Конспект открытого занятия по теме: «Развитие народов Северного Кавказа в XVI-XVIII вв.»
Оценка 4.9

Конспект открытого занятия по теме: «Развитие народов Северного Кавказа в XVI-XVIII вв.»

Оценка 4.9
Работа в классе +2
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл +1
15.02.2023
Конспект открытого занятия по теме: «Развитие народов Северного Кавказа в XVI-XVIII вв.»
Конспект открытого занятия по теме: «Развитие народов Северного Кавказа в XVI-XVIII вв.»
Konspekt_otkrytogo_zanyatia.doc

 

Конспект открытого занятия

по теме: «Развитие народов Северного Кавказа в XVI-XVIII вв.»

 

1. Вид занятий - семинар 

    Форса занятий – групповая

Цель занятия:

         систематизировать знания по теме «Развитие народов Северного Кавказа в XVI-XVIII вв.»;

         обобщить сущность взаимоотношений с Россией XVI-XVIII вв.;

         развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), устную речь;

         воспитывать толерантность.

 

Задачи:

         закрепить знания студентов по  расселению народов на карте Северного  Кавказа,  их географическое и геополитическое  положение;

         проанализировать динамику исторического развития народов Северного Кавказа под воздействием российско-кавказских связей с XVI- по XVIII вв.;

         охарактеризовать основные занятия,  культуру и быт, духовно-нравственные основы народов Северного Кавказа  (XVI-XVIII вв.).

 

Формируемые компетенции:

1. ОК-4 - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    2.  ОК- 9 - Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

 

Ресурсы

1. Основные - Акопян В.З. Северный Кавказ. Природно-географический, этнодемографический и исторический очерки: учебное пособие. Пятигорск: ПГЛУ, 2014. – 108 с.

2. Дополнительные

1.            Барнаш А.В., Лазарян С.С. Очерк культурного развития Северо-Кавказского края: начало XIX - начало XX вв. Пятигорск, 2010.

2.            Великая Н.И. К истории взаимоотношений народов Восточного  Предкавказья в XVIIIXIX вв. М. 2011

3.            Гранкин Ю.Ю. Торгово-экономические связи России с народами Западного и Центрального Кавказка (конца XVIII - первая половина XIX вв.). Пятигорск, 2002. – 216 с.  

Оборудование:

Исторические карты Северного Кавказа XVI – XVIII в.; 

Интерактивная доска

 

4. Ход занятий

1. Организация начала занятий

 

В процессе  занятия мы обратимся к базовым понятиям в области этногенеза северокавказских отношений; соотношение регионального и общероссийского в вопросе о месте Северокавказского региона в России.

Уважаемые студенты! На предыдущих лекциях и практических занятиях мы достаточно глубоко изучили историю народов Северного Кавказа с эпохи  древности до Средневековья с V тыс. до н.э. по XV в.

Пришли к  выводу, что наиболее значимым историческим фактором, который повлиял и коренным образом изменил состав населения народов Северного Кавказа стал период, связанный с  нашествием татаро-монголов и  включение его под контроль государства  Золотая орда (XIII-XV вв.), что повлиял значительные изменяя на их расселения в горах и на равнине.

Через Северокавказские степи, долину, проходили важные торгово-обменные дороги, включая и северное ответвление Великого шелкового пути. Мы уже говорили, что в настоящее время разработаны социально-экономический и туристский проект «Шелковый путь», часть которого будет проходить по территории Предкавказья.

Вопрос о присоединении Северного Кавказа к России возникает в XVI в. Окрепшее в период правления Ивана III Московское государство уделяет все большее внимание восточной политике, отношениям с Османской империей, Сефевидским Ираном, Крымским, Казанским, Астраханским ханством и Ногайской ордой. Особенно укрепляеться связь при Иване IV – после присоединяя Казанского и Астраханского ханства к Московской Руси и добровольного вхождения Кабарды в состав России 

В этот же период устанавливаются интенсивные контакты с Северным Кавказом и Закавказьем. Россия получает право торговли по Волго-Каспийскому пути (с 1569г.), что укрепляет торгово-экономические связи с народами Северного Кавказа.

Кратко обозначив путь народов Северного Кавказа к XVI в.,  нам необходимо остановиться на одном из главных вопросов об особенностях освоения земель Предкавказья в XVI-XVIII вв. показать самобытность культуры и быта, а также развитее  связях её с Россией.

