоль нижней стороны – синим карандашом

Справа - провести желтую линию

Слева – провести зеленую линию.

Загадки

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

В левом верхнем углу нарисуйте (красный треугольник)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

В правом нижнем углу нарисуйте (зеленый квадрат)

Эти фигуры по городу мчат,

в садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

В левом нижнем углу нарисуйте (синий прямоугольник)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

В правом верхнем углу нарисуйте (желтый круг.)

- А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. (зеленый квадрат)

Где нарисовали желтый круг (в правом верхнем углу)

В каком углу прямоугольник (в левом нижнем углу синий прямоугольник) Вдоль какой стороны нарисована красная линия? (Вдоль верхней стороны листа)

На какой стороне синяя линия?» (Вдоль нижней стороны)

- И с этим заданием мы с вами справились!

Воспитатель. Ребята, инопланетяне не знают, что такое дни недели. Давайте им расскажем.

Сколько всего дней недели? (7)

Как называется первый день недели? (понедельник)

Сколько дней в недели выходных? Как они называются? (2, суббота и воскресенье)

Какой день недели четвертый? (четверг)

Какой день недели между вторником и четвергом? (среда)

А давайте покажем нашу веселую физминутку про дни недели

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)

Воспитатель. А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать. Решим геометрическую задачу.

Положите на стол столько квадратиков, сколько показывает цифра (6)

Ниже положите кружочков на 3 меньше, чем квадратиков.

А под кружочками треугольников на 1 больше, чем кружочков.

Из этих фигур составьте ракету, на которой вы полетите обратно домой.

Воспитатель. Ребята, инопланетяне, как и вы, любят рисовать, но у них приключилась беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?

Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно. 6

• Закрасьте первый карандаш желтым цветом,

• Четвертый – синим,

• Второй – зеленым,

• Пятый – красным,

• Третий – коричневым,

• Шестой черным.

(Дети закрашивают карандаши.)

Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?

Какого цвета карандаш на пятом месте?

На котором по счету месте желтый карандаш?

(Слайд инопланетянина со звездочкой)

- Ребята, инопланетяне очень рады, что такие умные, дружные ребята были у них в гостях. Они дарят вам звезды,которые сияют на их планете.

Давайте скажем им спасибо.

Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.

- Опять берем стартОтсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Пуск! Полетели! (Слайд небо с ракетой)

А пока мы с вами летим - «Умственная разминка»

1. Сегодня четверг, а завтра?

2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

3. Если стол выше стула, то стул?

4. Сколько времен года?

Воспитатель. Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели обратно в детский сад. Ну, что осталось только забрать подарки от инопланетян.

- На какую планету мы сегодня летали?

- Что мы нарисовали с помощью точек и цифр?

- Что тебе было трудно выполнять сегодня?

- Что тебе понравилось больше всего на занятии?

- Какое доброе дело ты сегодня сделал на занятии?

- Чему мы научили сегодня инопланетян?

- Что тебе показалось сложным на занятие?