 

2. Обобщение и систематизация знаний

 

Занятие будет оцениваться студентами с помощью специальной таблицы, обучающиеся разбиваются на три группы, каждая из которых готовит ответы и презентации на конкретные вопросы; вторая группа в процессе выступления первой  готовит им вопросы, третья оценивает первую и вторую группы, а затеи они меняются ролями.      

 

Таблица оценивания на открытое занятие

 

п/п

Фамилии И.О.

Доклад, презентация 

Вопросы

Оценка

Итоговая

студент

преподаватель

1.      

 

 

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

 

 

3.      

 

 

 

 

 

 

4.      

 

 

 

 

 

 

5.      

 

 

 

 

 

 

 

План 

I.                       Освоение земель Предкавказья в XVI-XVIII вв.

II.    Установление политических, торгово-экономических и династических связей между Россией и народами Северного Кавказа в XVI  - XVIII вв.

III. Общественное развитие народов Северного Кавказа, их промыслы,  культура, быт, духовно-нравственные основы (XVI-XVIII вв.). 

 

 

I.      Освоение земель Предкавказья в XVI-XVIII вв.

 

  Нам необходимо охарактеризовать расселение народов на карте Северного  Кавказа, раскрыть   их географическое и геополитическое  положение;

 

Студент - делает сообщение о кабардинцах

 

В истории заселения Северного Предкавказья кабардинцами существуют разные точки зрения на дату их появления: одна группа ученых склонны считать, что кабардинцы с Северо-Западного Кавказа, прибыли сюда в XVI в., другие утверждают, что в XV в.

 

Студент - делает сообщение о гребенском казачестве

 

Когда мы говорим об основании гребенского казачества на  Тереке, то часто возникает вопрос, что казачество это этнос или социальная группа, прослойка?

Исторически сложилось так, что гребенцов, казаков, поселившимся на гребнях Терека вполне, как свободных людей можно назвать как субэтнос русского народа. С момента их привлечения на постоянную службу  казачество становится военным сословием, которое сыграло важнейшую роль в упрочении России на Северном Кавказе в охране рубежей страны.

 

Студент  - делает сообщение на тему «Осетины на карте Северного Кавказа» 

 

Замечу, связи алан с Византией повлияли на принятие населением Алании христианства. На территории Архыза находятся самые древние христианские храмы X в. Интересно, что часть осетин – дигорцы в основном исповедующие ислам – это влияние завоевательного похода Тимура (Тамерлана) в 1495 г.

 

Студент  - делает сообщение о чеченцах, ингушах, а также о балкарцы и карачаевцы

 

Преподаватель: жизнь в нагорной местности ограничивалась натурально-хозяйственными связями, сдерживался процесс широких торгово-экономических контактов. И лишь в XVI-XVIII вв.с приходом на Северный Кавказ под охраной русского оружия началось  освоение плоскостной территории, что способствовала развитию новых форм общественных связей, и использованию природных богатств региона.

 

Студент - делает сообщение о ногайцах

 

Говоря об особенностях российской колонизации Предкавказья, имеет место и тот факт, что такой народ как ногайцы перестали быть кочевым народом, обрели оседлость, что позволило им сохранить свою культуру, язык, обычаи, нравы; было создано ногайское приставство.

 

Вопросы первой группе: пожалуйста, вторая группа  задайте вопросы первой группе. 3 группа должна учитывать активность обеих групп и оценивать.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что, на территории Предкавказья в XVI – XVIII вв.  проживали современные нам народы.  

Условия их расселения в высокогорье и на плоскости стали последствием  монгольского нашествия. Как вы думаете, у каких народов Северного Кавказа которые, жили в высокогорье  или  на равнине было больше возможностей развивать отношения с Россией и другими народами?      

Давайте прослушаем сообщения об установлении торгово – экономических и политических связей между Россией и народами Северного Кавказа в XVI – XVIII вв. В чем это выражалось? 

 

II Установление политических, торгово-экономических и династических связей между Россией и народами Северного Кавказа в XVI  - XVIII вв.

 

  2. Давайте рассмотрим отношения России и Северного Кавказа в XVI в. 

 

Пожалуйста, вторая группа осветите вопрос.  Готовит вопросы  третья группа, оценивает - первая группа     

 

 

  2.1 Итак, с XVI в. отмечаются тесные взаимоотношения России с Северо-Кавказскими народами, прежде всего, с Кабардой.

 

2.2 Теперь рассмотрим    «Укрепление российских позиций на всем Северном Кавказе и всемерное расширение экономических и политических связей с Закавказьем в XVII в.»

Для  России главная задача - обеспечение безопасности Кабарды и укрепление русского влияния в Дагестане. Перенос Терского городка в устье Терека и река Терек  - официальная граница России.

 

2.3 «Преобразование отношений России и народов Северного Кавказа в XVIII в.»

 

1774г. - по мирному договору России и Турции Кабарда отходит к России.

С 1777 г. Россия строит Азово – Моздокскую линию из 10 крепостей. 

С исчезновением давнего соперника - Крымского ханства (1783 г.)  меняются взаимоотношения России и народов Северного Кавказа. Россия начинает проводить колонизаторскую политику по включению народов Северного Кавказа в культурное и экономическое поле России.

Официальной границей между Россией и Турцией на территории Северного Кавказа  будет установлена река Кубань (1791, Ясский договор) 

 

Вопросы второй группе: пожалуйста, третья группа  задайте вопросы второй группе. Напоминаю: 1 группа должна учитывать активность обеих групп и оценивать.

 

III.   Общественное развитие народов Северного Кавказа, их культура, промыслы, быт, духовно-нравственные основы (XVI-XVIII вв.).

 

3.1 Уважаемые студенты! Мы с вами убедились, что основу   хозяйства народов Северного Кавказа составляло земледелие и скотоводство, господствовали натурально-хозяйственные отношения. Однако до настоящего времени вызывают интерес традиционные для северокавказских народов   промыслы: ковроткачество, ювелирное искусство, кузнечное дело, каменное зодчество, обработка кожи, оружейное дело и другое.     

 

Пожалуйста,  третья  группа осветите вопрос.  Готовит вопросы  для этой группы первая, оценивает – вторая  группа. 

 

3.2 Жизнь в условиях нагорной части и на плоскости обществ Северного Кавказа в трудных географических и геополитических условиях  позволили этим народам выработать особую этику взаимоотношений внутри семьи, народа, а также во взаимоотношениях с внешним миром, что и позволяло выживать  в этих сложных условиях.  

 

Вопросы третьей  группе: пожалуйста, первая группа  задайте вопросы третьей  группе. Напоминаю: 2 группа должна учитывать активность обеих групп и оценивать.

Мы прослушали выступление на тему «Общественное развитие народов Северного Кавказа, их культура, промыслы,  быт, духовно-нравственные основы (XVI-XVIII вв.)». 

 

3. Анализ деятельности студентов

Анализ проводится с помощью оценок таблицы, в которой студенты выставляли  оценки выступающим, задающим вопросы и отвечающим на них.  

 

4. Подведение итогов занятия

 

Мы увидели сам процесс развития и те кардинальные изменения, которые повлияли на отношения между народами в регионе.   

Новые социально – экономические условия поставили горские общества перед необходимостью модернизации, обновления экономики, социальных отношений, повседневного быта.

Присоединение к России ряда северокавказских территорий, Крымского ханства способствовало оживлению российской торговли с народами региона, а через них и с соседними восточными странами. Это показывало выгоды связей с Россией для местного населения, следует добавить к этому оказание военной помощи кавказским народам против войск Порты и шахского Ирана. 

Эти вопросы мы будем изучать на следующих занятиях. Тема следующей лекции «Народы Северного Кавказа в первой половине XIX в.».     


Конспект открытого занятия по теме: «Развитие народов

Конспект открытого занятия по теме: «Развитие народов

Исторические карты Северного Кавказа

Исторические карты Северного Кавказа

Таблица оценивания на открытое занятие № п/п

Таблица оценивания на открытое занятие № п/п

С момента их привлечения на постоянную службу казачество становится военным сословием, которое сыграло важнейшую роль в упрочении

С момента их привлечения на постоянную службу казачество становится военным сословием, которое сыграло важнейшую роль в упрочении

II Установление политических, торгово-экономических и династических связей между

II Установление политических, торгово-экономических и династических связей между

Уважаемые студенты! Мы с вами убедились, что основу хозяйства народов

Уважаемые студенты! Мы с вами убедились, что основу хозяйства народов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023